Выбрать один из памятников архитектуры и написать небольшое сообщение

Какие памятники архитектуры наиболее известны в Ярославле?

 

Медицина Ярославской области

 

XVIII в. положил начало развитию гражданской медицины. Распоряжением Петра I «учинялись» по губерниям «шпиталеты». В 1737 г. Анна Иоанновна подписала указ о назначении лекарей в «знатные города империи». В их число вошли Ярославль и Углич. Этим же указом разрешалось открывать вольные (частные) аптеки. Указ плохо исполнялся из-за недостатка лекарей. «Определены в городах Ярославле и Новегороде… городские лекари; а в протчих городах за недостатком лекарей еще определить неково», – читаем в архивном документе.

 

Первый лекарь (его имя нам неизвестно) в Ярославле не задержался. В 1740 г. назначение получил Боденринтер (Боденрейтер), он проработал в городе до 1755 г. С 1755 г. должность ярославского городового врача занимал П.А.Гове. Петр Андреевич Гове родился в Кронштадте в 1726 г. Его отец А.А.Гове, родом из Дании, вступил «в вечное российское подданство», таким образом, его сын, по существовавшему тогда положению, считался «природным россиянином». Начал службу П.А. Гове «по медицинскому корпусу» в 1742 г. лекарским учеником в Санкт-Петербургском госпитале, затем служил в армейских полках и «при других комиссиях» (лекарем Э.Бирона). Видимо, Гове не был искусным врачом: Медицинская коллегия (высший орган управления медициной) перевела его в Углич, «где в его искусстве не столько потребности». В 1771 г. во время «заразительной» болезни Гове, как он позднее сам о себе напишет, «к сохранению человеческой жизни не жалея себя прилагал всеусерднейшее старание и попечение». По-видимому, Гове действительно сыграл немаловажную роль в ликвидации эпидемии: в 1780 г. он получил звание штаб-лекаря, которое в то время присваивалось за особые заслуги. Позднее «за долговременную службу» Гове произвели в чин коллежского асессора, что давало право на потомственное дворянство, и в 1792 г. Гове и его дети получили дворянское достоинство.

 

Первым лекарем Углича стал Лев Кононович Емельянов. Он начал службу в 1719 г. подлекарем во флоте, затем в той же должности служил в Морской академии. В 1726 г. после производства в лекари получил назначение в Тверь «для пользования разных чинов больных» при доме архиепископа Тверского и Кашинского. В Твери прожил до 1746 г., когда «из-за непроизводства жалования» подал в отставку, затем отправился в Петербург и подал прошение на имя императрицы: «за верную и беспорочную службу и для нынешней моей старости определить в город Углич городовым лекарем». Искомую должность с жалованием 12 руб. в месяц и «со свободною квартирой» Емельянов получил. Долго ли служил Емельянов в Угличе – неизвестно. В 1765 г. в Углич был определен на службу Роман Гутганд, позднее упоминается лекарь Власов. К середине века Ярославль и Углич оказались в числе 26 городов России, имевших постоянных лекарей. Кроме того, в Ярославский край приезжали врачи со специальными полномочиями. В 1743 г. в Ростовском уезде боролись с «поветрием» (эпидемией) откомандированные из Москвы доктор Боений и лекарь Карпов. В 1756 г. Московская медицинская контора направила доктора Маунзея, а в 1757 г. доктора Гевита для лечения жены сосланного в Ярославль герцога Бирона. В 1740 г. фармацевт Г. Г. Дуроп открыл в Ярославле одну из первых в российской провинции вольную аптеку.

 

Появление лечебных учреждений в Ярославском крае связано с административной реформой Екатерины II (1775 г.). В соответствии с «Учреждением для Управления губерний Российской империи» в каждой губернии создавались приказы общественного призрения, которым передавалась «социальная сфера». На приказы возлагалась обязанность устраивать и содержать богоугодные заведения: больницы, сиротские приюты, богадельни, «дома для сумасшедших» и др. Ярославский приказ общественного призрения был учрежден одним из первых – 11 января 1778 г. В том же году появился «дом для сумасшедших». Больницу для «разного звания людей» с особым флигелем для «одержимых прилипчивыми болезнями» открыли в 1780 г., в следующем году – воспитательный дом для «приносимых младенцев». Эти заведения содержались на проценты с капитала (15 тыс. руб.), выделенного Екатериной II, и частных пожертвований, собранных по инициативе ярославского генерал-губернатора А.П. Мельгунова. Неимущие лечились и содержались на счет приказа, с остальных больных взималась плата.

 

Сведения о работе больницы в первые годы ее существования скудны и отрывочны. При больнице состоял штаб-лекарь и «прочие служители». В 1782 г. весь персонал больницы получил жалования 146 руб. 66 ½ коп., прочие же расходы на содержание больницы составили 25 руб. В 1784 г. был принят на службу лекарь, «который своими операциями многих каменною болезнью страждущих излечил совершенно», а «неимущих пользовал безденежно». Имена первых лекарей остались неизвестными. С 1790-х гг. в больницу обслуживали городовые врачи.

 

Отдельно располагался воспитательный дом для незаконнорожденных с родильней. В 1795 г. в приют были определены две повивальных бабки – М.Эйнрот и М.Томасова, в их обязанности входило оказание бесплатной помощи бедным роженицам. В конце XVIII в. в приюте ежегодно рождалось более 30 младенцев и принималось свыше 20 подкидышей, но подавляющее большинство детей погибало. За период 1797 – 1800 гг. из 150 младенцев умерло 147. Столь высокая смертность объяснялась крайне ослабленным состоянием подкидышей, поступавших в приют, плохим уходом и неправильным вскармливанием – рациональные представления об искусственном вскармливании младенцев еще не получили распространения.

 

 В 1786 г. был открыт Дом призрения ближнего с больницей и аптекой.

 

Кроме лечебных учреждений приказа общественного призрения, в Ярославле с 1780 г. действовал лазарет пехотного полка (лекарь Маслович, подлекарь Бенедиктов). Военный лазарет мушкетерского полка развернули в Угличе (штаб-лекарь К.И.Штейнметц). Полковые госпитали не имели постоянной «прописки», они перемещались вместе с воинской частью, оставляя больных на долечивание в гражданских лечебницах. Средства на содержание лечебных учреждений военных ведомств в мирное время составлялись из регулярных вычетов 1% офицерского и унтер-офицерского жалования, половины жалования с каждого больного за время пребывания в стационаре и государственных ассигнований.

 

Одновременно с приказами общественного призрения в 1775 г. вводились должности уездных докторов и лекарей – по одному на уезд, а также подлекарей и лекарских учеников – по два на уезд. Однако из-за нехватки специалистов «медицинские чины» были назначены только в Ярославль, да и там штаты удалось заполнить лишь наполовину: лекарь – Р. Гугон, подлекарь – П. Виц и лекарский ученик – М. Васильев. В 1786 г. Екатерина II писала А.П.Мельгунову «…Мы не оставим изыскать средства по снабдению Губернии врачебными чинами». В 1788 – 1791 гг. «докторскую вакансию» в губернском городе занимал саксонец И.Г.Карчер, имевший большую частную практику.

 

Впервые полная информация о «медицинских чинах», служивших в губернии, появляется в 1790 г.: штаб-лекари Гове (Рыбинск) – это последнее о нем упоминание, Симанов (Романов), Сычов (Данилов), Томашевский (Углич); лекари Друве (Ярославль), Зайцов (Любим), Радышевский (Молога). В Борисоглебске работал «лекарь и оператор (хирург – Е.С.) каменной болезни» Садовской – первый в нашем крае врач, имевший звание хирурга. В 1785 г. появляются сведения о лекарских учениках (помощниках лекарей).

 

Первые шаги ярославского здравоохранения давались с трудом. Нововведения XVIII в. – века Просвещения – практически не затронули провинциальную Россию. Рациональная медицинская помощь населением зачастую отвергалась. «Здешние обыватели редкой имеет привычку призывать врача», – констатировали уездные лекари. Немалые усилия для развития медицинского дела на Ярославской земле приложил А.П.Мельгунов.

 1. Выбрать одно медицинское учреждение города Ярославль и написать небольшое сообщение о его развитии и жизни в данный момент.

Образование Ярославской области.

На рубеже веков в российском обществе широко распространяется идея получения всеобщего и обязательного начального образования. В этой связи уже с 1900 г. Ярославская губернская школьная комиссия начинает разрабатывать программу по созданию нормальной школьной сети. По расчетам статистиков для достижения общедоступности школьного обучения был определен радиус действия учебного заведения в 2,5 версты (в Московской губернии действовала трехверстная училищная система). На основании установленной зоны исчислялась потребность в начальных школах по волостям и уездам.

 

Острая нужда в учебных заведениях ощущалась и в городах. В отчетах городских управ неоднократно отмечалась переполненность классов начальных школ (количество учеников в классе иногда доходило до 60 человек). Это в свою очередь вынуждало отказывать в поступлении многим желающим. Для исправления подобного положения городские органы самоуправления совместно с земствами создавали новые учебные заведения начальной ступени.

 

В начале ХХ в. система среднего образования Ярославской губернии преобразилась. Об этом прежде всего свидетельствовало резкое увеличение числа средних учебных заведений и учащихся в них. Если на 1900 г. в 16 школах средней ступени обучались 2541 ученик мужского пола и 2316 женского, то в 1914 г. в Ярославской губернии существовало уже 31 учебное заведение, где были соответственно 4511 и 5334 учащихся. По отчетам Ярославской городской думы, в 1907 г. наряду с существующими тремя одноклассными школами появились еще две: мужское училище «В память открытия 1-й Государственной думы» и 2-е Духовское женское. А 1 ноября 1909 г. на средства городского общества в наемных квартирах были открыты три новых смешанных начальных школы: Никитская, Предтеченская и 2-я Тверицкая.

 

Среди начальных учебных заведений особое место занимали городские училища повышенного типа. В самом губернском центре на 1910 г. таковых имелось три: двухклассное Воскресенское женское и два четырехклассных мужских. В зависимости от состава штатных педагогов и привлеченных учителей в учебный курс помимо традиционных дисциплин включались и дополнительные: история, география, физика, иностранные языки. Подобное расширение учебной программы позволяло разрешить одну из самых насущных задач — достижение преемственности начальной и средней школ.

 

Основным видом средней школы оставалась гимназия. На начало ХХ века в губернии существовало 7 гимназий, из них 5 — женских. Все они были построены по классическому типу. В мужских гимназиях курс обучения составлял 7 годичных классов, после окончания которых проводились устные и письменные испытания. Аналогичный порядок действовал и в женских средних учебных заведениях. Однако здесь имелся и восьмой дополнительный класс, выпускницы которого получали аттестаты домашних наставниц.

 

Так же, как и в начальной школе, дирекции гимназий вынуждены были отказывать в приеме за неимением вакансий. Учитывая явное несоответствие числа средних школ возрастающим потребностям общества в Ярославле в 1908 г. была создана губернская комиссия, одной из целей которой стало выявление «запросов среднего и профессионального образования». Одновременно земские управы настоятельно требовали открытия мужских гимназий в уездных городах: Мологе, Пошехонье, Угличе. По итогам работы данной комиссии Ярославская городская дума пришла к заключению о «неотложной необходимости открытия хотя бы одной мужской и одной женской гимназии». В этой связи дума выразила готовность провести отвод земли под постройку требуемых зданий и намерение сделать заем в 100 тыс. рублей для ассигнования их на строительство и оборудование гимназий. На средства городских и земских обществ выдавались безвозмездные пособия при открытии гимназий, на пристройку и ремонт школьных помещений, для создания школьных библиотек и музеев. Расположенные в Ярославле гимназии освобождались от платы за коммунальные услуги.

 

Одной из характерных черт народного образования Ярославской губернии являлся высокий удельный вес частных гимназий. С начала ХХ в. здесь открылось 7 таких средних учебных заведений, из них две мужские гимназии в Ярославле (Щеголева и Н.Н.Виноградовой), остальные женские: в Ярославле — О. Корсунской и П. Д. Антиповой, в Данилове — Г. Головиной, в Рыбинске — О. Вольской, в Романове-Борисоглебске — О.Люйтен. В этом деле большую роль играло подвижничество провинциальной интеллигенции. Примером может служить деятельность П. Д. Антиповой, оцененная на страницах «Вестника Ярославского земства» «как редкое еще явление в жизни культурных слоев общества». Каменный двухэтажный дом для женской гимназии был построен на собственные средства начальницы учебного заведения. Появились также частные училища.

 

В частных школах вводились различные новшества, а более низкая плата за обучение делала их привлекательными для демократических слоев общества. Практически все подобные учебные заведения Ярославской губернии имели права государственных. Но в них имелись большие возможности для совершенствования организационно-воспитательного процесса. Так, в Ростовской гимназии, открытой на средства А. Л. Кекина, устраивались образовательные экскурсии в Москву, Нижний Новгород, Крым, учащимся предоставлялись бесплатные завтраки. Применялись и новые методы обучения: в Романове-Борисоглебске гимназия Люйтен предназначалась для детей обоего пола, что было чрезвычайно редким явлением для данного времени. В 1913 г. это учебное заведение было переведено в Ярославль.

 

В результате активной деятельности городских и земских обществ количество гимназий в губернии возрастало. В 1909 г. их было 13, а к 1914 насчитывалось уже 19 гимназий. При этом половина вновь открытых учебных заведений пришлась на уездные города. Некоторые уездные, такие как Рыбинская мужская, имели общегубернское значение, так как основной состав учащихся включал в себя детей из разных уездов. Обучались и выходцы из других губерний: в Любимской женской гимназии (1914) таковых было 65; а всего обучалось 191. При подобных учебных заведениях непременно организовывались пансионы и интернаты.

 

В Переславль-Залесском уезде в 1915 г. было 82 земских школы, 10 министерских и 36 церковно-приходских. В Переславль-Залесском имелись мужская и женская гимназии.

В начале ХХ в. в системе среднего образования складывалась устойчивая тенденция к увеличению количества учащихся из мещанского и крестьянского сословий. Удельный вес последних составлял в канун первой мировой войны от 20,5% в Ярославской женской гимназии до 30% в Мологской женской гимназии. Еще более широкий доступ к среднему образованию представителям низших слоев обеспечивали реальные и коммерческие училища — в Ярославле на 1912 г. их действовало 3 с общим числом учащихся 482 (более 70% учеников являлись выходцами из городских и сельских сословий).

 

Развивалась благотворительность в области образования. По завещанию петербургского купца, выходца из крестьян Рыбинского уезда М. Е. Комарова строится ремесленное техническое училище в Рыбинске. Подобное училище строит в Ярославле на Духовской улице Н. П. Пастухов. По завещанию петербургского купца А. Л. Кекина строится мужская гимназия в Ростове. Фабриканты Карзинкины строят училище для рабочих Большой ярославской мануфактуры невдалеке от фабрики. Ярославский купец В. К. Иванов основал и содержал образцовое начальное училище в Никольском Романов-Борисоглебского уезда.

 

Благотворительная деятельность различных общественных организаций и частных лиц во многом способствовала демократизации социального состава учащихся. В Ярославской губернии существовало общество для вспомоществования учащимся недостаточного состояния, которое вносило плату за обучение, помогало приобретать одежду, обувь, книги. Некоторые ученики благодаря этому обществу освобождались от платы частично или даже полностью. Так, в 1914 г. было внесено упомянутым обществом 555 руб. за 36 учениц частной женской гимназии Люйтен. Освобождались от платы за обучение «по бедности» и другим причинам". Количество таких учащихся было весьма высоким — достигало ¼ от общего числа (в 1912 г. из 267 учеников Ростовской гимназии им. Кекина полностью от платы было освобождено 64).

 

Большей доступности среднего образования, помимо пособий и освобождения от платы, содействовали различные стипендии, выдававшиеся учащимся при достижении успехов в учебе. В Мариинской гимназии (1906) среди 509 учениц 83 получали стипендии от земств, обществ, а также с капиталов, пожертвованных частными лицами учебным заведениям. В числе последних значились стипендии сенатора Унковского, А. И. Лопатиной, Незнамовых, Макиной, Хребтова и т. д. Всего из 19 стипендий в данном учебном заведении 9 относились к частным.

 

В процессе развития образования особое значение имело губернское общество взаимопомощи учителей. Оно организовывало ссудные операции для педагогов, выдавало пособия учителям по болезни, инвалидности, на обучение детей. С 1904 г. общество достигло соглашений с врачами на бесплатное обслуживание преподавателей, а с транспортными компаниями, владельцами магазинов, аптек по предоставлению услуг и товаров по сниженным ценам. Такие действия позволяли не только сохранить численность педагогического персонала, но и увеличить ее.

В Ярославле в начале ХХ в. существуют Демидовский лицей, два реальных училища, коммерческое училище, кадетский корпус. В 1908 открывается учительский институт, появляется отделение Московского археологического института. В 1910-е гг. был разработан план преобразования Демидовского лицея в полный университет, однако война помешала быстрому осуществлению этого замысла.

В 1914—1916 гг. число учебных заведений в Ярославской губернии возросло за счет эвакуированных гимназий и училищ из западных регионов. К 1917 г. в губернии имелись потенциальные возможности для развития системы образования. Народное образование развивалось очень быстрыми темпами, которые отвечали двойному запросу ярославского общества: к введению всеобщего начального образования, что планировалось осуществить в 1910-е гг., и к углублению образования. Частная образовательная инициатива, рост государственных ассигнований на образование делали возможным решение этих задач в губернии в недалекой перспективе.

В 1917 г., в обстановке общественного кризиса, была начата передача церковно-приходских школ министерству просвещения, а в целом процессы в системе образования принимают в это время неуправляемый характер.

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: