Проблема исторического процесса в философии. Основные концепции философии истории

 

           Термин «философия истории» введен Вольтером, который понимал под этим историографию общества в его развитии. Начиная с Гегеля философия истории отлична от историографии:

1) Философия истории - выявдение сущности самого исторического процесса

2) «Философия истории»- выявление в реальной истории тех или иных стран тех событий и этапов, которые являются историческими событиями, которые конституируют историю народа как «исторического народа»

 

           Человеческий мир-мир, конституируемый временем. Явление человеческой мира имеет начало и конец и это делает любое дело временным. Всякое явление человеческого мира требует постоянного возрождения, постоянного «держания» (Мамардашвили)

           Существует только, если это всегда производят-пульсирующий способ. Оно то есть, то нет, то такое, то другое—>время -сущностная категария. Мир принципиально историчен.

«История»-1) прошлое (история страны, земли...)

2)происшествие, случай, событие

Эти два обыденных смысле укоренены в понятии «история».

1)Прошлое-то, что прошло, чего уже нет. Но оно есть благодаря памяти, воспоминаниям. Следы реконструкции есть всегда, история всегда обнаруживается как реконструкция (например, камень имеет историю: по следам на нем можно установить его прошлое существование)—>1) требование некоего следа в настоящем; 2) воссоздание в настоящем. 2)—>должен быть кто-то(субъект), кто может совершить реконструкцию. История немыслима без способного к ее реконструкции начала (без субъекта) История существует в воспоминании, прошлое-осмысление следов, отсылка следов к чему-либо. Чтобы была история, должен быть «экран», на котором создается прошлое. —>история-это всегда рассказ.

           История свойственна только человеческому миру, где человек может производить+без нее человек не может существовать.

Античное сознание антиисторично-бытие есть все. Кант в 18 веке выделил 2 мира:

• мир природы (мир непрерывных связей, причинно-следственных отношений

• мир человеческих событий (прерывные связи, закон «воления»

           Хайдеггер(20в) углубил эту идею—»история-особое бытие, бытие во времени «временение»

Понятие «историчность» История как историчность это и есть свершение бытия. Эта история не есть прошлое, а есть то, что возникает здесь и сейчас, то, что демонстрирует само время, само событие Таким образом, история-амбивалентный состав:

1) прошлое

2) свершение, происшествие, событие

История как некая действительность творится дважды:

1. Когда случаются события. Тогда она тождественна настоящему

2. Когда случившееся событие выявляет свои корни, вытаскивает прошлое для себя. Рассказчик, который обнаруживает для совершенного события его корни.

           Историчность(история в ее свершении)-результат воления человека. Бытие рождения, порождения. Это проявление человеческой способности утверждать бытие. И в этом случае человек подобен богу, так как он это бытие становит. История как историчность -выход ЗА

• за сложившийся порядок

• за границы той истории, которая объясняла этот порядок

Историчность -есть само бытие истории, так как возникает по отношению к тому прошлому, которое выявляет историю.

           Человек, который создает события обладает фундаментальным свойством-допускать небытие до существования. Это значит

убрать то, что есть (очищает, небытие было до моей диссертации) На этом чистом месте утверждается новое, другое.

отличное бытие.

           Характеристики историчности, которая допускает бытие до существования, допускает ситуацию порождения:

1) «Нудительность» (от нужды) порождает существование, где возникает необходимость чего-то.

2) Требование свободы человека в бытии. Если нет свободы, нет развития, нет изменения.

3) Воображение - продуктивная сила(Кант) Она способна созидать, создавать новые события, поступки, героев, которые рождают новый порядок. Воображение порождает действительность с новой размерностью

4) индивидуальное, неповторимое начало-то, что не повторяет предшествующего. Но это неповторимое становится, вынуждает повторение. Будущее-это повторяемое. Историчность рождает уникальное событие неповторимое в прошлом, но которое должно повториться в будущем.

           Рожденное событие требует повтора и этим утверждается процесс социальной жизни. Но рожденное событие устанавливает связи с событиями, уже свершившимися. Рожденное событие опускает свои корни в историю. И устанавливается ряд событий, связанных друг с другом

Концепции истории

1) Античность. История как связь, последовательность событий (хроника, летопись, бывалыцина) События выстраиваются хронологически, иногда вне зависимости от содержания. Такое понимание истории не видит внутренней связи, а видит внешнюю не сущностную связь. Это шкала событий

2) Средневековье-содержательная связь событий, вытекание событие одного из другого. Жизнь человека-реализация Божественного предначертания, провидения, «провиденциалистическая история». Существует план событий, движение к заданной цели. Эсхатологичность понимания истории, (страшный суд, суд над историей, который расставит знаки)

3) Философия нового времени создает новое понимание истории как связи событий. История как развитие поступательное, прогрессивное. Рассматривается некий закон истории, то, что внутри событий выступает как связь-законоцелесообразность. «Историософия прогресса»

- Гегель История есть реализация идеи свободы. Историческое событие, которое предъявляет свободу, реализует ее. Человеческое действие есть действие духа. Дух -есть предъявление человеку логики абсолютной идеи. Абсолютная идея-такое бытие, которое само себя определяет. Это самоопределение идеи является ее сущностной чертой-бытийное основание свободы человека. Свобода пронизывает историю. Этапы истории:

-нет свободы, человеческий дух не смыслил себя способным на свободу

-свобода для одного (общество восточного типа, где деспоту и монарху принадлежит свобода)

-свобода некоторым (античный мир Греции и Рима)

-свобода всех и для всех (Правовое государство и гражданское общество)

По Гегелю, существуют исторические народы, которые открывают ступени свободы и неисторические народы, которые

следуют установленным образцам.

- Кант. История-развитие знания человеческой природы. История включает 3 этапа: мифологический (знание в форме мифа), метафизический(господство мировых религий), позитивный (нация становится главной)

- Маркс Основание исторического общества-экономическая деятельность. История-смена экономических форм жизни,

смена общественных формаций. 2 принципа членения:

История развития экономических формаций

1. общинная собственность на средства производства, нет классов и политического деления, управления

2. частная собственность, порождение классов и политического управления. Различные типы частной собственности (рабовладельч, феод, капиталистическая, смешанная)

3. Установление общественной собственности на средства производства. Исчезновение государства. Свобода каждого-условие свободы всех

Способы производства:

-общинный

-античный

-азиатский

-феодальный

-буржуазный

-социалистический

-коммунистический

Маркс обращает особое внимание на формы изменения типов организации общественной жизни. История для Маркса есть движение двух форм: эволюция, революция. Главное в учении об истории-учение о социальной революции. Революция для Маркса - эпоха, связанная со сменой экономических формаций. Она охватывает большой период. Более узкий смысл революции-социально-политическое движение, направленное на захват государственной власти, изменение с целью смены экономического устройства. У Ленина революция-политический процесс, имеющий строгую структуру.

- Уолт Ростру (1960) «В стадии экономического роста» Некоммунистический манифест.

-Традиционное общество—на основе аграрного производства, не использует научное знание. Это все общество вплоть до эпохи Возрождения.

-подготовка к взрыву - накопление капитала, необходимого для вложения в производство.

-сдвиг, взрыв, промышленная революция-создание индустриального хозяйства, использование науки

-зрелое индустриальное общество - промышленное производство в той или иной области играет доминирующую роль.

-общество массового потребления - производство предметов длительного использования (США) Тогда появляется термин «постиндустриальное общество», «информационное общество»

В 20 веке на смену прогрессивистским концепциям (постулательностъ+всемирный ряд+человечесво рассматривается как некий организм, который движется по ступеням развития) возникает другой тип концепций. Рассмотрение истории как локальной истории. Связь событий замыкает события в какой-то круг и тогда история перестает быть рядом прогрессивного развития. История становится формой жизни локальных кругов, локально увязанных событий.

- О.Шпенглер «Закат Европы» 1918 Резко выступает против концепций прогресса. Человечество не существует как единая единица. История существует как история локальных образований. Человечество реально представлено жизнью разных культур. Единицей истории является культура (8 культур) Каждая культура образуется как организм, живущий одной идеей.

-Прафеномен культуры. Это идея культуры, его можно представить в символе

-Античная культура -материально оформленное тело

-современная европейская культура-пространство (хаосовская культура) Египетская культура-луч.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: