Социальной дифференциации. Общественные классы и их роль в истории

 

Взаимодействие людей с другими людьми может строится на разных основаниях:

1. На основе различия людей (например, в сфере производства-труженики, собственники, потребители) Это различие основано на различии их деятельности -как обмен деятельности. В ходе взаимодействия возникает интерес в сфере употребления -потребления(лицо сапожника-сапоги)

2. На основе общности людей (все труженики могут взаимодействовать, так как они труженики, собственники с собствениками как люди со сходными интересами. Такое объединенное взаимодействие и называется общением.

Результат общения -общность, группа. Группа -это форма общения.

           Общение выходит за сферу производства. Основание -социальный интерес. Интерес связан с целями людей, совершающих действие.Интерес существует как объективное отношение цели в действительных ситуациях. Социальный интерес-интерес какой-то группы, субъекта. Представлен отношением цели данного субъекта к целям других субъектов, с которыми он взаимодействует в ходе реализации своей цели Интерес выявляет отношение субъекта к другим субъектам

           Социальный интерес социальной группы -вступление в отношение с кем-либо

           Сфера интересов разнообразна и система групп, рожденных при реализации интересов порождает сферу общения.

           Сфера общения-конгломерат разных групп и должны быть какие-то принципы организации общения. 2 уровня организации

общения:

1) микроуровень: межличностное общение в малой группе(неформализованная часть), изучается социологией, социальной психологией. Существуют различные теории, выявляющие основания подобного поведения

-что он может получить

-интерпретация поведения человека

-психоаналитическая теория поведения

2) макроуровень: в больших группах. Построен на различии групп и связан с организацией системы групповых отношений, задает социальную структуру общества. Социальная структура общества показывает статус групп и людей, мерность социального пространства.(роды, племена, классы, нации и др.)

Учебник Существует 5 видов социальной структуры общества:

1,2 Этническая(род, племя, народность, нация) и демографическая(своими корнями связаны с биологической природой

человека, хотя и под эгидой социального, представляют это биологическое в общественной жизни)

3,4,5 поселенческая(город, деревня), классовая, профессионально-образовательная(социалъные в полном смысле слова,

цивилизационные)

Существуют различные концепции соц. структуры общества:

• Платон: о трех соц. группах в государстве, обусловленных уровнем способностей людей(правитель, стражник, работник)

• Средневековая философия: соц. статус определен сословием

• Подробно структура общества начинает изучаться в 18 веке при появлении предпринимательства. Появляется понятие общественный класс, связанный с экономическими отношениями (Фергюссон).

а) Смит выделял 3 класса: землевладельцы, промышленники, труженики. Эти типы связывались с типом дохода: от ренты земли, капитал и прибыли от капитала, заработная плата. Эти группы приобретали опред. значимость в зависимости от роли богатства. Главная роль в обществе принадлежит землевладельцам и им принадлежит власть. Однако право первенства переходит к капиталистам

б) В 19 веке класс играет главную политическую роль во время революций и эта линия продолжается Марксом. Фундамент класса-собственность. Класс характеризуется не тем, как он получает доход(у Смита), а тем, какой вид собственности им конституируется.

Определение класса (Ленин) Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по из отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по пароли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Черты класса:

1.класс конституируется видом собственности Собственность разделяет людей по отношению к средствам производства и присвоению результатов труда.

2.класс оказывает влияние на другие группы, которые классами не являются(территориальное деление, половозрастное членение и др.)

3.классы-субъекты исторического развития, группы антагонистических интересов. Классовая борьба как движущая сила развития

4.Классовая борьба-сила, которая должна привести к ликвидации классовых различий и установлению бесклассового общества.

Маркс говорит, что основа богатства есть труд и потому к нему перейдет первенство. Борьба пролетариата превратит свой классовый принцип в принцип всего общества, то есть не иметь собственности и жить своим трудом

• Теория социальной стратификации: соц. различия порождают соц. группы, слои, которые отличаются друг от друга, которые могут быть ранжированы. Основа и сущность социальной стратификации в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и слияния среди членов того или иного сообщества» Любой признак, который различаетлюдей(например, размер дохода, доступ к дефицитным благам, протекционные связи и мн. др) может быть основанием стратификации общества(разделения на слои). Это разделение может быть обнаружено в любом обществе, но нужно дать людям возможность свободно двигаться по стратам (мобильность: горизонтальная (пространственная), вертикальная(качественная) Создание равных возможностей для приобретения того или иного статуса.

• Теория элитаризма. Основана на степени участия людей в тех или иных процессах. В обществе должна быть группа, обладающая преимуществом в принятии решения. Социальное развитие зарождается в умах элит. Элиты создают уровни требования к человеку.

           В обществе, где постепенно снимается значимость различий-значимость элит возрастает. История развития соц. стран связана с ослаблением границ и зависимости между классами, соц.группами. Снимаются значимые экономические и имущественные различия. Приобретает значение личные усилия человека. Связан со способностью человека участвовать в социальной структуре общества. В современном обществе играют большую роль группы, играющие роль в культуре, науке.

 

Вид деятельности   Социальная форма   система социальных групп  
общение   группа   социальная структура общества  

 

РАЗДЕЛ Ш. ВОПРОС 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: