Основные отличия программ, реализуемых в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, по этапам подготовки

 

 

Програм Дополнительные Дополнительные Программы
мы общеразвивающие предпрофессиональные спортивной
Этапы программы программы подготовки
подгото      
вки      

СО Реализуются для

Не допускается

  детей и взрослых в    
  срок, установленный    
  организацией по    
  согласованию с    
  учредителем    
  (рекомендуется 36    
  недель в году)    
НП   Реализуется в Допускается с
    отношении детей в учетом специфики
    возрасте до 18 лет в подготовки
Т(СС)   сроки, определенные Реализуется в
    ФГТ из расчета от 36 отношении лиц,
    до 42 недель в году проходящих
ССМ   Допускается для спортивную
    завершения подготовку в
    образовательного соответствии с
  Не допускается процесса только для федеральными
    детей, прошедших стандартами
    обучение на спортивной
    тренировочном этапе подготовки из
ВСМ   Не допускается расчета 52 недели в
      году

 

Сокращения, используемые в таблице N 7: СО - спортивно-оздоровительный этап; НП - этап начальной подготовки;

 

Т (СС) - тренировочный этап (этап спортивной специализации); ССМ - этап совершенствования спортивного мастерства; ВСМ - этап высшего спортивного мастерства;

 

ФГТ - федеральные государственные требования к минимуму содержания,

 

структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам

 

4.2. Оказание физкультурно-оздоровительных услуг и реализация дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта.

 

Организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут оказывать физкультурно-оздоровительные услуги путем проведения занятий по физической культуре и спорту, а образовательные организации или организации, осуществляющие обучение, могут реализовывать общеразвивающие программы дополнительного образования в области физической культуры и спорта, используя для этого спортивно-оздоровительный этап.


 

Разработка программ данного уровня, а также определение порядка приема лиц на данные программы осуществляется организацией на основании локального нормативного акта самостоятельно в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным

 

нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность*(56).

 

4.3. Условия, предъявляемые к предпрофессиональным программам дополнительного образования в области физической культуры и спорта.

 

Условия, предъявляемые к разработке и реализации предпрофессиональных

 

программ дополнительного образования определяются федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ по физической культуре и спорту и к срокам обучения по этим программам образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры

 

и спорта, утвержденными приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30530).

 

Образовательная организация в соответствии с указанными федеральными государственными требованиями и с учетом требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта самостоятельно разрабатывает в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" реализуемые программы. При этом необходимо обеспечить преемственность дополнительных предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки, реализуемых данной образовательной организацией.

 

При приеме детей для реализации дополнительных предпрофессиональных программ необходимо руководствоваться приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531).

 

4.4. Условия, предъявляемые к программам спортивной подготовки. Условия, предъявляемые к структуре и содержанию программ спортивной

 

подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки, содержатся в федеральных стандартах спортивной подготовки, а в случае их отсутствия рекомендуется придерживаться следующей структуры программы спортивной подготовки (далее - Программа):

 

титульный лист; пояснительная записка;


нормативная часть;

методическая часть;

система контроля и зачетные требования;

перечень информационного обеспечения;

план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

На "Титульном листе" Программы указывается:

наименование вида спорта;

наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;

название Программы;

 

название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе

которого разработана Программа;

срок реализации Программы;

год составления Программы.

 

В "Пояснительной записке" Программы дается характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины).

 

"Нормативная часть" Программы содержит:

 

продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта;

 

соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта;

 

планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта; режимы тренировочной работы; медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам,

 

проходящим спортивную подготовку; предельные тренировочные нагрузки;

 

минимальный и предельный объем соревновательной деятельности; требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию; требования к количественному и качественному составу групп подготовки; объем индивидуальной спортивной подготовки; структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов,

 

этапов, мезоциклов).

"Методическая часть" Программы содержит:

 

рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;

 

рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; рекомендации по планированию спортивных результатов; требования к организации и проведению врачебно-педагогического,

 

психологического и биохимического контроля; программный материал для практических занятий по каждому этапу


подготовки с разбивкой на периоды подготовки;

рекомендации по организации психологической подготовки;

планы применения восстановительных средств;

планы антидопинговых мероприятий;

планы инструкторской и судейской практики.

"Система контроля и зачетные требования" Программы включает:

 

конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта;

 

требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки; виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и

 

тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;

 

комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.

 

В "Перечень информационного обеспечения" Программы рекомендуется включать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в работе лицами, осуществляющими спортивную подготовку и при прохождении спортивной подготовки лицами, проходящими спортивную подготовку.

 

План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий формируемый организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, рекомендуется включать в Программу.

 

Действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование программ спортивной подготовки не предусматривается.

 

При разработке и описании в программе спортивной подготовки требований

 

к методической основе тренировочного процесса рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами:

 

а) направленность на максимально возможные достижения.

 

Направленность на максимально возможные (высшие) достижения реализуется при использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления.


 

б) программно-целевой подход к организации спортивной подготовки. Данный принцип выражается в прогнозировании спортивного результата и

 

его составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах, составлении конкретных программ спортивной подготовки на различных этапах и их реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки - побед на определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов.

 

в) индивидуализация спортивной подготовки.

 

Процесс спортивной подготовки должен строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния, спортивного мастерства.

 

г) единство общей и специальной спортивной подготовки.

 

На основе общей физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки спортсмена, должно происходить увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств.

 

д) непрерывность и цикличность процесса подготовки.

 

Спортивная подготовка строится как круглогодичный и многолетний взаимосвязанный процесс. Цикличность спортивной подготовки проявляется в необходимости систематического тренировочного процесса и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса и этапов спортивной подготовки.

 

е) возрастание нагрузок.

 

Правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсмена основывается на принципе их возрастания, где объемы и способы (постепенность, ступенчатость, волнообразность) возрастания нагрузок определяются в зависимости от этапа подготовки, возраста и спортивного мастерства спортсмена.

 

ж) взаимосвязанность спортивной подготовки и соревновательной деятельности.

 

Рациональное построение процесса подготовки спортсмена предполагает его строгую направленность на формирование календаря соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное выступление спортсмена на спортивных соревнованиях соответствующего уровня.

 

Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки содержатся в федеральных стандартах спортивной подготовки, а в случае их отсутствия рекомендуется руководствоваться предлагаемыми критериями результативности:

 

1) на этапе начальной подготовки:

 

формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков;


освоение основ техники по виду спорта;

 

всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов;

 

отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта.

 

2) на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

 

повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

 

приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта;

 

формирование спортивной мотивации;

укрепление здоровья спортсменов.

3) на этапе совершенствования спортивного мастерства:

 

повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование общих и специальных физических качеств, технической,

 

тактической и психологической подготовки;

стабильность  демонстрации  высоких   спортивных  результатов на

 

региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья спортсменов.

 

4) на этапе высшего спортивного мастерства:

 

достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;

 

повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: