Контролирующий стиль семейного воспитания и тревожный тип личности

 

    В процессе контролирующего стиля семейного воспи­тания формируется тревожный социально-психологиче­ский тип личности.

Возникновению подобного типа личности способст­вуют 4 условия:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или опеку­нами при жестком обращении с ним.

2. Родители контролируют деятельность своего ребен­ка со слов окружающих, наказывая его по первому же на­говору.

3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в боль­нице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны разно­возрастных членов палаты.

4. Родители имеют повышенную моральную ответст­венность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.

Все эти условия вызывают защитную реакцию у детей, но чаще всего родители культивируют воспитание на основе четвертого условия, что в общем-то немногим от­личается по характеру от остальных трех. При всех четырех условиях родители культивируют следующие отношения.

Родители предоставляют ребенку ограниченную свобо­ду действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений.

Постоянно действующий или временный контроль всегда требует твоего логического завершения. Поэтому родители вынуждены наказывать за неправильное пове­дение и поощрять за правильное. Однако чаще приходит­ся наказывать либо для упреждения возможных негатив­ных поступков ребенка, либо по поводу уже свершивших­ся. При этом родители начинают с простого коман­дно-приказного тона, в последующем переходят к крику, постановке в угол, наказанию ремнем, запретам на удов­летворение потребностей ребенка в игре и развлечениях. Мало того, родители считают, что за один и тот же про­ступок мера наказания должна постоянно возрастать. Не­которые родители бьют своих детей до тех пор, пока ребе­нок не перестанет плакать. Это приводит к глубоким психологическим срывам в состоянии детей.

Родители часто требуют на счет (раз, два, два с поло­виной, три) выполнить их распоряжение, после чего пе­дантично приводят в исполнение свой приговор.

Широко применяя меры наказания, родители добива­ются послушания ребенка. Однако сиюминутный успех в управлении ребенком не гарантирует в последующем нормальное его поведение.

У родителей имеется целый арсенал оправдательных мотивов своего жесткого обращения с ребенком: «нет терпения», «если не наказывать, совсем отобьется от рук», «нас били, и мы выросли хорошими людьми». Мож­но услышать даже такие оправдательные заявления:

«Дети должны воспитываться в страхе, примером для это­го является дрессировка животных. Собака, не испыты­вающая страха, плохо выполняет команды хозяина».

Родители, как правило, бывают скупы на ласку, по­хвалу, поддержку ребенка. Чаще всего родители видят бо­льше недостатков в своем ребенке, чем достоинств, тре­бующих вознаграждения.

    Повышенная моральная ответственность заставляет родителей видеть в своем ребенке такой объект воспита­ния, который может пойти по негативному пути разви­тия.

    В остальных случаях отношения родителей к ребенку или воспитателей или опекунов могут носить характер «ребенок — мишень», на которого сыплются все шишки. Жесткое обращение с ребенком как эпизодическое явление может возникнуть в результате потери одним из родителей работы, размолвки между супругами, смерти одного из них, рождения ребенка в результате нежелате­льной беременности, эмоциональной подавленности и желания все выместить на ребенке.

Очень часто причиной неоправданно жесткого эпизо­дического отношения к ребенку является отсутствие эле­ментарных знаний о развитии детской психики.

Родителям все время кажется, что их ребенок достав­ляет окружающим хлопоты. Поэтому они всячески изви­няются перед окружающими за совершаемые ребенком поступки. Могут иногда наказывать ребенка демонстра­тивно. В то же время придирчивы к окружающим, посто­янно критикуют всех за неправильное поведение по от­ношению к ним или их ребенку. Родители бывают даже агрессивными к окружающим, если, как им кажется, они нарушают общепринятые нормы. Как правило, такие ро­дители — очень обеспокоенные люди, настороженно от­носящиеся к окружающим, так как очень встревожены возможным вероломством последних.

Родители чрезмерно обеспокоены тем, чтобы их ребе­нок стал высоконравственной личностью, и поэтому пред­почитают контролировать его безнравственные поступки и действия, пока они не превратились в привычки. Однако принципиальная упражняемость ребенка в нравственных поступках приводит к противоположному эффекту. Роди­тели постоянно требуют от ребенка с ранних лет, чтобы он говорил волшебные слова «спасибо», «пожалуйста»,, «здравствуйте», «до свидания». Все это вбивается ребенку путем насилия, мелкого шантажа или даже спекулятивных форм отношений. Стремление родителей уличить своего ребенка в неблаговидных поступках формирует у детей устойчивый стереотип неуверенности в себе, желание все делать украдкой. Дети не могут разобраться в том, как себя вести, т. к. родители постоянно недовольны их поведением. Поэтому поступки ребенка становятся неадекватными, принимают формы защитных реакций.

Ребенку разрешено с определенными ограничения­ми действовать самостоятельно, что благоприятно воз­действует на его мыслительную деятельность. Однако постоянные окрики, запреты не позволяют ребенку длительно сосредоточиться на чем-либо, что делает его сознание очень беспокойным, а мысли — скачущими с одного объекта на другой. Суетливость в действиях от­ражается на мыслительных операциях ребенка. Он бы­стро схватывает новую информацию, хорошо ее запо­минает, но плохо воспроизводит и совсем затрудняется мыслить творчески, так как постоянно боится ошиби­ться. Большая внутренняя тревожность ребенка не по­зволяет ему размышлять над наблюдаемыми им явле­ниями окружающего мира.

В результате контролирующего стиля семейного воспи­тания формируется тревожный социально-психологический тип личности, который имеет следующие виды отношений:

К людям

Внешне учащиеся данного типа выглядят угрюмо, чрезвычайно подозрительны к старшим и сосредоточены на личной защите. В движениях и рассуждениях очень резки и вспыльчивы, поэтому конфликтны даже в тех случаях, когда бы хотели вместе играть или общаться.

К деятельности

Дети этого типа с трудом могут сосредоточиться на од­ном виде деятельности. Они постоянно мечутся, хватаясь то за одну работу, то за другую. В школе не могут спокойно проработать 10—15 минут, начинают все ронять, беспоко­ить товарищей, сидящих рядом, впереди или даже позади себя. Несмотря на свою «вертлявость» и постоянные отвле­чения, дети этого типа все-таки в начальной школе могут обучаться достаточно успешно. Однако в средних классах успеваемость их быстро снижается, так как они плохо адап­тируются к требованиям разных учителей, которые, стре­мясь управлять ребенком такого типа, очень часто исполь­зуют оценку как регулятор их поведения. Такое отношение учителей к «тревожному» типу личности школьника приво­дит к тому, что к окончанию средней школы те негативно относятся к обучению, стремясь избежать встреч с учителя­ми, так как кроме унижения их достоинства, они ничего не испытывают.

В трудовой деятельности дети этого типа подчас могут зарекомендовать себя в подростковом возрасте лучше, чем в учебной, как бы компенсируя неудачи в одной об­ласти деятельности другой, более удачной.

К своим возможностям

Все чаще они де­монстрируют свою неспособность. Это выражается под­час в том, что, берясь за какую-либо, даже интересную и привлекательную для них работу, будь то сборка конст­руктора, рисование или лепка, при первых же трудностях бросают ее и могут даже с ненавистью уничтожить все, что связывало их с этой работой, т. е. скомкать пласти­лин, разрушить модель и т.д.

Занижая свои возможности, дети этого типа в подрост­ковом и юношеском возрасте с трудом определяются про­фессионально. Они говорят, что им ничего не нравится, высокомерно относятся ко всяким видам трудовой деяте­льности, но это лишь их защитная реакция, чтобы спря­тать страх перед предстоящей трудовой деятельностью. Освоив профессию, такие люди исполнительны до педан­тичности и становятся очень требовательны к людям.

К коллективу

    У детей этого типа двоякое чувство к коллективу. С одной стороны, они желают быть его членом, а с дру­гой — у них испорчены отношения с каждым. Нарушение системы общения у этого типа детей явно обнаруживается в кол­лективных отношениях. Становясь изгоями в классе, они превращаются в озлобленных и мстительных, никогда ни о ком не отзывающихся почтительно, не желающих ни с кем дружить, кроме себе подобных.

    5. К себе

    Эгоцентризм этих детей проявляется, в основном, в самозащите своего личностного Я, в силу постоянного стремления окружающих разрушить его как личность. Постоянная порция самозащиты и ожидание вероломства или покушения на личностное достоинство делает этот тип детей агрессивным не только по отношению к другим, но и к самому себе.

    6. К критике

    Замечания и критику они практически не восприни­мает. Это приводит их в крайнее раздражение, порой и в аффектное состояние.

    7. К волевым проявлениям

    До 12 лет это трудноуправляемые дети, так как они сами делают то, чего может быть и не желали бы. Порой они обещают, что будут спокойны, тихи и кротки, но их хватает ненадолго. Они быстро становятся неуправляе­мыми, недисциплинированными, не поддаются простому регулированию их поведения с помощью слова. Очень часто приходится прибегать к угрозам, а порой и приво­дить их в исполнение, чтобы успокоить разыгравшееся дитя.

    Противоречивость «тревожного» социально-психоло­гического типа проявляется и в прилагаемых ими воле­вых усилиях, так как они очень настойчивы в борьбе за независимость и снятие контроля с себя и в то же время не всегда настойчивы в достижении целей. Это приводит к тому, что в юношеский период жизни они как бы жела­емое пытаются выдать за реальное, не прилагая усилий для его достижения.

    Для школьников с «тревожным» социально-психоло­гическим типом свойственно проявление следующих ка­честв, которые образуют данный симптомокомплекс лич­ности: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добро­совестность, заниженная самооценка, стремление ока­зать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: