Стадия семьи с маленькими детьми (до подросткового возраста) и её задачи

    Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в неё новых членов. 

    Задачи:

    - изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;

    - формирование родительской позиции матери и отца;

    - адаптация семейной системы к включению детей;

    - выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

    - установление новых отношений с расширенной семьёй с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.

    Ряд авторов подразделяют указанную стадию жизненного цикла семьи на стадии семьи с детьми младенческого возраста, с детьми дошкольного возраста, с детьми школьного возраст (А.Н.Волкова, Т.М. Трапезникова, Н.Л. Васильева). Такое дробление не лишено оснований, поскольку возраст детей определяет конкретные задачи воспитания и формы детско-родительских отношений, а тем самым и возможности каждого из супругов сохранять свои прежние роли в профессиональной и социальной сферах деятельности.

    Рождение ребёнка создаёт серьёзный кризис в семейной системе, делает её особенно уязвимой и неустойчивой перед воздействием различных стрессоров. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются также возможности сохранения рекреационных видов активности и общения вне пределов семьи. Как правило, жена отдаёт приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным на работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи. Подчеркнём, что рождение ребёнка приводит к необходимости коренным образом ревизовать и перестроить прежнюю семейную систему. Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений – между мужем и женой – и в плане родительских отношений - между отцом и матерью, воспитывающими ребёнка. Успешное совмещение супругами двух важнейших сфер жизнедеятельности – семейной и профессиональной – одна из центральных проблем данной стадии развития семьи.

    Можно выделить ряд характерных для молодой семьи тенденций, возникающих после рождения ребёнка: осуществляется традиционализация семьи, предполагающая усиление фактора полового диморфизма и сосредоточение женщины на семейных ролях; наблюдается относительное возрастание ригидности ролевой структуры семьи; происходит резкое и кардинальное изменение образа жизни, в частности сокращение времени досуга, общения с друзьями, интенсификация домашнего и производственного труда, рост напряжённости; повышается чувство ответственности и зачастую тревоги за будущее семьи и благополучие ребёнка; сокращается время общения супругов, возникают проблемы сексуального характера и нередко переживание утраты чувства любви.

    Ещё один важный план отношений в семейной системе, возникающий после рождения детей, - это отношения нуклеарной семьи с прародителями, определяющие новое ролевое пространство отношений в рамках расширенной семьи. Старшее поколение принимает и осваивает новые семейные роли – бабушек и дедушек, чьими важными функциями являются: воспитание внуков; сохранение семейной истории и традиций, обеспечивающее преемственность поколений; функция арбитров в семейных конфликтах и спорах; функция хранителей семейной мудрости; оказание помощи в решении проблемных ситуаций и кризисов, с которыми сталкивается семья. Именно на этой стадии резко возрастает вероятность повышения сплочённости расширенной семьи, оптимизация эмоциональных отношений и развития содержательного сотрудничества между старшим и средним поколениями.     

Итак, рождение ребёнка влечёт за собой следующие важнейшие изменения в жизни семьи и личностном развитии каждого из супругов:

    - развитие идентичности супругов на основе принятия ролей матери и отца;

    - изменение ролевой структуры семьи, включая перераспределение функций и появление новых родительских ролей;

    - изменение ролевых отношений за пределами семьи – в сферах профессиональной, дружеских отношений и увлечений;

    - изменение системы отношений в расширенной семье на основе принятия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.  

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: