Стадия молодой семьи и её задачи

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

лекция

 

Выполнила:

студентка Виктория Ивановна Мордвинцева

751 группа,5 курс ОЗО ФД и СПП

Научный руководитель:

Сидловская Ольга Павловна

старший преподаватель,

 заведующая кафедрой Ф и ПЗР

 

 

 

Петрозаводск 2009

Дата проведения: ноябрь 2009 года

Вид занятия: лекция

Тема лекции:  Жизненный цикл семьи

Тематические цели лекции:

- образовательные:

1. Дать представление студентам о стадиях жизненного цикла;

2. Познакомить с этапами развития семьи по Г. Навайтису;

3. Познакомить с типами изменений в семье по Д. Леви;

4. Познакомить с гармоничной семьёй, её признаками, с описанием гармоничной семьи по Ф. Уолшу.

- развивающие:

1. Развивать познавательную активность путём поддержания интереса и внимания студентов;

2.   Активизация знаний студентов в процессе изложения материала

- воспитательные:

1. Воспитывать у студентов культуру поведения на занятии;

2. Воспитывать умение взаимодействовать с педагогом;

3. Воспитывать самостоятельность в мышлении.

Целевая установка для студентов: материал данной лекции необходим для успешной сдачи экзамена по предмету – Психология семьи.  

Оборудование: литература

Межпредметные связи: психология, социальная педагогика, дошкольная педагогика и психология.

Внутрипредметные связи: данная тема перекликается с темами «Семья как объект психологического исследования и воздействия», «Формирование супружеской пары»

 

 

План лекционного занятия:

Введение

1. Стадии жизненного цикла

1.1. Стадия добрачного ухаживания и её задачи

1.2. Стадия молодой семьи и её задачи

1.3. Стадия семьи с маленькими детьми (до подросткового возраста) и её задачи

1.4. Стадия семьи с детьми подросткового возраста и её задачи

1.5. Стадия: отделение детей от родителей и её задачи

1.6. Стадия: супружество в позднем возрасте и её задачи

2. Этапы развития семьи по Г. Навайтису

3. Типы изменений в семье по Д. Леви

4. Гармоничная семья, её признаки.   Описание гармоничной семьи

по Ф. Уолшу

Заключение

Список литературы

 

Введение

    Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьёй на протяжении всего её существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов 20 века.

    По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требу­ет лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем разви­тии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в про­цессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла се­мьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

    В. А. Сысенко выделяет:

1)  совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

2)  молодые браки — от 5 до 9 лет;

3)  средние браки — от 10 до 19 лет;

4)  пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

■ «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

■ «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

■ изменения под влиянием социальных событий (экономическая
  депрессия, землетрясение и т. п.);

■ биологические изменения (половая зрелость, климактерический
период и т. д.);

■ изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.

д.);

■ «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

   В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степе­ни семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, на­сколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо орга­низованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).

    В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».

    (Нуклеарная семья - это семья, состоящая из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трёх нуклеарных позиций: отец-муж, мать-жена, сын-брат ил дочь-сестра).

Рассмотрим жизненный цикл семьи, в основе которого лежит периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик (1988).         

Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи: 1) жизненные цели; 2) задачи, реализуемые для достижения этих целей; 3) состав; 4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками семейной системы.

    Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачного ухаживания, заключение брака и образование молодой семьи, семья с маленькими детьми, семья с детьми школьниками, период отделения детей от родителей, период жизни после отделения детей. Рассмотрим каждую из перечисленных стадий более подробно.

 



Стадии жизненного цикла

Стадия добрачного ухаживания и её задачи

    Стадия добрачного ухаживания (добрачный период, молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады»

    Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

    Задачи:

    - эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;

    - развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнёра;

    - становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

    Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью решения указанных задач. Если задачи не решены, они откладываются и их решение переносится на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функционирования вновь созданной семьи.

Стадия молодой семьи и её задачи

    Стадия молодой семьи (заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады»).

    Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

    Задачи:

    - выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;

    - решение вопросов главенства и установление лидерства;

    - распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение;

    - определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);

    - организация досуга;

    - брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;

    - формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;

    - установление отношений с расширенной семьёй (родителями и родственниками каждого из супругов).  

           

       От успешности решения задач формирования новой семейной системы существенным образом зависят жизнестойкость семьи и её будущее. На смену осознанию отношения «Я и Ты» приходит осознание нового качества отношений – «Мы». Завершение «медового месяца» знаменует собой начало перестройки прежних отношений близости и интенсивности переживания чувства любви и обращение к решению всего спектра задач данной стадии. Именно тогда молодая семья особенно сенситивна к воздействию стрессоров.

       Брачная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств симпатии, любви, дружбы, уважения друг к другу. Брачная адаптация включает: 1) адаптацию к новым брачно-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности; 2) адаптацию к потребностям, жизненным ценностям, интересам и стилю жизни супруга; 3) адаптацию к индивидуально-типологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнёра; 5) сексуальную адаптацию партнёров [Сысенко, 1986].    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: