ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
лекция
Выполнила:
студентка Виктория Ивановна Мордвинцева
751 группа,5 курс ОЗО ФД и СПП
Научный руководитель:
Сидловская Ольга Павловна
старший преподаватель,
заведующая кафедрой Ф и ПЗР
Петрозаводск 2009
Дата проведения: ноябрь 2009 года
Вид занятия: лекция
Тема лекции: Жизненный цикл семьи
Тематические цели лекции:
- образовательные:
1. Дать представление студентам о стадиях жизненного цикла;
2. Познакомить с этапами развития семьи по Г. Навайтису;
3. Познакомить с типами изменений в семье по Д. Леви;
4. Познакомить с гармоничной семьёй, её признаками, с описанием гармоничной семьи по Ф. Уолшу.
- развивающие:
1. Развивать познавательную активность путём поддержания интереса и внимания студентов;
2. Активизация знаний студентов в процессе изложения материала
- воспитательные:
1. Воспитывать у студентов культуру поведения на занятии;
2. Воспитывать умение взаимодействовать с педагогом;
3. Воспитывать самостоятельность в мышлении.
|
|
Целевая установка для студентов: материал данной лекции необходим для успешной сдачи экзамена по предмету – Психология семьи.
Оборудование: литература
Межпредметные связи: психология, социальная педагогика, дошкольная педагогика и психология.
Внутрипредметные связи: данная тема перекликается с темами «Семья как объект психологического исследования и воздействия», «Формирование супружеской пары»
План лекционного занятия:
Введение
1. Стадии жизненного цикла
1.1. Стадия добрачного ухаживания и её задачи
1.2. Стадия молодой семьи и её задачи
1.3. Стадия семьи с маленькими детьми (до подросткового возраста) и её задачи
1.4. Стадия семьи с детьми подросткового возраста и её задачи
1.5. Стадия: отделение детей от родителей и её задачи
1.6. Стадия: супружество в позднем возрасте и её задачи
2. Этапы развития семьи по Г. Навайтису
3. Типы изменений в семье по Д. Леви
4. Гармоничная семья, её признаки. Описание гармоничной семьи
по Ф. Уолшу
Заключение
Список литературы
Введение
Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьёй на протяжении всего её существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов 20 века.
По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.
|
|
В. А. Сысенко выделяет:
1) совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;
2) молодые браки — от 5 до 9 лет;
3) средние браки — от 10 до 19 лет;
4) пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.
По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:
■ «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
■ «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
■ изменения под влиянием социальных событий (экономическая
депрессия, землетрясение и т. п.);
■ биологические изменения (половая зрелость, климактерический
период и т. д.);
■ изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.
д.);
■ «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).
В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.
Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).
В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».
(Нуклеарная семья - это семья, состоящая из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трёх нуклеарных позиций: отец-муж, мать-жена, сын-брат ил дочь-сестра).
Рассмотрим жизненный цикл семьи, в основе которого лежит периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик (1988).
Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи: 1) жизненные цели; 2) задачи, реализуемые для достижения этих целей; 3) состав; 4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками семейной системы.
Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачного ухаживания, заключение брака и образование молодой семьи, семья с маленькими детьми, семья с детьми школьниками, период отделения детей от родителей, период жизни после отделения детей. Рассмотрим каждую из перечисленных стадий более подробно.
Стадии жизненного цикла
Стадия добрачного ухаживания и её задачи
Стадия добрачного ухаживания (добрачный период, молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады»
Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.
Задачи:
- эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;
- развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнёра;
- становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.
Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью решения указанных задач. Если задачи не решены, они откладываются и их решение переносится на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функционирования вновь созданной семьи.
Стадия молодой семьи и её задачи
|
|
Стадия молодой семьи (заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады»).
Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.
Задачи:
- выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;
- решение вопросов главенства и установление лидерства;
- распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение;
- определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);
- организация досуга;
- брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;
- формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;
- установление отношений с расширенной семьёй (родителями и родственниками каждого из супругов).
От успешности решения задач формирования новой семейной системы существенным образом зависят жизнестойкость семьи и её будущее. На смену осознанию отношения «Я и Ты» приходит осознание нового качества отношений – «Мы». Завершение «медового месяца» знаменует собой начало перестройки прежних отношений близости и интенсивности переживания чувства любви и обращение к решению всего спектра задач данной стадии. Именно тогда молодая семья особенно сенситивна к воздействию стрессоров.
Брачная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств симпатии, любви, дружбы, уважения друг к другу. Брачная адаптация включает: 1) адаптацию к новым брачно-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности; 2) адаптацию к потребностям, жизненным ценностям, интересам и стилю жизни супруга; 3) адаптацию к индивидуально-типологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнёра; 5) сексуальную адаптацию партнёров [Сысенко, 1986].