1) Виды нарушений процесса ощущения.
2) Сенестопатии, клинические отличия от соматогенных ощущений.
3) Психосенсорные нарушения, отличие от иллюзий и галлюцинаций.
4) Галлюцинации, классификация, отличие истинных и ложных, особенности проявлений при психических расстройствах.
Тема 2. Клинико-психологические аспекты
эмоциональной сферы.
3. Содержание занятия. Основные понятия. Эмоции стенические и астенические, положительные и отрицательные. Классификация эмоций по степени выраженности и продолжительности: эмоциональный фон, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция. Понятие аффекта, аффект физиологический и патологический. Влияние эмоций на другие психические функции. Основные симптомы патологии эмоций. Роль патологических эмоций в формировании болезненного поведения (наркомания, нервная анорексия, ожирение, промискуитет). Значение эмоций в клинической практике: реакция на болезнь, отношения врача с пациентами, родственниками пациентов, сотрудниками в медицинском коллективе. Тревога, причины тревожных состояний, тактика врача. Психотерапевтическая тактика врача, направленная на ослабление у больных волнения, тревоги, страха. Гнев отреагированный и вытесненный. Психотерапия гнева. Гнев и функциональная конституция: облегчающий "разряжающий" гнев циклоидов и брутальный "тяжелый гнев" эпитимиков. Гнев у пациента и врача, гнев отреагированный и подавленный, тактика врача при разных формах гнева.
|
|
Формы проявления эмоциональной патологии.
К продуктивным расстройствам настроения относятся изменения эмоционального тона, который становится неадекватным ситуации:
- гипертимия (эйфория, то есть благодушное, пассивное переживание полного довольства; или весёлое настроение, смешливость, душевное ликование; или экстаз – крайний, невыразимый восторг с хаотическим возбуждением или заторможенностью);
- гипотимия (меланхолическое переживание в форме грусти, печали, тоски, безысходности; или анестетические формы с мучительным переживанием утраты эмоционального резонанса, собственной «бесчувственности»; и ли ажитированные формы с возбуждением, тревогой, страхом, растерянностью);
- дистимия (угрюмо-озлобленное настроение с эксплозивностью и склонностью к агрессии);
- паратимия (двойственность, т.е. амбивалентность эмоций, включая симптом «стекла и дерева»; или навязчивые страхи, то есть фобии; или инверсия эмоций в виде их неадекватности по знаку, в том числе, симптом «фамильной ненависти»).
К негативным (дефицитарным) расстройствам настроения относятся различные степени выпадения эмоций, от их побледнения до гипопатии и полной апатии («эмоциональной тупости»).
|
|
Нарушение динамики эмоций подразделяется на эмоциональную инертность (вязкость) с застреванием на одних и тех же переживаниях и эмоциональную лабильность с гиперестезией (как вариант – слабодушие с плаксивостью при психоорганическом (энцефалопатии) синдроме).
Роль эмоций в формировании поведения. Определение общения. Значение общения в клинической практике: для установления контакта с пациентом, как метод диагностики (выявление жалоб, клинических проявлений), как психотерапевтическое действие.
Эмпатия, ее значение в профессиональной деятельности врача. Воля, определение. Волевые качества, позитивные и негативные. Влияние инициативы, целенаправленности, активности на взаимоотношения врача и больного, эффективность проводимых лечебно-диагностических мероприятий.
Понятие стресса, фрустрации, кризиса и конфликта. Факторы, способные вызвать состояние стресса у человека, положительное и отрицательное влияние стресса на адаптацию человека. Препятствия на пути удовлетворения потребностей человека (внутренние и внешние, активные и пассивные). Состояние фрустрации, как фактор, призывающий к действию и как патогенный фактор. Поведение человека в условиях фрустрации. Ознакомление с тестом фрустрации Розенцвейга.
Понятие кризиса, виды, варианты развития и исходов.
Типы конфликтов и их диагностика. Межличностный, внутригрупповой и внутриличностный конфликты. Структура: конфликт - тревога – психологическая защиты. Мотивация и конфликт особенности общения и психотерапии при различных видах конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Стратегии преодоления (коупинг-стратегии): активные и пассивные, направленные на преодоление препятствия или на улучшение своего эмоционального состояния. Преимущества и недостатки различных стратегий.
Механизмы психологической защиты как пассивные стратегии преодоления. Адаптивное и дезадаптивное действие психологических защит. Незрелые защиты (отрицание, регрессия, идентификация, идеализация и др.) и зрелые защиты (рационализация, проекция, вытеснение, обесценивание, сублимация и др.), постоянные защиты (альтруизм, отгороженность, педантизм, интеллектуализация). Тактика врача в клинической практике по отношению к различным типам защит и коупинг-поведения.
4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний.
1) Какие вы можете назвать нарушения эмоций?
Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний
1) Виды и особенности эмоциональных состояний.
2) Патопсихологические аспекты нарушений эмоциональной сферы.
3) Виды нарушений эмоциональной сферы.
4) Опишите основные механизмы психологической защиты и их роль в формировании невротических реакций.
Перечень учебной литературы к занятию.
Обязательная литература:
1) Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учеб. пособие / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006
2) Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2004.
1) Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. Изд-во «ФЕНИКС», 2013
Дополнительная литература:
1) Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 2008.
Тема 3. Клинико-психологические аспекты
волевой сферы.
Содержание занятия.
Понятие воли. Этапы волевого процесса. Потребность - влечение - желание - намерение – мотив, определение каждого из понятий. Потребности человека. Иерархическая пирамида потребностей по А. Маслоу. Разнообразие потребностей участников лечебного процесса. Связь потребностей и мотиваций в поведении человека.
|
|
Взгляды различных психологических школ на основные мотивы поведения человека. Пансексуализм З. Фрейда, «фиктивные цели» А. Адлера. Бессознательное и сознательное в мотивации. Защитный мотив. Мотивация и конфликт. Особенности общения, психогигиены, профилактики, психотерапии в зависимости от особенностей структуры мотиваций.
Этапы волевого процесса:
1. Уровень влечений и потребностей, формирование мотивационной составляющей
2. Уровень борьбы мотивов и принятия решения
3. Уровень реализации решения.
Основные виды влечений у человека, их связь с желаниями и намерениями, влияние на поведение. Основные симптомы нарушения влечений: усиление, ослабление, отсутствие, извращение и их возрастные особенности.
Патология на уровне мотивационной составляющей –
– включает варианты её:
а) усиления (гипербулия) в виде булимии, гиперсексуальности;
б) угнетения (гипо- и абулия) в форме анорексии, снижения либидо;
в) извращения (парабулия), куда входят копрофагия, дромомания, пиромания, клептомания, а также парафилия, включающая различные перверзии: садомазохизм, мужской и женский гомосексуализм, педофилию, некрофилию, зоофилию. (Названные симптомы должны быть не просто перечислены, а осознаны, в том числе, и в социальном аспекте).
Патология на уровне «борьбы мотивов» –
– также может иметь форму её усиления (навязчивые влечения и действия возникают по причине непрекращающихся переборов мотивировки деятельности);
- или угнетения (и тогда борьбы мотивов просто нет, действия носят импульсивный, т.е. немотивированный, внезапный и неожиданный характер; при компульсивных влечениях и действиях один мотив приобретает доминирующий характер, а альтернативные мотивы просто подавляются – этот феномен явно напоминает витальные влечения);
- или извращения, например, в виде амбитендентности (т.е. присутствия одновременно сразу нескольких противоречивых мотивов деятельности) или пассивной подчиняемости (когда субъект действует под влиянием постороннего лица, на основании его мотивировки).
|
|
Патология на уровне реализации принятого решения –
предусматривает три варианта: за счёт её усиления (психомоторное возбуждение, или гиперкинезия), угнетения (психомоторное торможение, или гипокинезия) и извращения (или паракинезия).
Гиперкинезии (психомоторное возбуждение) разделяются на маниакальные, депрессивные, галлюцинаторные, бредовые, кататонические, гебефренические, истерические и в рамках нарушенного сознания (в этом как раз и заключается результирующая функция волевого акта по отношению к остальным психическим процессам).
Гипокинезии (доходящие до степени субступора и ступора) также подразделяются на депрессивные, кататонические и психогенные (истерические).
Паракинезии включают такие варианты, как:
- эхо-симптомы (эхопраксия, эхомимия и эхолалия – то есть нелепое, похожее на передразнивание, повторение жестов, мимики или реплик окружающих больного лиц);
- двигательные стереотипии – однообразное многократное повторение нелепых движений;
- восковая гибкость - застывание больного в приданной ему, даже неудобной и нелепой, позе;
- вычурность, манерность – необычность и нелепость движений, походки, мимики;
- активный и пассивный негативизм – необъяснимое противодействие или простое невыполнение инструкций персонала.
Двигательно-волевые нарушения составляют основу кататонического и гебефренического синдромов.
4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний.
1) Какие вы можете привести примеры мотивов или волевых актов?