Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний

1) Виды нарушений процесса ощущения.

2) Сенестопатии, клинические отличия от соматогенных ощущений.

3) Психосенсорные нарушения, отличие от иллюзий и галлюцинаций.

4) Галлюцинации, классификация, отличие истинных и ложных, особенности проявлений при психических расстройствах.

Тема 2.  Клинико-психологические аспекты   

  эмоциональной сферы.

 

3. Содержание занятия. Основные понятия. Эмоции стенические и астенические, положительные и отрицательные. Классификация эмоций по степени выраженности и продолжительности: эмоциональный фон, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция. Понятие аффекта, аффект физиологический и патологический. Влияние эмоций на другие психические функции. Основные симптомы патологии эмоций. Роль патологических эмоций в формировании болезненного поведения (наркомания, нервная анорексия, ожирение, промискуитет). Значение эмоций в клинической практике: реакция на болезнь, отношения врача с пациентами, родственниками пациентов, сотрудниками в медицинском коллективе. Тревога, причины тревожных состояний, тактика врача. Психотерапевтическая тактика врача, направленная на ослабление у больных волнения, тревоги, страха. Гнев отреагированный и вытесненный. Психотерапия гнева. Гнев и функциональная конституция: облегчающий "разряжающий" гнев циклоидов и брутальный "тяжелый гнев" эпитимиков. Гнев у пациента и врача, гнев отреагированный и подавленный, тактика врача при разных формах гнева.

Формы проявления эмоциональной патологии.

   К продуктивным расстройствам настроения относятся изменения эмоционального тона, который становится неадекватным ситуации:

- гипертимия (эйфория, то есть благодушное, пассивное переживание полного довольства; или весёлое настроение, смешливость, душевное ликование; или экстаз – крайний, невыразимый восторг с хаотическим возбуждением или заторможенностью);

- гипотимия (меланхолическое переживание в форме грусти, печали, тоски, безысходности; или анестетические формы с мучительным переживанием утраты эмоционального резонанса, собственной «бесчувственности»; и ли ажитированные формы с возбуждением, тревогой, страхом, растерянностью);

- дистимия (угрюмо-озлобленное настроение с эксплозивностью и склонностью к агрессии);

- паратимия (двойственность, т.е. амбивалентность эмоций, включая симптом «стекла и дерева»;  или навязчивые страхи, то есть фобии; или инверсия эмоций в виде их неадекватности по знаку, в том числе, симптом «фамильной   ненависти»).

К негативным (дефицитарным) расстройствам настроения относятся различные степени выпадения эмоций, от их побледнения до гипопатии и полной апатии («эмоциональной тупости»).

Нарушение динамики эмоций подразделяется на эмоциональную инертность (вязкость) с застреванием на одних и тех же переживаниях и эмоциональную лабильность с гиперестезией (как вариант – слабодушие с плаксивостью при психоорганическом (энцефалопатии) синдроме).

Роль эмоций в формировании поведения. Определение общения. Значение общения в клинической практике: для установления контакта с пациентом, как метод диагностики (выявление жалоб, клинических проявлений), как психотерапевтическое действие.

Эмпатия, ее значение в профессиональной деятельности врача. Воля, определение. Волевые качества, позитивные и негативные. Влияние инициативы, целенаправленности, активности на взаимоотношения врача и больного, эффективность проводимых лечебно-диагностических мероприятий.

Понятие стресса, фрустрации, кризиса и конфликта. Факторы, способные вызвать состояние стресса у человека, положительное и отрицательное влияние стресса на адаптацию человека. Препятствия на пути удовлетворения потребностей человека (внутренние и внешние, активные и пассивные). Состояние фрустрации, как фактор, призывающий к действию и как патогенный фактор. Поведение человека в условиях фрустрации. Ознакомление с тестом фрустрации Розенцвейга.

Понятие кризиса, виды, варианты развития и исходов.

Типы конфликтов и их диагностика. Межличностный, внутригрупповой и внутриличностный конфликты. Структура: конфликт - тревога – психологическая защиты. Мотивация и конфликт особенности общения и психотерапии при различных видах конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Стратегии преодоления (коупинг-стратегии): активные и пассивные, направленные на преодоление препятствия или на улучшение своего эмоционального состояния. Преимущества и недостатки различных стратегий.

Механизмы психологической защиты как пассивные стратегии преодоления. Адаптивное и дезадаптивное действие психологических защит. Незрелые защиты (отрицание, регрессия, идентификация, идеализация и др.) и зрелые защиты (рационализация, проекция, вытеснение, обесценивание, сублимация и др.), постоянные защиты (альтруизм, отгороженность, педантизм, интеллектуализация). Тактика врача в клинической практике по отношению к различным типам защит и коупинг-поведения.

4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня зна­ний.

1) Какие вы можете назвать нарушения эмоций?

Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний

1) Виды и особенности эмоциональных состояний.

2) Патопсихологические аспекты нарушений эмоциональной сферы.

3) Виды нарушений эмоциональной сферы.

4) Опишите основные механизмы психологической защиты и их роль в формировании невротических реакций.

Перечень учебной литературы к занятию.

Обязательная литература:

1) Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учеб. пособие / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006

2) Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2004.

1) Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. Изд-во «ФЕНИКС», 2013

Дополнительная литература:

1) Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практиче­ское руководство. - М.: МЕДпресс, 2008.

 

Тема 3.  Клинико-психологические аспекты

                                           волевой сферы.

 

Содержание занятия.

Понятие воли. Этапы волевого процесса. Потребность - влечение - желание - намерение – мотив, определение каждого из понятий. Потребности человека. Иерархическая пирамида потребностей по А. Маслоу. Разнообразие потребностей участников лечебного процесса. Связь потребностей и мотиваций в поведении человека.

Взгляды различных психологических школ на основные мотивы поведения человека. Пансексуализм З. Фрейда, «фиктивные цели» А. Адлера. Бессознательное и сознательное в мотивации. Защитный мотив. Мотивация и конфликт. Особенности общения, психогигиены, профилактики, психотерапии в зависимости от особенностей структуры мотиваций.

Этапы волевого процесса:

1. Уровень влечений и потребностей, формирование мотивационной составляющей

2. Уровень борьбы мотивов и принятия решения

3. Уровень реализации решения.

Основные виды влечений у человека, их связь с желаниями и намерениями, влияние на поведение. Основные симптомы нарушения влечений: усиление, ослабление, отсутствие, извращение и их возрастные особенности.

      Патология на уровне мотивационной составляющей –

 – включает варианты её: 

а) усиления (гипербулия) в виде булимии, гиперсексуальности;

б) угнетения (гипо- и абулия) в форме анорексии, снижения либидо;

в) извращения (парабулия), куда входят копрофагия, дромомания, пиромания, клептомания, а также парафилия, включающая различные перверзии: садомазохизм, мужской и женский гомосексуализм, педофилию, некрофилию, зоофилию. (Названные симптомы должны быть не просто перечислены, а осознаны, в том числе, и в социальном аспекте).

Патология на уровне «борьбы мотивов» –

– также может иметь форму её усиления (навязчивые влечения и действия возникают по причине непрекращающихся переборов мотивировки деятельности);

- или угнетения (и тогда борьбы мотивов просто нет, действия носят импульсивный, т.е. немотивированный, внезапный и неожиданный характер; при компульсивных  влечениях и действиях один мотив приобретает доминирующий характер, а альтернативные мотивы просто подавляются – этот феномен явно напоминает витальные влечения);

- или извращения, например, в виде амбитендентности (т.е. присутствия одновременно сразу нескольких противоречивых мотивов деятельности) или пассивной подчиняемости (когда субъект действует под влиянием постороннего лица, на основании его мотивировки).

Патология на уровне реализации принятого решения

 предусматривает три варианта: за счёт её усиления (психомоторное возбуждение, или гиперкинезия), угнетения (психомоторное торможение, или гипокинезия) и извращения (или паракинезия).

Гиперкинезии (психомоторное возбуждение) разделяются на маниакальные, депрессивные, галлюцинаторные, бредовые, кататонические, гебефренические, истерические и в рамках нарушенного сознания (в этом как раз и заключается результирующая функция волевого акта по отношению к остальным психическим процессам).

Гипокинезии (доходящие до степени субступора и ступора) также подразделяются на депрессивные, кататонические и психогенные (истерические).

Паракинезии включают такие варианты, как:

- эхо-симптомы (эхопраксия, эхомимия и эхолалия – то есть нелепое, похожее на передразнивание, повторение жестов, мимики или реплик окружающих больного лиц);

- двигательные стереотипии – однообразное многократное повторение нелепых движений;

- восковая гибкость - застывание больного в приданной ему, даже неудобной и нелепой, позе;

- вычурность, манерность – необычность и нелепость движений, походки, мимики;

- активный и пассивный негативизм – необъяснимое противодействие или простое невыполнение инструкций персонала.

Двигательно-волевые нарушения составляют основу кататонического и гебефренического синдромов.

4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня зна­ний.

1) Какие вы можете привести примеры мотивов или волевых актов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: