Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление осложненных простых предложений;
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок: практическое занятие №8.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература: «Русский язык» под редакцией Н.А.Герасименко «Академия» 2019 г., Лекант, П. А. Русский язык: справочник для среднего профессионального образования. «Юрайт»,2019 г.
Ход занятия
1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.
2.Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.
3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.
4.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструктивными картами.
5.Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).
|
|
6.Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.
7.Самоанализ студента по приобретенным знаниям, навыкам и умениям.
(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.
Подведение итогов занятия.
Инструкционная карта практического занятия №8.
Методические указания к выполнению практических заданий.
1.Ознакомтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием практических заданий (практикума). На выполнение теоретической части практического занятия отводится 25 минут, на выполнение практических заданий по русскому языку дается 60 минут.
2.Практическая работа состоит из 9 заданий. Задания, отмеченные *, - повышенной трудности.
3.Все задания выполняются письменно.
4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.
5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.
6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам улучшить орфографическую зоркость.
7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.
8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?
Критерии оценки.
Минимальный балл по рейтинг – карте – задания №1-5,6.
Максимальный балл по рейтинг – карте – задания №1-9.
Вариант №1.
Практикум.
Задание №1. Какие утверждения являются неправильными?
1) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.
|
|
Задание №2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) Вводные конструкции не являются членами предложения.
2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).
Задание №3.Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).
1) Поезд мчит меня к счастью.
2) Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.
3) Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.
4) У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.
Задание №4. Найдите предложения, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).
1) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществлялась так ОЧЕВИДНО.
2) Графиня весьма КСТАТИ воротилась в гостиную.
3) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО XIII век — это кризис феодализма во всем мире.
4) ОЧЕВИДНО сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.
5) На бледном лице ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потухала редкостная красота.
6) КСТАТИ слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.
Задание №5. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.
1)Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
2)Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.
3)Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.
4)Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.
Задание №6. Установите соответствие:
1) Подлежащее.
2) Обращение.
А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.
Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Задание №7. Установите соответствие:
1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»
2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
3) «Вот что, князь, тебя смущает?»
4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
А. Гости - подлежащее.
Б. Князь - подлежащее.
В. Гости - обращение.
Г. Князь - обращение.
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности, используя осложненные простые предложения.
Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
Вариант №2.
Практикум.
Задание №1. Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:
1)обособленными
2) уточняющими
3) однородными
Задание №2. Место обобщающего слова в предложении:
1) обобщающие слова стоят только перед однородными членами
2) обобщающие слова стоят только после однородных членов
3) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них
Задание №3. Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются:
1) обращениями
2) вводными словами
3) подлежащим
Задание №4. Определите, каким является обращение
Русый ветер, какой ты счастливый!
1) нераспространенное
2) распространенное