Второй случай использования собственных имен в фирменных наименованиях связан с включением в фирму имен посторонних лиц

Отечественной практике фирменных наименований известно включение в добавление фирмы имен известных физических лиц, например, тех, чья жизнь, профессиональная деятельность связаны с деятельностью коммерческой организации: ученых, музыкантов, политических деятелей и пр. Например, по данным ЕГРЮЛ, зарегистрировано 483 акционерных общества, в чьи фирменные наименования включены имена каких-либо физических лиц.

Так, открытое акционерное общество "ТАТНЕФТЬ" имени В.Д. Шашина имеет в свое фирменном наименовании имя Валентина Дмитриевича Шашина - руководителя нефтяной отрасли СССР, начальника объединения "Татнефть" в 1956 - 1960 гг., а в фирменное наименование "Публичное акционерное общество "Завод имени И.А. Лихачева" (ОГРН 1027700135759) включена фамилия одного из руководителей завода, внесшего значительный вклад в его развитие.

С помощью включения в фирменное наименование имени советского деятеля современное акционерное общество имеет возможность пользоваться преимуществами коммерческой организации, долгое время существующей на рынке. Включение в фирменные наименования имен лиц, связанных с деятельностью коммерческой организации в прошлом, обусловлено представляющейся возможностью продемонстрировать преемственность между государственным предприятием, существовавшим в СССР, и коммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с действующим законодательством. Включение таких имен - один из немногих способов создать устойчивую ассоциацию у потребителей и таким образом воспользоваться деловой репутацией, наработанной государственным предприятием за десятилетия работы.

Часто в фирмы включают имена людей, вообще не имеющих отношение к деятельности организации. В подобных случаях учредители коммерческой организации пытаются воспользоваться чужим именем для того, чтобы создать у потенциальных потребителей позитивные ассоциации, которые у них связаны с лицом, чье имя включается в фирменное наименование. Так, зарегистрировано в 2009 году и существует в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Ленин и печник" (ОГРН 1092901004162). Очевидно, что к деятельности организации известный политический деятель В.И. Ленин не имел никакого отношения. Включение его имени в фирменное наименование произведено исключительно с целью вызвать позитивные эмоции у потенциальных заказчиков (вызвать улыбку, запомниться). Поскольку данные лица никакого отношения к деятельности организации не имеют, то пользование ассоциациями, связанными с таким именем, должно иметь под собой основания, в противном случае оно не может рассматриваться как соответствующее принципу истинности фирмы.

В ЕГРЮЛ содержится запись об организации "Общество с ограниченной ответственностью "МММ" Магомедова" (ОГРН 1022601971655), единственным учредителем и генеральным директором которой с момента создания является гражданин А.А. Бабченко. Что означает включение в добавление фамилии некоего "Магомедова" - не известно.

Очевидно, что включение любых имен посторонних для организации лиц без их согласия недопустимо. При использовании в фирменном наименовании имени гражданина, не являющегося учредителем, а значит, не выражавшего своего согласия на включение его имени в учредительный документ коммерческой организации при ее создании путем голосования за принятие решения об учреждении коммерческой организации с таким фирменным наименованием (ст. 50.1 ГК РФ), следует помнить о положениях п. 4 ст. 19 ГК РФ, согласно которым использование имени гражданина в предпринимательской деятельности другого лица допускается только с согласия такого гражданина. При этом в процессе использования чужого имени не должна создаваться ситуация, способствующая введению в заблуждение третьих лиц относительно тождества лица, использующего имя, и лица, чье имя использовано. Если лицо, чье имя используется, находится в живых, то при включении его имени в фирменное наименование организации следует получать письменное согласие такого гражданина, если же гражданина нет в живых, то вопрос о том, кто может выдать согласие на использование имени, законодательно не урегулирован. Представляется, что по аналогии закона в данном случае может применяться норма п. 1 ст. 152.1 ГК РФ относительно изображения гражданина. Возможность применения по аналогии именно этой нормы связана с тем, что право на имя и право на изображения относятся к одной группе личных прав, имеют сходное назначение и сходный правовой режим.

Таким образом, после смерти гражданина, чье имя планируется включить в фирменное наименование коммерческой организации, должно быть получено согласие детей и пережившего супруга такого гражданина, а при их отсутствии - согласие родителей. Отметим, что установленная законом очередность получения согласия не соответствует очередности наследования, установленной законодательством. Так, в соответствии с нормами наследственного права супруг, дети и родители отнесены к одной очереди наследников (ст. 1142 ГК РФ). Разделение ближайших родственников умершего на две группы для цели получения согласия на использование изображения учитывает, чьи интересы в большей степени могут быть нарушены таким использованием. Законодатель счел, что интересы супруга и детей нуждаются в приоритетном учете, в сравнении с интересами родителей гражданина. Представляется, что логика законодателя в этом случае вполне применима и к получению согласия на использование имени.

В таких случаях использование имени в фирменном наименовании не добавляет надежности деятельности организации, не указывает на повышенную ответственность лиц, чье имя включено в фирму, поэтому такое включение имен в фирменные наименования не может специально поощряться законодателем - оно не позволяет решать никаких задач государства, вместе с тем такое использование имен также не порождает и недобросовестной конкуренции и в принципе не нарушает ничьих прав и законных интересов, за исключением потенциальных прав и законных интересов самого гражданина или его родственников. При таких обстоятельствах включение в фирменные наименования имен людей, связанных с деятельностью общества, не является социально полезной деятельностью, но и не является социально вредной. А поэтому данные отношения не нуждаются в специальной дополнительной регламентации и могут оставаться в зоне дозволительного регулирования. Вместе с тем ст. 19 ГК РФ может быть дополнена указанием на порядок получения согласия на использование имени в случае смерти гражданина, при этом за основу может быть принята норма, регулирующая предоставление согласия на использование изображения.

При использовании в фирменных наименованиях посторонних для деятельности организации имен никакие задачи государства не решаются, конструктивные силы, стимулирующие позитивную ответственность и договорную дисциплину, связанные с включением в фирму собственного имени, не работают. Положительные ассоциации, вызываемые таким именем, необоснованны, кроме того, ненадлежащее ведение предпринимательской деятельности такой организацией способно повредить доброе имя лица, чье имя включено в фирму коммерческой организации.

К сожалению, в отличие от подавляющего большинства зарубежных источников в отечественном праве, как мы уже отмечали, принцип истинности фирмы имеет очень ограниченное воплощение. Прямого запрета на включение в фирму обозначений, способных ввести в заблуждение окружающих, российский закон не содержит. В случае если включение чужого имени в фирменное наименование - специально направленное введение в заблуждение, оно может быть квалифицировано как недобросовестное, нарушающее общее требование к участникам гражданского оборота, установленное ст. 1, 10 ГК РФ. Более четко обозначенный запрет для отечественной правовой системы был бы понятнее и практическое применение его было бы проще, но в его отсутствие восполнение пробела может осуществляться на уровне правовых обычаев и актов саморегулирования сообщества коммерсантов.

Представляется, что регулирование отношений по включению имен посторонних лиц в фирму должно осуществляться на трех уровнях: на законодательном - в той мере, как это предусмотрено сейчас, регулирование достаточно, поскольку необходимость получения согласия физического лица на использование его имени в предпринимательской деятельности уже установлена законом; на уровне правовых обычаев - в части недопущения нарушения обычно-правового принципа истинности фирмы и на уровне сообщества коммерсантов (саморегулирования) путем создания ситуации общественного осуждения организаций, включающих недобросовестное использование чужих имен в фирме.

 

§ 4.5. Включение наименования населенного пункта

в фирменное наименование

 

Насущная потребность расширения идентификационных возможностей фирменного наименования приводит к включению в фирменные наименования названий географических объектов. Это может быть название населенного пункта, где коммерческая организация имеет регистрацию или осуществляет основную деятельность. Иногда в фирменное наименование включают название географического объекта, имеющего связь с товарами, работами, услугами, продаваемыми коммерческой организацией, однако так происходит не всегда. Исследование ЕГРЮЛ показало, что в фирменные наименования коммерческих организаций часто включают названия географических объектов, причем не всегда они имеют какое-либо отношение к деятельности коммерческой организации. Так, зарегистрировано 3880 обществ с ограниченной ответственностью, в фирменном наименовании которых имеется обозначение "Эверест", с самыми разнообразными основными видами деятельности - реклама, торговля топливным маслом, производство и пр. География регистрации этих коммерческих организаций обширна. В каждом субъекте Федерации существует несколько сотен организаций с таким фирменным наименованием. Зарегистрировано два общества с ограниченной ответственностью "Средиземное море", ни одно из которых не осуществляло туристическую деятельность (оба в настоящее время из реестра исключены) и не имело места регистрации или места деятельности в районе Средиземного моря по очевидным причинам, связанным с географическим расположением Российской Федерации.

Нормы закона запрещают использовать в фирменных наименованиях названия иностранных государств, но не запрещают использовать названия иностранных географических объектов. Так, по данным ЕГРЮЛ, зарегистрировано более 200 коммерческих организаций, фирменное наименование которых содержит обозначение "Париж", они занимаются самыми разными видами деятельности - туристической, розничной торговлей, ресторанным бизнесом и пр.

Для сравнения: п. 2 ст. 944 ШОЗ устанавливает возможность ограничения включения в фирменные наименования обозначений национального и территориального характера. Такое ограничение отечественному праву неизвестно.

Отечественное право регламентирует порядок использования в фирменных наименованиях коммерческих организаций таких обозначений крайне фрагментарно. Так, существуют и рассмотрены выше ограничения включения в фирменные наименования официального наименования "Российская Федерация" или "Россия".

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 54 ГК РФ нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации. Эта норма явилась новеллой ГК РФ, вступившей в силу 1 сентября 2014 г. За прошедшее с введения в действие изменений ГК РФ до момента написания настоящей работы время соответствующие нормативные правовые акты не были приняты.

Законом установлен специальный порядок использования наименования мест происхождения товаров, однако нормы ст. 1516 - 1518 ГК РФ не содержат запрета на включение названий географических объектов, зарегистрированных в качестве наименований мест происхождения товаров, в фирменные наименования коммерческих организаций. Исходя из положений Парижской конвенции по охране промышленной собственности устанавливается защита от ложных указаний мест происхождения товара, в том числе предусмотрена возможность ареста товаров, выпущенных в оборот с нарушением положений Конвенции; вместе с тем наименования мест происхождения товаров и фирменные наименования используются для индивидуализации товаров (работ или услуг), с одной стороны, и субъектов права - с другой. Кроме того, наименование места происхождения товара является регистрируемым средством индивидуализации, а фирменное наименование - нет, оно лишь включается в ЕГРЮЛ явочным порядком, без проведения экспертизы (формальной или по существу), как это происходит в отношении некоторых иных средств индивидуализации. Использование наименования географических объектов в фирменных наименованиях встречается и в тех случаях, когда никакие особые свойства производимых или продаваемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг с особенностями данной местности не связаны.

Если свойства товаров, работ или услуг не обусловлены особенностями включаемого в фирменное наименование географического объекта, в чем же практический смысл использования таких обозначений в фирменных наименованиях?

Наименования населенных пунктов включают в фирменные наименования в силу разных причин. Это может быть желание очертить сферу деятельности коммерческой организации, вызвать у потенциальных потребителей положительные ассоциации, связанные с определенным географическим объектом, кроме того, наименования населенных пунктов могут вызывать у потенциальных потребителей чувства национальной гордости, сопричастности к определенному сообществу коренных жителей населенного пункта или, напротив, вызывать чувство включения в определенную закрытую касту. Учредители коммерческой организации, избирая географический объект для включения в фирму, могут провести маркетинговое исследование, изучить характеристики целевой аудитории товаров, работ или услуг, которые будут составлять предмет предпринимательской деятельности будущей коммерческой организации, и включить такое наименование, которое в наибольшей степени отвечает предпочтениям потенциальных потребителей. Обнаружено также, что названия населенных пунктов включают в фирменные наименования дочерних обществ для демонстрации связи дочернего общества с основным. Таким образом, с помощью фирменного наименования создается представление о масштабе деятельности коммерческой организации.

Приведенные в начале настоящего параграфа фирменные наименования иллюстрируют одну из приведенных выше ситуаций включения таких обозначений в фирменные наименования - создание устойчивых положительных ассоциаций, которые могут содействовать увеличению рынка сбыта товара, привлечет покупателей, а значит, будет содействовать увеличению прибыли коммерческой организации, т.е. достижению основной ее цели.

Отсутствие специальных требований к использованию названий географических объектов в фирменных наименованиях приводит к тому, что в силу закона у коммерческой организации нет необходимости обеспечивать соответствие места деятельности или места государственной регистрации с названием населенного пункта или иного географического объекта, включенного в фирму. Никаких подтверждений или обоснований включения в фирму такого обозначения не требуется. При этом в отличие от использования в фирме имен физических лиц или персонажей, которое всегда требует получения согласия или заключения лицензионного договора, включение наименований географических объектов никакого согласия не требует, за исключением вышеназванных случаев. Налицо перекос в обеспечении интересов субъектов, когда желание учредителей коммерческой организации создать устойчивые положительные ассоциации во что бы то ни стало реализуется в ущерб интересам потребителей, которые вводятся в заблуждение подобными фирменными наименованиями с явными нарушениями принципа истинности фирмы.

В настоящей работе уже приводилось фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированного в г. Грозный (ОГРН 1022002549403), с полным фирменным наименованием "Фирма "Москва М" Общество с ограниченной ответственностью". О видах деятельности этой организации в ЕГРЮЛ сведений нет, однако нет никаких сведений и о ведении деятельности этой организацией в г. Москве. Возможно, если приведенная выше норма п. 1 ст. 54 ГК РФ начнет действовать и субъекты Российской Федерации примут нормативные правовые акты, определяющие порядок использования официальных наименований субъектов Федерации в фирменных наименованиях и станут тщательно следить за обоснованностью включения наименований субъектов в фирменные наименования, подобные фирменные наименования будут изменены при обращении уполномоченных лиц в судебные органы.

По данным ЕГРЮЛ, в России зарегистрировано восемь обществ с ограниченной ответственностью, фирменное наименование которых содержит обозначение населенного пункта Шампань. Все эти организации имеют в числе видов деятельности продажу алкогольной продукции или деятельность ресторанов и баров. Цель включения данного обозначения в фирменные наименования совершенно очевидна: тем самым создается ассоциация с известной местностью, которая славится своими алкогольными напитками. В этом случае включение названия географического объекта в фирменное наименование не может рассматриваться в качестве наименования места происхождения товара. Организации, имеющие такое обозначение в фирменном наименовании, не занимаются производством алкогольных напитков, а лишь их продают, в связи с чем фирменное наименование или вовсе не указывается на упаковке товара, или указывается в качестве наименования продавца. Вместе с тем на рынке оптовой торговли такое наименование лучше запоминается; при выборе оптового продавца алкогольной продукции покупатель (ритейлер) скорее обратится к коммерческой организации, чье фирменное наименование он запомнил, чем к той, чье фирменное наименование у него не вызывает никаких образов. В этом проявляется рекламная функция фирменного наименования.

Отдельно следует сказать о тех фирменных наименованиях, в которые наименования географических объектов включены явно с единственным намерением введения в заблуждение потребителей о свойствах товарах и характере деятельности. Типичным примером подобного является фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Минеральные воды Боржоми". Коммерческая организация с такой фирмой имеет место нахождения в г. Москва (ОГРН 1107746833127), уставный капитал в 10 000 руб. Единственный участник организации - кипрская компания HIGHROAD HOLDINGS LIMITED. Основными видами ее деятельности, согласно сведениям ЕГРЮЛ, является сбор, очистка и распределение воды, а также оптовая торговля безалкогольными напитками. У нас не имеется сведений о том, что данная организация ведет какую-то незаконную деятельность, однако следует помнить, что коммерческая организация вправе размещать свое фирменное наименование на всей своей документации и использовать для клеймения товаров. Исходя из данных ЕГРЮЛ можно предположить, что организация занимается сбором, розливом воды, маркировкой ее с помощью своего фирменного наименования и дальнейшей продажей. Покупатели такой воды могут принять ее за известную минеральную воду "Боржоми", обладающую целебными свойствами вследствие географических и климатических особенностей расположения источника этой воды. Приведенный случай наглядно показывает издержки недостаточной урегулированности отношений, связанных с приобретением и использованием фирменных наименований, в частности ограниченности принципа истинности фирмы, о чем мы писали в первой главе настоящей работы.

Исследование ЕГРЮЛ выявило еще одну интересную группу фирм, включающих названия географического объекта. Речь идет об указании почтового адреса (полного или его части) в добавлении фирмы. Сопоставление таких адресов в фирменном наименовании с местами государственной регистрации привело к неожиданному выводу о том, что совпадение встречается отнюдь не всегда. В некоторых случаях коммерческие организации имеют фирменное наименование, соответствующее адресу их места нахождения, в других - это одно из мест ведения деятельности, например место расположения одного из предприятий, принадлежащих коммерческой организации, а иногда вовсе никакой связи между деятельностью организации и адресом, включенным в фирму, обнаружить не удалось. Так, зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью "улица Арсенальная дом 11" (ОГРН 1027801546520), по данным ЕГРЮЛ, этот адрес не соответствует месту регистрации, исследование адресного справочника г. Санкт-Петербург (место регистрации общества) не позволило обнаружить по адресу ул. Арсенальная, 11 ни одного заведения, которому бы соответствовали виды деятельности, указанные в ЕГРЮЛ для этой организации.

Таким образом, при использовании наименований географических объектов следует различать ситуации добросовестного использования, о котором можно вести речь в случаях, когда коммерческая организация зарегистрирована или ведет деятельность на территории географического объекта, включенного в ее фирменное наименование, либо если деятельность коммерческой организации направлена на продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, свойства которых связаны с определенной местностью. В иных случаях использование названия географического объекта в фирменном наименовании может являться актом введения в заблуждение потребителей и контрагентов.

Представляется, что регулирование включения в фирму наименований географических объектов должно осуществляться сообществом коммерсантов путем запрета использования географических названий, не связанных с деятельностью организации и осуждения лиц, нарушающих такой запрет. Законодательное регулирование таких отношений нецелесообразно, поскольку закон не имеет достаточной степени вариативности вследствие установленных требований законодательной техники и необходимости обеспечения определенности и однозначности правового регулирования, не может устанавливать слишком большое количество альтернативных гипотез и диспозиций. В отличие от этого право коммерсантов (исходящее от сообщества предпринимателей) и обычно-правовые нормы имеют существенно большие возможности вариативного регулирования, а значит, могут обеспечивать соответствующее потребностям правовое регулирование.

 

§ 4.6. Включение вида или предмета деятельности

в фирменное наименование

 

Как мы показали в разделе, посвященном истории правового регулирования отношений по присвоению фирменных наименований, в соответствии с Положением о фирме 1927 г. указание предмета деятельности было обязательным для всех организаций. Так, формула, используемая в п. 1 - 5 Положения о фирме, одинакова и включает в себя следующее: "Фирма предприятия, принадлежащего, должна содержать указание предмета деятельности..." По всей видимости, это было связано с тем, что по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г., действовавшему на момент принятия Положения о фирме, все юридические лица обладали специальной (уставной) правоспособностью.

В соответствии с правилами ГК РФ 1994 г. коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Из этой нормы отдельные авторы делают вывод о том, что коммерческие организации обладают общей правоспособностью. Этот вывод нам кажется сомнительным. Мы неоднократно обосновывали свое мнение, что правоспособность любого юридического лица ограничена целями, ради которых оно создано, в этом смысле она является целевой, это находит отражение, в частности, в том, что для коммерческих организаций запрещено заключение отдельных договоров. Другое дело, что для некоторых юридических лиц правоспособность ограничивается дополнительно, больше в сравнении с иными коммерческими организациями. Такую правоспособность можно назвать специальной. Но правоспособность ни одного юридического лица нельзя считать общей, которую имеет гражданин с момента рождения. Для юридических лиц заведомо запрещено участие в целом ряде правоотношений, заключение многих договоров, приобретение и отчуждение имущества рядом способов и пр. <1>. Так, коммерческая организация не может быть одаряемой в договоре дарения или пожертвования, не может быть получателем по договору ренты, нанимателем в договоре найма жилого помещения и пр. Во всех этих случаях заключение подобных договоров не соответствует цели извлечения прибыли, а потому существует общий запрет на заключение таких договоров коммерческими организациями. Коммерческая организация не может составить завещание и быть наследником по закону, коммерческая организация не может приобрести имущество путем находки и др. Другое дело, что предмет и перечень видов деятельности в уставе большинства коммерческих организаций может и не указываться (п. 4 ст. 52 ГК РФ). Таким образом, правоспособность любого юридического лица может быть целевой, где для коммерческой организации цель установлена законом в качестве извлечения прибыли и ее распределения среди учредителей (участников), и специальной, предполагающей, с одной стороны, возможность заниматься такими видами деятельности, которыми другие юридические лица заниматься не могут, а с другой стороны, запрет на занятие другими видами деятельности или совершение отдельных видов сделок. Поскольку фирменное наименование представляет собой "лицо" коммерческой организации и в силу информационной функции призвано создать представление о самых главных положениях устава, неслучайно в него могут, а иногда и должны включаться сведения о виде деятельности коммерческой организации.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография Н.В. Козловой "Правосубъектность юридического лица" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2005.

<1> Об этом мы писали ранее. См.: Филиппова С.Ю. Корпоративный конфликт: возможности правового воздействия. М., 2009. Также см. об этом, например: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2006.

 

Включение вида деятельности в фирменное наименование может осуществляться на основании требования закона (обязательно) или добровольно (по собственному усмотрению учредителей). Рассмотрим эти случаи.

Обязательное включение в фирменное наименование указания на вид или предмет деятельности, как правило, устанавливается для коммерческих организаций, имеющих специальную правоспособность, и служит предупреждению о том, что коммерческой организации запрещено заниматься определенными видами деятельности либо любыми видами деятельности, кроме прямо названных в фирменном наименовании.

Закон устанавливает требования обязательного указания вида деятельности для некоторых коммерческих организаций. Так, на основании ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". Кредитная организация имеет специальную правоспособность и не может заниматься деятельностью, не соответствующей установленной в ее уставе. Именно это сообщение содержится в фирме кредитной организации. В этом проявляется коммуникативная и информационная функции фирмы. Интересной особенностью фирменного наименования кредитной организации является установленная законом возможность Банка России запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если оно уже содержится в книге государственной регистрации кредитных организаций. Таким образом для кредитных организаций обеспечивается более жесткое соблюдение принципа уникальности фирмы.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на организационно-правовую форму. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона "О ломбардах" ломбарду запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Поэтому и здесь указание на предмет деятельности является маркером специальной правоспособности коммерческой организации.

Еще одним примером рассматриваемой ситуации является также ст. 15.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", которой определяется правовое положение специализированных обществ - коммерческих организаций, создаваемых в организационной форме хозяйственного общества, обладающих специальной правоспособностью, существенно ограниченной в части возможности совершения сделок. В соответствии с п. 3 этой статьи такое специализированное общество должно иметь в своем фирменном наименовании слова "специализированное финансовое общество" или "специализированное общество проектного финансирования", включение этих слов в добавление наименования призвано информировать окружающих об особенностях правового положения такого общества. В соответствии с п. 16 ст. 15.2 этого Закона "предполагается, что другая сторона сделки знала об ограничении цели и предмета деятельности специализированного общества, полное фирменное наименование которого содержит слова "специализированное финансовое общество" или "специализированное общество проектного финансирования". Здесь мы видим еще одно проявление презумпции истинности фирмы, о которой мы уже упоминали в настоящей работе. Законодатель недвусмысленно определяет цели включения в фирменное наименование определенных слов - это делается именно для предупреждения третьих лиц об ограничениях, установленных законом в части возможности участия коммерческой организации в гражданском обороте.

Часто наименование вида деятельности включается в добавление фирменного наименования без специального указания в законе, по собственному желанию учредителей для выполнения функций фирменного наименования (репутационной, рекламной, коммуникативной, информационной). Типичным в этом смысле является фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Гончарно-майоликовый завод Гжель" (ОГРН 1037723019564).

В соответствии с п. 2 ст. 1473 ГК РФ установлен запрет на добавления, полностью состоящие только из слов, обозначающих род деятельности. Представляется в связи с этим не соответствующим закону фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Адвокат" (ОГРН 1121690054430), основным видом деятельности которого являются услуги в области права. Чаще субъекты все же прилагают некоторые усилия, чтобы создать отличия своей фирмы от названия рода деятельности. В этом смысле характерно фирменное наименование ООО "Гостиница Н" (ОГРН 1145476049014). Как видно, добавление фирменного наименования организации в этом случае отличается от обозначения рода деятельности лишь на одну букву "Н". Еще один характерный пример. В г. Тамбове зарегистрировано юридическое лицо, имеющее фирменное наименование ООО "Бар и ресторан" (ОГРН 1096829003260). В этом случае, кроме наименований видов деятельности, в фирменное наименование включен только союз "и".

 

§ 4.7. Включение в фирменные наименования имен персонажей

и иных произведений

 

Герои литературных, мультипликационных и иных аудиовизуальных произведений широко известны в определенной аудитории. В связи с этим учредители коммерческой организации, планирующие заниматься предпринимательской деятельностью в сфере, где потребителями будет определенная категория людей (обладающих общими возрастными, гендерными и другими свойствами), имеют соблазн оценить свою целевую аудиторию путем проведения маркетингового исследования, определить предпочитаемые ею фильмы, книги и пр., и используя стойкие положительные ассоциации, связанные у потребителей с определенным героем, включить его имя в свое фирменное наименование. Нормы о фирменных наименованиях не устанавливают правил, касающихся возможности и порядка включения подобных обозначений в добавление фирменных наименований. Практика подобных фирменных наименований, по данным ЕГРЮЛ, довольно обширна. Особенно это касается фирменных наименований коммерческих организаций, продающих товары, оказывающих услуги и выполняющих работы, ориентированные на детскую аудиторию.

Персонаж - часть произведения. Выделение персонажа как отдельного объекта авторского права установлено п. 7 ст. 1259 ГК РФ. В соответствии с п. 29 Постановления N 5/29 под персонажем понимается часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме, присущей произведению. Такой персонаж охраняется авторским правом; это значит, что право использования персонажа любым способом принадлежит автору. Для нашего исследования это означает, что включение в фирменное наименование коммерческой организации имени персонажа требует заключения лицензионного договора с автором или иным правообладателем, если исключительное право на персонаж уступлено автором по договору об отчуждении исключительного права.

Можно выделить две ситуации включения персонажей и иных произведений в фирменное наименование. Во-первых, возможна передача права на произведение, созданное учредителем для использования коммерческой организацией в своем фирменном наименовании, а во-вторых, возможно использование в фирменном наименовании произведения (персонажа), созданного другим лицом.

Наиболее распространенной является первая ситуация. Фактически во всех случаях, когда создается фирменное наименование, учредители используют свои творческие усилия и создают произведения, права на которые передаются коммерческой организации. Создание фирменного наименования осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности учредителей юридического лица, если учредителей несколько, либо в процессе собственной творческой деятельности единственного учредителя коммерческой организации. Фирменное наименование, как и любое иное произведение, - продукт творческой деятельности - всегда создается физическими лицами (индивидуально или путем соавторства). Если учредителем коммерческой организации является юридическое лицо, создателем фирменного наименования или участником творческого коллектива его создателей является физическое лицо, участвующее в учредительном собрании, например единоличный исполнительный орган или иное лицо, действующее по заданию юридического лица. В подобных случаях такое произведение является служебным, и все исключительные права на него принадлежат юридическому лицу - учредителю, по заданию которого физическое лицо участвовало в творческом коллективе. О том, что фирменное наименование создается в процессе творческой деятельности, имеются подтверждения и в нормативных правовых актах. Так, предусматривается возможность при определении размера субсидии, предоставляемой субъекту малого предпринимательства, учесть в том числе понесенные им затраты на оплату услуг по разработке фирменного наименования <1>. Отметим, что в юридической литературе встречается и иная позиция. Так, В.В. Орлова отмечает, что "создание средств индивидуализации творческих усилий не требует" <2>. Подобный вывод делает А.Б. Иванов и ряд иных ученых. К сожалению, никакой аргументации к столь категоричному выводу ученые не приводят. Вместе с тем правильно подобранное фирменное наименование - залог успеха предпринимательской деятельности. Выбор фирменного наименования может предваряться проведением маркетинговых исследований с целью определения наиболее привлекательного, хорошо запоминающегося, вызывающего стойкие положительные ассоциации с субъектом-коммерсантом имени. Правильному выбору фирменного наименования посвящены многочисленные пособия на тему брендинга, подбор имени является прерогативой специалистов, имеющих профессиональное образование в данной сфере. В связи с этим обесценивание деятельности по выбору фирменного наименования, отказ ей в творческом характере представляются неверными. В Приложениях к настоящей работе, а также по тексту работы приведено множество фирменных наименований, творческий характер которых не вызывает сомнений. Странно отказывать им в признании объектом авторского права.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минэкономразвития России от 14 июля 2008 г. N 194.

<2> Орлова В.В. Указ. соч. С. 160.

 

Исключительные права на созданное учредителями произведение, включаемое в фирменное наименование, может передаваться за плату или бесплатно. Чаще всего передача прав на такое произведение производится по договору безвозмездного отчуждения исключительного права. Воля автора на заключение такого договора выражается при голосовании "за" по вопросу создания общества и фиксируется в письменной форме путем подписания договора о создании общества с указанием фирменного наименования, а также протокола учредительного собрания коммерческой организации или решения о ее создании.

Возможна возмездная передача своего исключительного права на произведение или его персонаж. Так, в фирменном наименовании "Общество с ограниченной ответственностью "Чебурашка" (ОГРН 1037714081261) <1>, одним из учредителей которого является Эдуард Николаевич Успенский с долей в уставном капитале 70%, использовано в качестве добавления наименование известного литературного персонажа, созданного лично творческой деятельностью учредителя. Нам не известно, на каких условиях и при каких обстоятельствах заключен лицензионный договор на предоставление права использования персонажа в фирменном наименовании, но в данном случае учредитель мог внести в качестве вклада в уставный капитал право пользования персонажем в фирменном наименовании, тем самым оплатив свою долю. Отметим, что после изменения законодательства о юридических лицах и некоторого ужесточения требований к уставному капиталу путем ограничения видов объектов, которые могут быть внесены в оплату уставного капитала, все же предоставление исключительных прав сохранено как допустимый вид вклада (п. 1 ст. 66.1 ГК РФ). Это значит, что автор может оплатить уставный капитал, предоставив право пользования персонажем, в том числе ограничив такое использование только предоставлением права включения имени персонажа в фирменное наименование хозяйственного общества.

--------------------------------

<1> http://egrul.nalog.ru

 

Исходя из того, что коммерческая организация потенциально имеет неограниченный срок существования, передача учредителем исключительного права на пользование произведением или персонажем в фирме по срочному лицензионному договору не вполне отвечает задачам коммерческой организации и принципу постоянства фирмы. Вместе с тем прямого запрета на заключение такого договора нет, поэтому учредитель - автор персонажа или иного произведения, используемого в фирменном наименовании, вправе ограничить использование персонажа указанием определенного срока. В том числе можно установить зависимость между пользованием произведением и собственным участием в коммерческой организации, указав в качестве отменительного условия в лицензионном договоре прекращение права участия в корпорации. В таком случае в договоре целесообразно указать какой-то разумный срок, в течение которого коммерческая организация должна прекратить использование произведения или персонажа в фирме путем внесения изменения в учредительный документ и его регистрации.

Вторая ситуация возникает в случаях, когда в фирменном наименовании планируется использование персонажа или иного элемента чужого произведения - лица, не являющегося учредителем организации. В таком случае для включения произведения в фирму требуется заключение с автором лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права на условиях, установленных таким договором.

Поскольку для приобретения прав по лицензионному договору, предусматривающему возможность пользоваться произведением, коммерческая организация должна иметь правоспособность, но на момент государственной регистрации юридического лица такой правоспособности у организации нет, то она не может до государственной регистрации быть стороной лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права. В связи с этим лицензионный договор может быть заключен с одним из учредителей организации с установлением возможности передачи прав третьим лицам, коммерческая организация может в момент регистрации иметь одну фирму, а далее изменить ее путем изменения устава, после заключения договора с автором о предоставлении права использования персонажа в фирме. Как видим, процедура включения персонажа в фирму в тех случаях, когда права на персонаж не принадлежат учредителю, достаточно сложна.

В тех случаях, когда коммерческая организация не имеет лицензионного договора и все же включает имя персонажа в свое фирменное наименование, она допускает незаконное использование чужого произведения, нарушает исключительное право правообладателя и может быть привлечена к ответственности в соответствии с действующим законодательством и понести негативные последствия вплоть до требования уничтожения всех контрафактных вещей, на которые нанесено имя персонажа (включенное в фирменное наименование) по требованию автора или иного обладателя исключительного права на произведение.

Так, при выборе фирменного наименования и включении его в учредительные документы коммерческой организации учредители могут исходить из намерения осуществлять недобросовестную деятельность, в связи с чем в фирменное наименование могут включаться слова, совпадающие или сходные до степени смешения с фирменными наименованиями, товарными знаками, коммерческими обозначениями, произведениями, права на которые принадлежат другим субъектам предпринимательской деятельности. Так, по данным ЕГРЮЛ, зарегистрировано 12 обществ с ограниченной ответственностью, добавление фирменных наименований которых содержит слово "Чебурашка", 11 из которых никакого отношения к автору соответствующего произведения не имеют. Те из коммерческих организаций, которые используют в своем фирменном наименовании персонаж чужого произведения, права на которое не переданы в установленном порядке правообладателем, совершают правонарушение.

Произведения народного творчества не являются объектами авторских прав, следовательно, персонажи таких произведений объектами авторских прав не признаются. Таким образом, использование в фирменных наименованиях названий персонажей русских народных сказок и иных произведений народного творчества (общество с ограниченной ответственностью "Баба Яга" (ОГРН 1081001001190), общество с ограниченной ответственностью "Леший" (ОГРН 1146915000385), открытое акционерное общество "Дед Мороз" (ОГРН 1033501002061), общество с ограниченной ответственностью "Мария Магдалена" (ОГРН 1087746152010) и пр.) не требует заключения лицензионного договора, равно как и использование имен персонажей, использованных в произведениях, срок охраны исключительного права в отношении которых истек (общество с ограниченной ответственностью "Гамлет" (ОГРН 1022402064728), общество с ограниченной ответственностью "Борис Годунов" (ОГРН 5077746675067), и пр.).

В Приложении N 3 к настоящей монографии мы разместили фрагмент выписки из ЕГРЮЛ уже исключенной из реестра коммерческой организации ООО "Смешарики-кошмарики", осуществлявшей финансовые услуги, содержащей в наименовании имя персонажа произведения. Представляется, что в отсутствие заключенного лицензионного договора такое использование произведения является нарушением авторского права.

Таким образом, посредством использования в добавлении фирменного наименования произведения (имени персонажа) создается ассоциативный ряд между деятельностью коммерческой организации, репутацией учредителя, прочно связывающегося с этим персонажем, а также образом самого этого персонажа. Это может усиливать доверие потенциальных контрагентов к такой коммерческой организации.

 

§ 4.8. Включение знаков отличий и иных обозначений

в фирменное наименование

 

Исходя из существования описанной в настоящей работе рекламной функции фирменного наименования иногда коммерческие организации включают в свои фирменные наименования указания на различные награды, тем самым усиливая доверие потенциальных потребителей к коммерческой организации с их помощью. Порядок использования сведений о наградах в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях или иным образом специально не регламентирован, за исключением официальных знаков и символов, поэтому в принципе такая практика является допустимой. Проиллюстрируем эту группу содержания фирменного наименования следующим. В ЕГРЮЛ зарегистрированы сведения о федеральном государственном унитарном предприятии "Национальная корпорация развития туризма" ("Ордена "Знак почета", "Гипротеатр")" <1> (ОГРН 1037745010082).

--------------------------------

<1> Знаки скобок и кавычек приводятся по данным ЕГРЮЛ, их значение и причины именно такого расположения в фирменном наименовании нам неизвестны.

 

Подобное фирменное наименование имеет коммерческая организация Ордена "Знак почета" Открытое акционерное общество "Сетка" (ОГРН 1025201742224). Стоит отметить, что обоснованность включения в фирменные наименования коммерческих организаций такого рода знаков отличия не проверяется налоговыми органами при государственной регистрации юридического лица при создании или изменении учредительного документа при переименовании. Вместе с тем подобные обозначения, несомненно, вызывают у потребителей ассоциации с повышенной надежностью такой организации на рынке. В силу особенностей защиты прав субъектов в данной сфере необоснованное включение подобных обозначений в фирменное наименование довольно сложно пресекать. Закон устанавливает возможность лишь отказа в государственной регистрации юридического лица при несоответствии закону его фирменного наименования, но если нарушение было обнаружено не на стадии регистрации, а в ходе его дальнейшей деятельности, то механизм устранения такого крушения неочевиден: оснований для ликвидации коммерческой организации в этом случае нет, нарушения исключительных прав - тоже. Статья 1231.1 ГК РФ устанавливает специальный порядок включения в фирменные наименования официальных символов, наименований и знаков, в том числе она распространяется на интересующие нас ордена. Устанавливается, что включение таких символов в средства индивидуализации требует получения согласия соответствующего компетентного государственного органа, вместе с тем, каковы правовые последствия включения таких обозначений без такого согласия - остается неясным. Награды и знаки, не относящиеся к государственным знакам и символам, включаются в фирму на общих основаниях. Это значит, что и в данном случае нормирование деятельности по обеспечению истинности фирмы и добросовестности действий участников торгового оборота по включению тех или иных обозначений в фирму должно осуществляться сообществом коммерсантов.

Исследование записей в ЕГРЮЛ позволило выявить еще один вид знаков, которые включаются в фирменные наименования довольно часто. Речь идет об аббревиатурах, включаемых в полное наименование без расшифровки, как правило, после корпуса фирмы, но до части добавления, размещенной в кавычках. Приведем пример. В ЕГРЮЛ зарегистрирована коммерческая организация (ОГРН 1137232029230), имеющая фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью РА "Эверест". В данном случае обозначение "РА" не расшифровано, его значение не очевидно. Его расположение в структуре фирмы способствует созданию у потребителей представлений об особом значении этого буквосочетания, например, вызывая ассоциации с известной аббревиатурой "РАО", которая часто включается в сокращенные фирменные наименования обществ со значительным участием Российской Федерации, расшифровывается как "Российское акционерное общество" и основана на полученном в установленном порядке разрешении на использование официального наименования "Российская Федерация".

 

Глава 5. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ

 

§ 5.1. Субъект права на фирменное наименование

 

Одним из дискуссионных вопросов фирменного права является возможность индивидуального предпринимателя обладать фирмой. Действующее российское законодательство однозначно не допускает подобной ситуации, устанавливая в качестве единственно возможного субъекта - правообладателя исключительного права на фирменное наименование - только коммерческую организацию (п. 1 ст. 1473 ГК РФ). Вместе с тем это не единственный вариант регулирования рассматриваемых отношений.

В этом смысле показательны положения Швейцарского обязательственного закона, обзывающего индивидуального коммерсанта регистрировать личную фирму. По Закону Саудовской Аравии о фирменных наименованиях обязанность иметь торговое имя установлена для всех коммерсантов, при этом торговое имя может включать либо гражданское имя коммерсанта, либо вымышленное имя, обязательно указание сведений о типе коммерсанта. Фирма должна быть и у индивидуальных коммерсантов, и у компаний.

По законодательству Германии правом на фирму также обладают не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели. Более того, в германском праве устанавливается возможность иметь фирменное наименование не только отдельному субъекту, но и филиалу.

О целесообразности предоставления филиалу возможности действовать под фирменным наименованием и для индивидуального предпринимателя писали в отечественной литературе <1>. Некоторые ученые даже полагают, что такая возможность соответствует действующему законодательству.

--------------------------------

<1> См.: Брызгалин А. Фирменное наименование субъектов предпринимательства (проблемы и перспективы) // Хозяйство и право. 1994. N 1. С. 21; Крон В.И., Сафонов А.Г. Указ. соч. С. 8.

 

Например, таковым было мнение В.Ю. Бузанова, высказанное в период действия Положения о фирме 1927 г., на основании исследования положений гл. 54 ГК РФ до изменений, исключивших фирменное наименование из передаваемого по договору коммерческой концессии комплекса <1>. На момент, когда такой вывод был сделан, он не противоречил законодательству, которое сейчас в этой части значительно изменилось.

--------------------------------

<1> См.: Бузанов В.Ю. Указ. соч. С. 42.

 

Помимо этого, в качестве подтверждения позиции о возможности признания индивидуального предпринимателя субъектом исключительного права на фирменное наименование приводят норму п. 3 ст. 23 ГК РФ, устанавливающую, что в отношении индивидуальных предпринимателей действуют те же нормы, что регулируют правовое положение коммерческих организаций. А потому раз коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, то и индивидуальный предприниматель тоже должен его иметь <1>. Такая норма действительно имеется в ГК РФ, однако сделанный на ее основе вывод небесспорен. Дело в том, что сам текст ст. 23 ГК РФ содержит оговорку о том, что норма о распространении правил о коммерческих организациях к деятельности индивидуального предпринимателя применяется "если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношений". У коммерческой организации есть устав, образуются органы управления, уставный или складочный капитал. Все это - проявления организационного единства коммерческой организации, являющейся юридическим лицом. Индивидуальный предприниматель, являющийся естественным субъектом права, не нуждается в регламентации образования его единства - он един по своим естественным свойствам. Фирменное наименование (особенно если речь идет о фирме корпоративной организации, для которой она и была изначально создана) воплощает в себе организационное единство посредством идентификации нескольких субъектов права в качестве единого целого. Это не требуется для физического лица. Применение к правовому положению физического лица - индивидуального предпринимателя норм о коммерческой организации должно быть обусловлено решаемыми задачами и не может производиться тотально. Очевидно, что все приведенные нормы о юридических лицах к физическим лицам применяться не могут. Таким образом, само по себе то обстоятельство, что коммерческие организации имеют фирменные наименования, не дает возможности сделать вывод о допустимости фирменного наименования индивидуального предпринимателя с точки зрения позитивного отечественного права.

--------------------------------

<1> Крон В.И., Сафонов А.Г. Указ. соч. С. 8.

 

Обоснование недопустимости использования фирменных наименований индивидуальными предпринимателями приводится, в частности, А.П. Сергеевым. Он полагает, что фирменным наименованием может обладать только коммерческое юридическое лицо и называет требования, которым должен отвечать обладатель исключительного права на фирменное наименование. Причины, по которым фирменное наименование не может принадлежать индивидуальному предпринимателю, по мнению А.П. Сергеева, сводятся к следующим: а) предоставление индивидуальному предпринимателю права на фирменное наименование вызовет трудности в определении действительного правового статуса предпринимателя; б) традиционная структура фирменного наименования не может быть применена к фирме индивидуального предпринимателя; в) индивидуализация предпринимателя - физического лица в гражданском обороте достаточно обеспечивается собственным именем <1>.

--------------------------------

<1> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2001. С. 576.

 

Не находит правовых оснований признания индивидуального предпринимателя в качестве субъекта права на фирменное наименование В. Голофаев, последовательно критикующий доводы в поддержание иной позиции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Голофаев В. Субъекты права на фирменное наименование // Хозяйство и право. 1998. N 12. С. 53.

 

Так или иначе за фирмой может быть скрыто гражданское имя. Вопрос о допустимости этого решается в каждой правовой системе исходя из сложившихся условий и потребностей.

Достоинством дозволения любому субъекту права скрыться за вымышленным именем является существенно большая свобода и раскованность в ведении бизнеса. Лицо, действующее под маской, более склонно рисковать, осуществлять венчурные проекты, менее опасается общественного осуждения, негативного отношения окружающих - его гражданское имя остается незапятнанным, даже в случае неудач в бизнесе. Так, если предпринимательская деятельность велась под фирмой, то в случае дисквалификации, банкротства по истечении установленного срока лицо может начать все сначала, под новой фирмой, и новые контрагенты и потребители могут и не узнать за новой фирмой "старого" предпринимателя. Если у государства в качестве приоритетной задачи стоит развитие бизнеса, то дозволение фирм для индивидуальных предпринимателей приемлемо. Если же основной задачей государства является усиление позитивной ответственности бизнеса, его стабильности, прозрачности, то максимально должен поддерживаться принцип постоянства фирмы и в таком случае должен устанавливаться запрет на фирму для индивидуального предпринимателя. Что является приоритетом для государства на каждом этапе, зависит от состояния экономики, гражданского общества и других факторов, поэтому однозначно правильного ответа на вопрос о допустимости фирмы для гражданина-предпринимателя нет.

Проблема фирменного наименования индивидуального предпринимателя в логике ее разрешения связана с еще одной проблемой - возможностью существования одночленных корпораций. Одночленная корпорация по своей сути представляет собой правовое средство, с помощью которого решается та же задача - "скрыть" под маской корпоративного юридического лица единственного участника, который тем самым де-факто пользуется вымышленным именем (фирмой), вступая в правоотношения с третьими лицами. В отличие от одночленной корпорации, которая ничего, кроме ширмы и ограничения ответственности, не дает, настоящие корпоративные организации, основанные на участии нескольких лиц, предназначены для коллективного предпринимательства (или иной коллективной деятельности <1>).

--------------------------------

<1> См.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитал: опыт Запада. М., 1987.

 

Вопрос допустимости одночленных корпораций долго обсуждался в странах Евросоюза, и до настоящего времени нельзя считать его однозначно решенным. Определенные ограничения на участие одночленных корпораций в гражданском обороте есть практически во всех государствах. В некоторых из них запрещается существование одночленных корпораций в определенных организационно-правовых формах (как в России, Германии), в других, напротив, разрешаются только отдельные организационно-правовые формы одночленных корпораций (как в Португалии и во Франции). Во всех государствах существует целый ряд специальных правил для таких корпораций. В соответствии с директивой Евросоюза N 89/667/ЕЭС во всех государствах должна быть организационно-правовая форма, представляющая собой общество, созданное на объединении капиталов, в котором будет один участник при учреждении или в результате объединения долей в одних руках (единоличное общество).

Допустимость единственного участника скрыться за ширмой юридической личности, ограничив тем самым свою ответственность перед кредиторами, представляется более опасной конструкцией, чем предоставление возможности индивидуальному предпринимателю скрыться за фирменное наименование, сохраняя при этом полную ответственность всем своим имуществом по принятым обязательствам.

Представляется несколько нелогичным состояние отечественного законодательства, дозволяющего одночленные корпорации и не предусматривающего использование фирм предпринимателями. Исходя из сходства правовых целей, которые могут быть достигнуты в том или ином случае, и при этом из меньшего вреда для оборота от использования фирмы, чем от использования конструкции одночленной корпорации, представляется, что использование фирм индивидуальными предпринимателями может быть разрешено.

Подводя итоги, отметим, что субъект права на фирменное наименование определяется позитивным правом, существуют правовые системы, признающие субъектом права на фирму любых коммерсантов. В отечественной правовой системе право на фирменное наименование может принадлежать только коммерческой организации.

 

§ 5.2. Возникновение фирменного наименования

и права на фирменное наименование

 

В литературе справедливо отмечаются негативные последствия смешения фирмы и права на фирму <1>. Фирма (фирменное наименование) является атрибутом коммерческой организации как субъекта права, без которого он не может приобрести правосубъектность, и объектом правоотношения. Право на фирменное наименование представляет собой субъективное право коммерческой организации. В связи с этим следует различать моменты возникновения фирменного наименования и права на фирменное наименование.

--------------------------------

<1> Грибанов А. Указ. соч. С. 6.

 

Исходя из анализа п. 1 ст. 1473 ГК РФ, фирменное наименование возникает путем его определения в учредительном документе. Во всех коммерческих организациях, за исключением хозяйственных товариществ, единственным учредительным документом является устав, который утверждается решением единственного учредителя или решением нескольких учредителей, которое фиксируется в протоколе учредительного собрания. В полных и коммандитных товариществах единственным учредительным документом является учредительный договор, заключаемый всеми учредителями. В уставе или учредительном договоре коммерческой организации указывается фирменное наименование юридического лица. Для коммерческих организаций, действующих на основании типового устава, фирменное наименование в учредительный документ не включается, а образуется путем принятия решения об учреждении коммерческой организации, в котором и указывается фирма, под которой она будет действовать в гражданском обороте.

С момента включения в устав или учредительный договор фирменного наименования и наделения его силой в установленном для данной организационно-правовой формы порядке (путем утверждения или заключения) фирменное наименование является образованным.

К моменту обращения за государственной регистрацией фирменное наименование у организации уже есть, ее регистрируют под этой фирмой. Учредители организации уже идентифицируют организацию по фирме. Здесь следует оговориться, что процесс создания юридического лица можно разделить на несколько этапов. На первом этапе образовывается организация (принимается решение о создании юридического лица, определяются цели, предмет деятельности, структура органов управления, права участников), обладающая организационным единством, которое фиксируется в утвержденном уставе (ином учредительном документе, решении о создании). На втором этапе при необходимости образуется имущественная основа деятельности будущего юридического лица (например, для акционерных обществ производится частичная оплата уставного капитала). С этого момента организация создана. На третьем этапе производится наделение правосубъектностью уже существующей организации посредством государственной регистрации в ЕГРЮЛ. Правовым последствием наделения правосубъектностью является приобретение таких признаков, как способность выступать в гражданском обороте, иметь права и нести обязанности, нести ответственность своим имуществом, выступать истцом и ответчиком в суде. Фирменное наименование появляется у организации на первом этапе создания, однако для приобретения права на фирменное наименование требуется правосубъектность, которая возникнет у коммерческой организации только после регистрации в ЕГРЮЛ. До приобретения коммерческой организацией правоспособности, т.е. способности иметь субъективные права и юридические обязанности, у нее не может быть никаких субъективных прав. В связи с этим понятно установленное п. 2 ст. 1475 ГК РФ правило, согласно которому исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица. Буквальное толкование этой нормы приводит к выводу о том, что до дня регистрации исключительное право на фирму как средство индивидуализации возникнуть не может. Что, несомненно, справедливо. Следует, однако, заметить, что до государственной регистрации у юридического лица не могут возникнуть не только исключительное, но и любые иные права на фирму. То есть в ст. 1475 ГК РФ нашел отражение лишь частный случай, тогда как общее правило о невозможности обладать правами, не являясь субъектом права, следует из ст. 2 ГК РФ.

То же касается и обязанности коммерческой организации иметь фирму и выступать в обороте под ней. Эта обязанность возникает у коммерческой организации с момента государственной регистрации в ЕГРЮЛ, т.е. наделения правосубъектностью. Отметим, что право на фирму и обязанность выступать в гражданском обороте под фирмой - первые право и обязанность, возникающие у организации с момента наделения ее статусом субъекта права, и они же сопровождают коммерческую организацию на всем протяжении ее существования и прекратятся одновременно с ней. Вместе с тем являются ли эти право и обязанность правами и обязанностями на фирму как на средство индивидуализации? И говорим ли мы об


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: