1. Кто считается учителем, научным руководителем В.А. Белошапковой? В.В. Виноградов считается учителем и научным руководителем В.А.Белошапковой
2. Где она с ним встретилась?
В Тобольске она познакомилась со своим будущим учителем — Виктором Владимировичем Виноградовым.
3. Назовите известную работу В.А. Белошапковой по синтаксису.
Учебник "Современный русский язык. Синтаксис".
4. Как она трактует сложное предложение?
Говоря о сложном предложении, В.А. Белошапкова приходит к выводу, что сложное предложений действительно представляет собой соединение простых, вместе с тем оно является единственно целым, выражающим одну мысль и имеющим законченную интонацию.
В.А.Белошапкова считает, что СП должно рассматриваться в двух аспектах: 1) статическом (в языке с точки зрения его формы) и 2) динамическом (с точки зрения его функционирования в речи). С точки зрения статической, СП - это соединение простых. С точки зрения динамической, СП - это синтаксическое соединение, функционирующее как одна единица.
|
|
«Со стороны структурной СП представляет собой определенно образовавшееся органическое счоетание слов, включающих несколько предикативных центров, а со стороны функциональной оно является одной коммуникативной единицей и принципиально не отличается от ПП, что и дает основание рассматривать ПП и СП как разные типы одной синтаксической единицы предложения».
5. Кратко скажите, какой вклад внесла Белошапкова в синтаксис русского языка.
В.А. Белошапкова занималась вопросами изучения словосочетания. Разработала общие принципы классификации русского сложного предложения, воплотившиеся в структурно-семантическую концепцию, впоследствии послужившую основой описания сложного предложения в академической грамматике. Занималась теорией простого предложения, уточнила многие традиционные понятия этой области синтаксиса и ввела новые. Например, в работе «Современный русский язык» под её редакцией отмечается структурное и семантическое единство частей сложного предложения, которые «в конструктивном аспекте подобны простым предложениям».
Она привела свою трактовку СП. Говоря о сложном предложении, В.А. Белошапкова приходит к выводу, что сложное предложений действительно представляет собой соединение простых, вместе с тем оно является единственно целым, выражающим одну мысль и имеющим законченную интонацию.
Она создала классификацию БСП, СПП, ССП, к которой филологи обращаются и по сей день, изучая сложное предложение в рамках синтаксиса
Сообщение Апкаримовой Динары. Жизненный и творческий путь Сакмары Георгиевны Ильенко
|
|
1. Как определяет предмет синтаксиса С.Г. Ильенко?
Предмет синтаксиса Ильенко определяет как ‟связь слов и тех единиц, которые благодаря этим связям возникаютˮ.
2. Какие четыре разновидности синтаксических единиц языка выделяет С.Г. Ильенко?
С.Г. Ильенко выделяет четыре разновидности синтаксических единиц языка:
· Словосочетание,
· Простое предложение,
· Сложное предложение,
· Конструкцию с прямой речью.
Каждая из них может быть представлена в виде модели, где входящие в нее компоненты обобщены морфологическими формами, вступающими друг с другом в синтаксическую связь:
·Adj N (красивое зрелище)
· N1 – N1 (Дети – наша надежда)
N1 как N 1 (Дети как дети)
· N1 – V, если N1 – V (Люди всего достигнут, если захотят).
Сказал> N1 – V (Брат сказал:«Дождь идет»
3.Как истолковывает С.Г. Ильенко сложное синтаксическое целое? Как оно представлено в СРЯ?
Принятие именительного темы за центральный критерий вычленения элементов текста позволяет истолковать сложное синтаксическое целое (с.с.ц.) как единицу речи, текста, находящуюся в процессе формирования.
Ограниченность конструкций, предназначенных для грамматикализации темы, составляющей первую часть с.с.ц. (при полной синтаксической свободе второй части), свидетельствует о том, что с.с.ц. в современном русском языке является не устоявшейся воспроизводимой речевой единицей, а формирующейся
4.Что представляет собой контактное слово? На какие классификационные уровни делятся контактные слова? Охарактеризуйте их.
Терминологически «контактное слово» впервые введено С.Г. Ильенко в ее докторской диссертации. Под этим понятием Сакмара Георгиевна подразумевала следующее: «это слова, которые подчиняют придаточную часть в предложениях нерасчлененной структуры и вступают в непосредственный контакт со средствами связи – союзом или союзным словом – и образуют, таким образом, контактную рамку СПП
По функции в главной части предложения контактные слова подразделяются:
1. Морфолого-обусловливающие;
2. Синтаксически-обусловливающие;
3. Семантически -обусловливающие
1.Морфолого-обусловливающие относят такие, которые «мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части лишь морфологически, точнее – своей принадлежностью к определенной части речи или морфологической форме
2. Синтаксически-обусловливающие контактные слова – такие слова, «которые мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части лишь синтаксически, точнее своей синтаксической ролью в главной части предложения
3. Семантико-обусловливающие контактные слова. Такие слова «мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части не только грамматической природой, но и своей семантикой