Сообщение Ролдугиной Олеси. Жизненный и творческий путь В.А. Белошапковой

1. Кто считается учителем, научным руководителем В.А. Белошапковой? В.В. Виноградов считается учителем и научным руководителем В.А.Белошапковой

2. Где она с ним встретилась?

 В Тобольске она познакомилась со своим будущим учителем — Виктором Владимировичем Виноградовым.

3. Назовите известную работу В.А. Белошапковой по синтаксису.

 Учебник "Современный русский язык. Синтаксис".

4. Как она трактует сложное предложение?

Говоря о сложном предложении, В.А. Белошапкова приходит к выводу, что сложное предложений действительно представляет собой соединение простых, вместе с тем оно является единственно целым, выражающим одну мысль и имеющим законченную интонацию.

В.А.Белошапкова считает, что СП должно рассматриваться в двух аспектах: 1) статическом (в языке с точки зрения его формы) и 2) динамическом (с точки зрения его функционирования в речи). С точки зрения статической, СП - это соединение простых. С точки зрения динамической, СП - это синтаксическое соединение, функционирующее как одна единица.

«Со стороны структурной СП представляет собой определенно образовавшееся органическое счоетание слов, включающих несколько предикативных центров, а со стороны функциональной оно является одной коммуникативной единицей и принципиально не отличается от ПП, что и дает основание рассматривать ПП и СП как разные типы одной синтаксической единицы предложения».

5. Кратко скажите, какой вклад внесла Белошапкова в синтаксис русского языка.

В.А. Белошапкова занималась вопросами изучения словосочетания. Разработала общие принципы классификации русского сложного предложения, воплотившиеся в структурно-семантическую концепцию, впоследствии послужившую основой описания сложного предложения в академической грамматике. Занималась теорией простого предложения, уточнила многие традиционные понятия этой области синтаксиса и ввела новые. Например, в работе «Современный русский язык» под её редакцией отмечается структурное и семантическое единство частей сложного предложения, которые «в конструктивном аспекте подобны простым предложениям».

Она привела свою трактовку СП. Говоря о сложном предложении, В.А. Белошапкова приходит к выводу, что сложное предложений действительно представляет собой соединение простых, вместе с тем оно является единственно целым, выражающим одну мысль и имеющим законченную интонацию.

Она создала классификацию БСП, СПП, ССП, к которой филологи обращаются и по сей день, изучая сложное предложение в рамках синтаксиса

Сообщение Апкаримовой Динары. Жизненный и творческий путь Сакмары Георгиевны Ильенко

1. Как определяет предмет синтаксиса С.Г. Ильенко?

Предмет синтаксиса Ильенко определяет как ‟связь слов и тех единиц, которые благодаря этим связям возникаютˮ.

2. Какие четыре разновидности синтаксических единиц языка выделяет С.Г. Ильенко?

С.Г. Ильенко выделяет четыре разновидности синтаксических единиц языка:

· Словосочетание,

· Простое предложение,

· Сложное предложение,

· Конструкцию с прямой речью.

Каждая из них может быть представлена в виде модели, где входящие в нее компоненты обобщены морфологическими формами, вступающими друг с другом в синтаксическую связь:

·Adj N (красивое зрелище)

· N1 – N1 (Дети – наша надежда)

N1 как N 1 (Дети как дети)

· N1 – V, если N1 – V (Люди всего достигнут, если захотят).

Сказал> N1 – V (Брат сказал:«Дождь идет»

3.Как истолковывает С.Г. Ильенко сложное синтаксическое целое? Как оно представлено в СРЯ?

Принятие именительного темы за центральный критерий вычленения элементов текста позволяет истолковать сложное синтаксическое целое (с.с.ц.) как единицу речи, текста, находящуюся в процессе формирования.

Ограниченность конструкций, предназначенных для грамматикализации темы, составляющей первую часть с.с.ц. (при полной синтаксической свободе второй части), свидетельствует о том, что с.с.ц. в современном русском языке является не устоявшейся воспроизводимой речевой единицей, а формирующейся

4.Что представляет собой контактное слово? На какие классификационные уровни делятся контактные слова? Охарактеризуйте их.

Терминологически «контактное слово» впервые введено С.Г. Ильенко в ее докторской диссертации. Под этим понятием Сакмара Георгиевна подразумевала следующее: «это слова, которые подчиняют придаточную часть в предложениях нерасчлененной структуры и вступают в непосредственный контакт со средствами связи – союзом или союзным словом – и образуют, таким образом, контактную рамку СПП

По функции в главной части предложения контактные слова подразделяются:

1. Морфолого-обусловливающие;

 2. Синтаксически-обусловливающие;

3. Семантически -обусловливающие

1.Морфолого-обусловливающие относят такие, которые «мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части лишь морфологически, точнее – своей принадлежностью к определенной части речи или морфологической форме

2. Синтаксически-обусловливающие контактные слова – такие слова, «которые мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части лишь синтаксически, точнее своей синтаксической ролью в главной части предложения

3. Семантико-обусловливающие контактные слова. Такие слова «мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части не только грамматической природой, но и своей семантикой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: