Формы работы дошкольного учреждения с семьей

 

Сегодня как никогда остро педагогами и родителями ощущается необходимость тесного взаимодействия в вопросах воспитания дошкольников. Актуальность проблемы недостаточно тесных и конструктивных контактов между персоналом детского дошкольного учреждения и семьей объясняется тем, что из-за несовпадения взаимных ожиданий или недостаточным уровнем доверия между родителями и воспитателями часто теряется важная информация относительно поведения ребенка, обеспечения его физического и психологического благополучия в детском коллективе. Поэтому вопрос выбора форм взаимодействия между семьей и детским садом требует дополнительного изучения.

Формами взаимодействия детского дошкольного учреждения с родителями принято называть способы организации их содержательного творческого общения и совместной конструктивной деятельности. Главной целью всех форм взаимодействия семьи и ДОУ остается формирование атмосферы доверительного общения между педагогами, детьми и родителями, создания командного духа, активизации творческого потенциала каждого участника образовательного и воспитательного процесса, раскрытие внутренней потребности открыто обсуждать возникающие проблемы и осознание необходимости совместного поиска правильных решений.

Как правило, способы взаимодействия между педагогами и семьей – это традиционные родительские собрания, семинары, практикумы, но сегодня все чаще используются и творческие подходы, такие как создание родительских клубов, устных журналов, праздничных акций, оздоровительно-физкультурных мероприятий, познавательных экскурсий, интеллектуальных игр.

При планировании и выборе той или иной формы работы воспитатели руководствуются своими представлениями об особенностях современных родителей, которым присущи такие качества, как стремление к саморазвитию, познанию, сотрудничеству, самообучению. Благодаря этому сегодня появляются совершенно новые перспективные формы сотрудничества, предполагающие активное включение родителей в организацию педагогического процесса в детском саду. К примеру, в нашей группе используются многообразные актуальные формы работы с родителями, которые можно сгруппировать по общему признаку и разделить на четыре категории: наглядно-информационные, информационно-аналитические, познавательные, досуговые.

- К наглядно-информационным формам взаимодействия мы относим стенды с объявлениями, информационный бюллетень «ОКНО - Очень Короткие Новости».

- К информационно-аналитическим - «почтовый ящик», анкетирование, опрос.

- К познавательным формам взаимодействия семьи и ДОУ – экскурсии и родительские собрания.

- К досуговым – детские праздники, конкурсы и выставки.

Наглядно-информационная работа с родителями заключается в проведении регулярных родительских собраний. Обычно они организуются четыре раза в год. При этом очень важно, чтобы эти встречи не превращались в скучные лекции – здесь необходимо учитывать интересы родителей и освещать вопросы, которые актуальны для них. В процессе подготовки к собранию для каждого родителя создается памятка, которую мы выдаем на руки по окончании встречи.

Одна из интересных, перспективных и конструктивных форм информационно-аналитической работы с родителями называется «почтовый ящик». Это специальная коробка для записок или же тетрадь, куда каждый может записать свои пожелания, замечания, идеи, предложения для воспитателей, заведующей или методиста. Все заданные таким образом вопросы затрагиваются на родительских собраниях или же разъясняются в письменном виде.

Эффективные способы взаимодействия родителей и педагогов:

- Занятия по развитию основных качеств для эффективной подготовки к школе проводятся педагогом-психологом.

- Совместно с родителями педагоги проводят познавательные экскурсии, оздоровительные походы.

- Активно развивается благотворительная деятельность. Родители проводят акции по подготовке к большим праздникам, собирают добровольные пожертвования для пошива костюмов, украшения сцены, оформления помещений детского сада.

- Регулярно проводятся фотовыставки. Их тематика отражается в ежегодном общем плане учебно-воспитательной работы.

- Интересной для детей и полезной с точки зрения развития познавательной сферы, а также развития речи воспитанников остается одна из разновидностей выставок – это выставки-коллекции. После посещения выставок-коллекций дети приобретают новые умения, знания, учатся рассказывать увиденное, описывать свойства предметов. Ну а родители приобретают ценный опыт создания коллекций, учатся пояснять ребенку назначение традиционных предметов и их функции.

- Смотр-конкурс – это мероприятие, проводимое в детском саду для выявления наиболее активных и творчески одаренных родителей. Главная цель – создание в ДОУ максимально благоприятной творческой, комфортной, содержательной, разнообразной, безопасной и доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей и активное привлечение родителей к эстетической деятельности.

- Мини-музеи – интересная форма взаимодействия родителей и педагогов по созданию благоприятных условий для развития культуры поведения детей и расширения их общего кругозора.

- Совместные торжества и досуг. Педагоги и родители совместными усилиями организуют праздники и развлечения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: