Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.
Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения - является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.
Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду - занятие. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.
Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего - педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием. Таким образом, обучение - это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение).
Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе.
Рассмотрим ее основные категории:
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.
Образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются речь педагога, его мастерство, учебники, оборудование.
Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
К задачам обучения дошкольников относятся:
¾ Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем.
¾ Развитие общего кругозора детей.
¾ Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности.
¾ Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
¾ Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность.
¾ Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу.
¾ Развитие любознательности и познавательных интересов детей.
¾ Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки.
¾ Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к взаимодействию с педагогом в процессе обучения.
¾ Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению.
Перечислим принципы обучения детей дошкольного возраста:
¾ Принцип гуманизации и демократизации.
¾ Принцип воспитывающего характера обучения.
¾ Принцип развивающего обучения.
¾ Принцип научности.
¾ Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
¾ Принцип связи обучения с жизнью.
¾ Принцип активности и сознательности.
¾ Принцип учета индивидуальных особенностей.
Таким образом, принципы обучения дошкольников представляют собой набор средств и методов, которые должен использовать воспитатель для организации процесса обучения. Принципы обучения являются исторической категорией, которая не стоит на месте, а развивается и совершенствуется с учетом современных требований к процессу обучения детей дошкольного возраста.
Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения в ДОО бывают:
¾ индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
¾ групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;
¾ коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;
¾ самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающейся среде).