Стадии развития сюжетно-ролевой игры

Тема. Сюжетно-ролевая игра как деятельность творческого характера

1. Стадии и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Структурные элементы игры. Разновидности сюжетно-ролевой игры.

2. Методы и приемы педагогического руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой.

3. Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства.

4. Строительные игры.

 

Основная литература:

1. Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности: монография / составитель О. А. Граничина. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 331 с. — ISBN 978–5–8064–2698–2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136750 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Мигунова, Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие / Е. В. Мигунова. — 3-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020. — 172 с. — ISBN 978-5-8114-5089-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133839 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Хаймлих, У. Играем вместе. Интегративные игровые процессы в обычном детском саду: учебное пособие / У. Хаймлих, Д. Хёльтерсхинкен. — 4-е изд. (эл.). — Москва: Теревинф, 2019. — 101 с. — ISBN 978-5-4212-0573-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115409 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Дополнительная литература:

1. Оганесян, Н. Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса: учебно-методическое пособие / Н. Т. Оганесян. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 134 с. — ISBN 978-5-9765-1726-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119415 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Н. С. Ежкова. — Тула: ТГПУ, 2012. — 142 с. — ISBN 978-5-87954-704-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/101526 (дата обращения: 30.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми.

Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

 

Стадии развития сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга:

1. ознакомительная игра,

2. отобразительная игра,

3. сюжетно-отобразительная игра,

4. сюжетно-ролевая игра,

5. игра-драматизация.

Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.

На стадии сюжетно-отобразителыюй игры ребенок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо реального результата появляется воображаемый (вылечить куклу, перевезти на машине груз).

Появление в игре обобщенных действий, использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры — все это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре, которая начинает постепенно развиваться со второй младшей группы. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты.

Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Итак, перечислим четыре этапа развития игры.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли еще не обозначаются. На первом этапе сюжетно-ролевой игры дошкольники охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Однако теперь эти действия развертываются последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Игра многократно повторяется. Игрушки дети используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в игре не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т. п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. В игре выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Количество вовлеченных в игру до 5-6 человек.

На четвертом этапе, то есть к старшему дошкольному возрасту, ярко проявляются индивидуальные особенности игровой деятельности и игрового творчества каждого ребенка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: