Система оказания дополнительных образовательных услуг в сфере дошкольного образования

Образовательные услуги в системе общественного дошкольного образования.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. В.П. Щетинин под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства». В проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под образовательными услугами подразумеваются услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением.

Федеральный закон № 273-ФЗ разграничивает предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями услуги, выделяя:

- образовательные услуги, оказываемые в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

- платные образовательные услуги за пределами основной образовательной программы;

- услуги по присмотру и уходу за детьми;

- иные услуги.

В настоящее время проблема качества дошкольных образовательных услуг рассматривается в трех аспектах: общегосударственном, социальном и педагогическом. Общегосударственный аспект предполагает соблюдение меры адекватности системы дошкольного образования социально-экономическим условиям общества; социальный — соответствие образовательных услуг реальному запросу родителей; педагогический — направление на технологизацию идей развития и вариативности, реализацию личностно — ориентированного подхода с целью их внедрения в практику дошкольного образования.

С учетом указанных ориентиров можно предложить следующие базовые направления оценки дошкольных образовательных услуг:

— качество предоставляемых образовательных услуг;

— результаты работы образовательной системы;

— качество ресурсообеспечения;

— соответствие образовательных услуг социальному заказу.

Каждое из этих направлений требует теоретического обоснования и практической разработки системы критериев и показателей качества дошкольных образовательных услуг.

При этом нельзя не отметить, что государство предпринимает определѐнные шаги в направлении повышения качества дошкольных образовательных услуг. Так, для примера продолжим рассмотрение системы дошкольных образовательных услуг в Республике Башкортостан. Изучение современного опыта работы муниципальных органов управления образованием Республики Башкортостан позволило выделить ключевые направления их деятельности по обеспечению качества дошкольных образовательных услуг:

— расширение доступности качественных дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения посредством развития сети групп в дошкольных образовательных учреждениях, оказывающих консультативную, диагностическую и методическую помощь семье;

— опора на принцип вариативности при выборе образовательных программ и технологий в соответствии с возрастом и уровнем развития детей;

— курс на признание самоценности дошкольного периода детства, в котором качество образовательных услуг определяется не столько объемом новой информации, сколько полноценным развитием личностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени образования.

Таким образом, проблема качества дошкольного образования как элемента системы дошкольных образовательных услуг приобретает особый экономический смысл, который отражается в изменениях организационно-структурного, нормативно-правового и педагогического характера.

 

Система оказания дополнительных образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное. Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования [2, c. 3].

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10, ст. 75) говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Для организации дополнительного образования на базе дошкольной образовательной организации необходимо выполнить следующие этапы:

Изучение нормативно-правовой документации. Изучения спроса потребителя, то есть родителей воспитанников, которые являются заказчиками услуг дополнительного образования. Решение организационных вопросов: составление списка воспитанников по различным направлениям деятельности и подбор педагогов дополнительного образования. Разработка пакета документов на предоставление дополнительных образовательных услуг.

 Одним из основных документов ДОО является лицензия. Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников.

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей. Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образо­вательные услуги интегрируются с реализу­емой детским садом основной образовательной програм­мой для расширения содержания базово­го компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, ДОО может предоставить следующие направления:

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое воспитание и развитие;

– интеллектуальное развитие;

– раннее развитие;

– экологическое воспитание.

В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижения.

Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм. Формы организации детских образовательных объединений разнообразны. Под формой детского образовательного объединения понимается — структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) направленная на решение определенных образовательных задач.

В ДОО возможны следующие формы детских образовательных объединений: кружок, клуб, студия, мастерская, секция, ансамбль, театр, школа и т. д. Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности. Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками целесообразно проводить в отдельном помещении, которое имеет свою развивающую предметно — пространственную среду и вызывает у детей чувство заинтересованности, новизны, неожиданности.

При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать нагрузку на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое для всего детского сада расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки. Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.

Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и ряд серьезных проблем. Одной из главных проблем является перегрузка детей. Дошкольная организация, стараясь выполнить заказ на дополнительные образовательные услуги, выбирают несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей. Решить данную проблему может медицинский персонал ДОО, который знакомит родителей с требованиями к максимальной учебной нагрузке на ребенка дошкольного возраста; педагог — психолог, который на родительских собраниях и в индивидуальных беседах помогает родителям осознать негативную сторону перегрузки нервной системы дошкольника.

Воспитатели могут использовать так называемые «Лист занятости» или «Карту индивидуальной нагрузки», где ежедневно фиксируют все проводимые с ребенком занятия. И воспитатели, и педагог дополнительного образования, и родители получат возможность контролировать уровень общей учебной нагрузки каждого ребенка в ДОО. Снизить нагрузку позволяет и учет индивидуальных особенностей детей. На основе диагностики личностного развития на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где специалисты указывают интересы ребенка, а также рекомендуемые для посещения, с точки зрения его возможностей и пристрастий, студии, кружки и секции дополнительного образования.

К другим проблемам организации дополнительного образования для дошкольников можно отнести следующие:

– педагоги ДОО, стремясь повысить уровень развития своих воспитанников, иногда дублируют базисную программу;

– часто форма организации занятий с дошкольниками ничем не отличается от обычных занятий, и у детей угасает интерес к посещению кружков, секций;

– педагоги в ДОО, осуществляют работу по дополнительному образованию детей чаще всего по перспективному или календарному плану, а не по программе дополнительного образования дошкольников;

– не всегда ведется работа по повышению квалификации педагогов ДОО по вопросам дополнительного образования. Таким образом, дополнительное образование занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребенка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития.

Поэтому педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к этому типу образования.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: