Онтогенетические аспекты творчества

ЛЕКЦИЯ 7.

ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель:  дать представление студентам об основных особенностях детской одаренности, динамике развития детского творчества и проблемах одаренных детей.

Основные понятия: онтогенез творчества, сенситивные периоды развития, одаренность, перфекционизм, креативность, пластичность.

План:

5.1. Онтогенетические аспекты творчества.

5.2. Психологические особенности одаренного ребенка.

5.3. Психологические проблемы одаренных детей.

 

Методические рекомендации

В разделе 5.1. Изучить основные этапы развития детского творчества.

В разделе 5.2. Письменно проанализировать психологические особенности одаренного ребенка.

В разделе 5.3. Провестианализ психологических проблем одаренного ребенка.

Онтогенетические аспекты творчества.

В изучении феноменологии и генезиса творчества существует большой круг проблем и одной из важнейших и малоизученных является онтогенез творчества. Здесь необходимо рассмотреть два важнейших аспекта: динамику развития творческих проявлений личности и психологические особенности одаренного ребенка.

Традиционно к детскому творчеству психологи относят изобразительное творчество, хореографию, игру, сочинение сказок и стихов, фантазирование.

Онтогенез детского творчества тесно связан с сензитивыми периодами развития психики.

Творчество, манифестирующее в деятельности человека как высший уровень мастерства, проходит в своем становлении ряд этапов и стадий, которые можно соотнести с различными возрастными периодами.

Вопрос о наследственных детерминантах креативности по сегодняшний день остается открытым, хотя попытки разрешения данной проблемы предпринимались различными исследователями уже давно. Известны работы Ф. Гальтона, изучавшего наследуемость гениальности на примере составления генеалогических древ; в отечественной психологии в рамках школы дифференциальной психофизиологии также проводились исследования факторов креативности. Гипотетическим свойством нервной системы человека, способным предопределить развитие креативности, была названа «пластичность», проявляемая в широкой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной ситсемы, высокой переключаемости и адекватности переноса прежних способов действия в новые условия; отсутствия стереотипов мышления (Е. Киселева).

Существует взаимосвязь темперамента и творческих способностей, в частности, беглость мышления зависит от пластичности нервной системы и подвижности нервных процессов (Л. И. Полтавцева); исследуются бессознательные процессы в творчестве, функциональная асимметрия мозга. Предполагается, что индивид с доминирующим левополушарным мышлением менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией – более продуктивен творчески (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.).

В.Н. Дружинин полагает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

– отсутствие образца регламентированного поведения;

– наличие позитивного образца творческого поведения;

– создание условий для подражания творческому поведению;

– социальное подкрепление творческого поведения.

Активно изучается также влияние на развитие творческих способностей социокультурной среды.

А. Адлер утверждал, что творчество является способом компенсации комплекса неполноценности.

Торранс на основе кросскультурных исследований утверждает, что:

– онтогенез креативности не детерминирован генетически, а определяется влиянием культуры;

– на особенности проявления креативности влияет характер культуры;

– спад в развитии творческих способностей у ребенка обусловлен выраженными стрессовыми ситуациями среды;

– развитие креативности можно стимулировать в любом возрасте путем специального обучения.

Рядом исследователей в развитии креативности отмечается ведущая роль влияния семейных отношений, но характер такого влияния оценивается по-разному. Так, в работах Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко обнаружены корреляции между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокими показателями креативности у детей. Дружинин утверждает, что семейная среда, в которой с одной стороны, присутствует внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются несогласованные требования, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, способствует развитию креативности ребенка. С другой стороны, Алфеева Е. В. указывает на тот факт, что негармоничное семейное воспитание тормозит развитие творческого потенциала ребенка.

Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Однако, в различные возрастные периоды, творческий потенциал проявляется по-разному.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. Благодаря этому у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации и музыкальный слух. Ребенок активно учится управлять своим телом. Происходит стимуляция моторной зоны головного мозга, что составляет основу для нормального развития речи; воздействие музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует установлению динамического равновесия между процессами возбуждения и торможения и формированию эмоциональной гибкости.

Следующий вид творчества, который развивается у ребенка – это изобразительное творчество – рисование, аппликация, лепка. Е. Игнатьев отмечает, что ко второму году жизни у ребенка закладываются элементы зрительно-моторной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение. А.Бакушинский выделяет три периода в развитии детского изобразительного творчества:

Первый период – от рождения до 6-7 лет. В этот период проявляется преимущественно внешняя активность ребенка, он активно знакомится с изобразительными материалами, ему важен сам процесс рисования (пусть даже на стене, а не на листе бумаги); рефлексия и заинтересованность в результате отсутствуют. Однако успешность освоения художественной деятельности в данном возрасте закладывает основу для активного ее совершенствования в последующие возрастные периоды.

Второй период – от 6-7 до 10-12 лет. Это – период расцвета детского творчества. Известно, что образование двигательного навыка у 6-ти летнего ребенка происходит в 4-5 раз быстрее, чем у 3-4 летнего. Именно в этот возрастной период начинается собственно художественное творчество ребенка; в рисунках отображаются сказочные сюжеты, элементы фантазии и творческого воображения, появляется интерес к декорированию, сочетанию цвета и формы. Творческая продуктивность очень высока, для ребенка рисовать так же естественно, как и говорить.

Третий период – от 10-12 до 14-15 лет. В рисунках начинает преобладать натурализм, творческая продуктивность постепенно снижается, однако, в рисунках начинает проявляться индивидуализация впечатлений от взаимодействия с внешним миром.

Существует еще одна классификация периодов развития детского творчества (Л. Плестед):

Первый период: от рождения до 3-х лет. Ребенок учится отличать себя от окружающего мира и управлять своим телом.

Второй период: от 3-х до 7 лет. Происходит активное развитие моторных и сенсорных центров, начинает развиваться воображение, активно развиваются и совершенствуются когнитивные функции, речь. В этот период творчество ребенка очень эмоционально. Высока реактивность и чувствительность ко всему новому, необычному и яркому. Волевые качества еще не сформированы и творчество ребенка «ситуативно».

Третий период: от 7 до 10 лет. Происходит расцвет конструктивного творчества, активного воображения и фантазии, любознательности. Данный период особенно сенситивен для развития детского изобразительного творчества.

Особое место в развитии творческого потенциала ребенка отводится музыке. Считается, что движения под музыку, а также рисование с музыкальным сопровождением по степени положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка превышает все другие виды детской активности.

Ярко проявляется детское творчество и в ведущей деятельности дошкольника – игровой. Активно развивающееся воображение ребенка позволяет ему творчески подходить к выбору сюжетов игр; ребенок учится исполнять в игре различные роли, что способствует децентрации и в будущем – развитию умения видеть проблему с разных точек зрения. Ребенок активно сочиняет сказочные сюжеты и творчески воплощает их в игре, придумывает различные варианты завершения сказки. Взаимодействие детей в процессе игры стимулирует развитие речи. В дальнейшем ребенок начинает экспериментировать со словами, начинает рифмовать, сочиняя короткие стишки. И если уделять достаточно внимания первым литературным опытам ребенка, поддерживать и одобрять его творчество, это может стимулировать развитие его литературных способностей.

Несомненно, не все дети обладают литературными способностями. Но знание основных компонентов литературных способностей поможет взрослым создать благоприятную атмосферу для развития таковых у ребенка. По мнению Е. Кульчицкой, основными компонентами литературных способностей у ребенка являются: поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, любознательность, развитая образная память, образное мышление, выразительная речь, развитая фантазия.

Фантазия занимает в ряду творческих способностей детей особое место. Это – художественный вымысел, основанный на способности ребенка свободно комбинировать образы, возникающие в бессознательном. И в процессе развития детского творчества эти образы воплощаются в детских рисунках, в сочинении сказок, стихов и в первых литературных опытах.

Установлено, что ближе к подростковому возрасту большинство детей пробуют свои силы в поэтическом жанре и, в целом, в литературном творчестве, даже если этот опыт не выносится на широкую публику, а остается достоянием личных дневников (которые ведут большинство подростков).

Традиционная форма обучения апеллирует к левопорлушарному, рациональному мышлению и основана на развитии функций левого полушария (логика, рацио) в ущерб развитию функций правого полушария (интуиция, фантазия, образное мышление). Дети, легко адаптирующиеся к традиционной школьной программе, довольно быстро утрачивают интерес к художественному творчеству и музыке. И лишь дети с выраженными признаками одаренности и талантливости сохраняют эти качества и в более старшем возрасте.

Согласно данным Д. Б. Богоявленской, становление творческих способностей идет не линейно, а имеет в своем развитии два пика: их первый яркий всплеск наблюдается к третьему классу (9-10 лет); второй пик приходится на юношеский возраст.

В исследованиях Е. Ф. Алфеевой показано, что развитие личности ребенка способствует развитию одаренности. И наиболее высоким эффектом обладают те обучающие программы, которые в качестве основного условия развития креативности полагают развитие личности ребенка.

У детей с высоким урованем креативности уже к семи годам сформированы такие важнейшие личностные характеристики, как позитивное отношение к людям, окружающему миру, себе, личностная рефлексия).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: