Психологические особенности одаренного ребенка

Считается, что творческий потенциал заложен в ребенке с самого рождения в виде задатков и с течением времени, при благоприятных условиях среды, развивается в те или иные способности. Наиболее высоким творческим потенциалом обладают одаренные дети.

В целом, одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее эффективное выполнение определенной деятельности. Это также значительное, по сравнению с возрастными нормами, опережениие в умственном развитии.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Наиболее общей характеристикой одаренности по А. М. Матюшкина, является ярко выраженная познавательная потребность ребенка, которая обнаруживается у него очень рано. В дальнейшем таких детей харатеризует инициативность, упорство, уклонение от шаблонов и так называемая, психосоциальная чувствительность (повышенное чувство ответственности, обостренная совесть и чувство справедливости, опережающее нравственное развитие).

Личность каждого ребенка уникальна и неповторима, однако, существует ряд общих признаков и черт, характерных для детской одаренности. Эти особенности могут быть замечены не только опытными психологами, но также и учителями, родителями, значимыми взрослыми. Особенное внимание стоит уделить тем свойствам, которые отличают одаренного ребенка от «среднестатистического» сверстника.

Рассмотрим особенности когнитивной сферы одаренных детей. Им в первую очередь, присущи такие индивидуальные особенности мышления, как:

оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неординарные идеи, отличающиеся от широко известных, «банальных». Эта особенность проявляется и в поведении ребенка, и в его общении со сверстниками и взрослыми, и во всех видах деятельности. Оригинальность мышления ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности;

– гибкость мышления -способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим. Гибкость мышления зависит от объема знаний, умений и навыков, усвоенных и выработанных ребенком в его личном опыте.

– легкость генерирования идей (продуктивность мышления). Это свойство часто проявляется в быстром ориентировании ребенка в проблемных ситуациях, умении создавать неординарные идеи и фантазийные образы в большом количестве. Множество идей, какими бы «безумными» они не казались на первый взгляд, является необходимой предпосылкой творчества.

– легкость ассоциирования. Одаренный ребенок значительно продуктивнее, чем его «обычные» сверстники, способен воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Также, у таких детей уже с ранних лет наблюдается меатфоричность мышления, не свойственная их сверстникам.

Одаренных детей характеризует высокий уровень логического мышления; их также присущи эрудированность и повышенный интерес к дивергентным задачам, то есть к таким заданиям, которые имеют более, чем одиин, вариант правильного решения. И, как правило, они находят достаточно много интересных вариантов решения задач. Создаваемые подобными задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность творческого ребенка.

Развита у одаренных детей и способность  к прогнозированию. Это качество включает в себя комбинацию мыслительных процессов, воображения и интуиции. Одаренный ребенок распространяет свое предвидение не только на процесс решения учебных задач, но и на целый ряд жизненных ситуаций. Это – интегральное когнитивное свойство, базирующееся не столько на логическом дискурсе, сколько на мгновенном «схватывании» бессознательных тенденций и переводе их в поле сознания.

Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени развития таких когнитивных характеристик, как: склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования.

У одаренных детей, обычно, диагностируется высокая конценентрация внимания, проявляющаяся в высокой степени помехоустойчивости и всецелом погружении в решаемые задачи. Такие дети настолько бывают поглощены заинтересовавшим их занятием, что их просто невозможно отвлечь, и заниматься своим делом они могут достаточно долго.

Весьма часто у одаренных детей встречается также феноменальная память. Они также склонны к систематизации информации, идей, обретенного опыта, что практически выражается – у многих детей – в коллекционировании.

Для одаренного ребенка характерной чертой является любознательность. Проявления любознательности, по мнению многих исследователей, тесно связаны с центром положительных эмоций. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения. Им, в значительно большей мере, нежели «обычным» детям, свойственно эмоционально окрашенное стремление к познанию и такие дети не терпят никаких ограничений со стороны, касающиеся их исследований.

Одаренный ребенок обладает сверхчувствительностью к проблемам. И очень важно, чтобы в процессе обучения таких детей использовались методы и приемы развивающего обучения, так как лишь в этом случае одаренные дети проявляют повышенную познавательную активность в процессе занятий с ними.

Таким детям свойственны определенные особенности мотивации. Они будут заниматься лишь тем, что составляет сферу их интереса на данный момент, и их практически невозможно заставить делать то, что им не интересно. Можно сказать, что их мотивация имеет внутреннюю детерминацию, она надситуативна.

Что же касается сферы интересов одаренного ребенка, то она достаточно широка. В то же время, интересы устойчивы: ребенок может часами рисовать, или музицировать, не отвлекаясь на посторонние стимулы.

Психосоциальное развитие одаренных детей также имеет свои особенности. И это:

– самостоятельность и независимость. Такие дети демонстрируют независимость суждений и действий, способность без посторонней помощи решать сложные задачи и принимать решения. А это, в свою очередь, предполагает определенную социальную автономность, способность регулировать свое поведение и эмоции, умение брать ответственность за свои поступки на себя. Препятствием к развитию независимости и самостоятельности является чрезмерный контроль со стороны родителей, наличие жестких дисциплинарных норм, не допускающих творческого отступления от них. Не менее вредна в этом плане и гиперопека, предполагающая ограждение ребенка от всех «жизненных сложностей» и лишающая его творческой инициативы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: