В прошлое кануло время, когда основной задачей школы было воспитать стандартного ученика, послушного и правильного. Сегодня социальный заказ ориентирует школу на взращивание творческой личности.
На мой взгляд, нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию.
Именно с возросшим значением творческой личности в жизни общества всецело связана актуальность импровизационного метода в обучении и воспитании школьников. Данный метод основан на творческом мышлении и целостном живом восприятии окружающего мира. Сам процесс импровизации представляет собой мгновенную реализацию творческого замысла и создание творческого продукта. Но абсолютно неподготовленной импровизации не бывает, она заявлена уже самой темой. И представить ее как особый вид творческой деятельности без интересных находок и озарений внутри самого процесса невозможно.
Составными его компонентами для младшего школьного возраста являются:
1. наблюдение, ощущение мира природы и себя в этом мире, подражательность, познавательность;
2. переживание, восторг, спонтанность, изобретательность;
3. фантазия, творческий порыв;
Как созвучно это со строками А. Вознесенского:
Мы в творчестве
Выходим из себя
И это называется душою…
Перечисленные компоненты импровизационного процесса определяют его педагогические признаки:
1. связь с духовным миром ученика;
2. реализация детской потребности к самостоятельной деятельности, пробуждение любознательности;
3. формирование творческого интереса к искусству, музыке, живописи, танцам, театру и т. д.;
4. развитие интуиции, художественного воображения и фантазии;
Вспомним изречение Д. Дидро:
«Воображение!
Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни просто человеком…»
5. связь разных умений и навыков в целостной творческой деятельности;
6. свободное владение художественным материалом и возможность реализации творческого потенциала.
Сочетание компонентов импровизационного процесса и его педагогических признаков обусловило логическую взаимосвязь учителя и ученика, а сам процесс импровизации предстает теперь как учебный, образовательно-воспитательный комплекс, в результате которого происходит сотрудничество, рождающее вдохновение.
Важно, что определены и педагогические факторы, от которых зависит успешность любой импровизации на занятиях с младшими школьниками:
1. индивидуальный подход;
2. разнообразие видов деятельности (танцевальная, литературная, театральная и др.);
3. качество материала (музыкального, литературного, живописного и т. д.);
4. учет возрастных особенностей;
5. предпочтение ребенком видов деятельности;
6. творческая продуктивность занятий.
Несмотря на популярность термина, импровизация в педагогике малоизученный процесс. На современном этапе его исследования существует две точки зрения. Представитель одной из них В. Н. Харькин. Анализируя механизм импровизации, он выделяет четыре этапа:
· Озарение.
· Возникновение идеи.
· Воплощение ее.
· Реализация данной идеи с мгновенным логическим анализом.
Другая точка зрения принадлежит П. Я. Гальперину, который утверждает, что описать механизм действия этого процесса невозможно, так как он совершается на подсознательном уровне и в каждом конкретном случае индивидуален. Обучить ему нельзя, но содействовать его образованию и появлению необходимо.
Очевидно, что обе эти точки зрения отмечают позитивное влияние импровизации на процесс творчества.
В начальной школе не только можно, но и необходимо развивать в детях умение импровизировать. Так, при выполнении конкретного творческого задания, младшие школьники могут:
· Сочинить считалку, загадку, дразнилку, попевку, стишок;
· Продолжить начатую мелодию, стих, рассказ, сказку;
· Дописать концовку стиха, сказки, мелодии и т. п.;
· Нарисовать звуки, чувства, настроение.
Особое значение я придаю развитию у моих детей речевой импровизации, так как речь – это ценнейший дар, которым наделен человек.
«Заберите у меня все, чем я обладаю.
Но оставьте мне мою речь.
И скоро я обрету все, что имел.
Даниэль Уэбстер.
Для этой цели стараюсь использовать не только спланированные мною ситуации, но и объективно возникшие.
Запомнился урок математики. Ребята выполняют самостоятельную работу. Они сосредоточены, не замечают ничего вокруг. А я вдруг вижу, что за окном происходит что-то необычное. Осеннее солнышко внезапно исчезло, и на зелено-желтую листву деревьев хлопьями повалил белый пушистый снег. Задачки, примеры – все сейчас забыто. Дети, гурьбой приникли к окнам. Они восхищенно ахают, что-то говорят, восхищенно двигаются. И вдруг наступает удивительная тишина. Я предлагаю ребятам передать свои ощущения на бумаге. Они пишут…
«Как внезапно потемнело. Ведь только-что светило солнышко. И вдруг небо обрушилось. Тысячи снежинок кружатся в воздухе! Очень быстро осенний наряд природы скрывается под белым покрывалом зимы.
Лера Х.
Первый белый-белый снег падает на зеленые и желтые листья, устремляясь вниз. А черная земля безжалостно поглощает долетевшие до нее снежинки, и они исчезают в темной бесконечной бездне… Даша. П.
За окном опять солнце. И мне совсем не жаль, что остались нерешенными задачки…
А вот еще ситуация. В гимназии ремонтировали крышу, и вдруг тишину урока нарушили громкие визжащие звуки. Кричала, вопила или пела строительная дрель? На этот вопрос я предложила ответить детям. И прямо на уроке родились эти сочинения:
Дрель никто не спросит,
О том, как ее жизнь нелегка,
О том, как болит ее носик,
Потому что стенка крепка.
Все думают – электроштучка,
И ей все по плечу.
А я не простая вертушка,
Возьму и себя отключу.
Лера Б.
Дрель поёт о том, как весело ей жить.
Она всегда готова всем служить.
Поёт она: «Возьмите меня в руки,
Ведь для работы нет важнее штуки.
Алина Н.
Детям нравится придумывать необычные тексты. Порой поражаешься их умению ухватить главное и представить результат творчества почти мгновенно. Так, при работе над произведением К. Д.Паустовского «Заячьи лапы», у Саши Г. родилась загадалка:
Бабка Анисья его знает,
Аптекарь его уважает.
Три года он никого не принимает,
Только на фортепиано играет.
Как зовут его – знает Клара,
У которой он не крал кораллы.
Каждый урок – это маленькая жизнь со своими проблемами и неожиданностями, поэтому, я считаю, что учитель должен находиться в постоянной импровизационной готовности.