Импровизационный метод обучения в начальной школе

 

В прошлое кануло время,  когда основной задачей школы было воспитать стандартного ученика, послушного и правильного. Сегодня социальный заказ ориентирует школу на взращивание творческой личности.

      На мой взгляд, нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию.

Именно с возросшим значением творческой личности в жизни общества всецело связана актуальность импровизационного метода в обучении и воспитании школьников.  Данный метод основан на творческом мышлении и целостном живом восприятии окружающего мира. Сам процесс импровизации представляет собой мгновенную реализацию творческого замысла и создание творческого продукта. Но абсолютно неподготовленной импровизации не бывает, она заявлена уже самой темой. И представить ее как особый вид творческой деятельности без интересных находок и озарений внутри самого процесса невозможно.

  Составными его компонентами для младшего школьного возраста являются:

1. наблюдение, ощущение мира природы и себя в этом мире, подражательность, познавательность;

2. переживание, восторг, спонтанность, изобретательность;

3. фантазия, творческий порыв;

  Как созвучно это со строками А. Вознесенского:

Мы в творчестве

Выходим из себя

И это называется душою…

Перечисленные компоненты импровизационного процесса определяют его педагогические признаки:

1. связь с духовным миром ученика;

2. реализация детской потребности к самостоятельной деятельности, пробуждение любознательности;

3. формирование творческого интереса к искусству, музыке, живописи, танцам, театру и т. д.;

4. развитие интуиции, художественного воображения и фантазии;

Вспомним изречение Д. Дидро:

«Воображение!

Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни просто человеком…»

5. связь разных умений и навыков в целостной творческой деятельности;

6. свободное владение художественным материалом и возможность реализации творческого потенциала.

   Сочетание компонентов импровизационного процесса и его педагогических признаков обусловило логическую взаимосвязь учителя и ученика, а сам процесс импровизации предстает теперь как учебный, образовательно-воспитательный комплекс, в результате которого происходит сотрудничество, рождающее вдохновение.

Важно, что определены и педагогические факторы, от которых зависит успешность любой импровизации на занятиях с младшими школьниками:

1. индивидуальный подход;

2. разнообразие видов деятельности (танцевальная, литературная, театральная и др.);

3. качество материала (музыкального, литературного, живописного и т. д.);

4. учет возрастных особенностей;

5. предпочтение ребенком видов деятельности;

6. творческая продуктивность занятий.

  Несмотря на популярность термина, импровизация в педагогике малоизученный процесс. На современном этапе его исследования существует две точки зрения. Представитель одной из них В. Н. Харькин. Анализируя механизм импровизации, он выделяет четыре этапа:

· Озарение.

· Возникновение идеи.

· Воплощение ее.

· Реализация данной идеи с мгновенным логическим анализом.

  Другая точка зрения принадлежит П. Я. Гальперину, который утверждает, что описать механизм действия этого процесса невозможно, так как он совершается на подсознательном уровне и в каждом конкретном случае индивидуален. Обучить ему нельзя, но содействовать его образованию и появлению необходимо.

  Очевидно, что обе эти точки зрения отмечают позитивное влияние импровизации на процесс творчества.

В начальной школе не только можно, но и необходимо развивать в детях умение импровизировать. Так, при выполнении конкретного творческого задания, младшие школьники могут:

· Сочинить считалку, загадку, дразнилку, попевку, стишок;

· Продолжить начатую мелодию, стих, рассказ, сказку;

· Дописать концовку стиха, сказки, мелодии и т. п.;

· Нарисовать звуки, чувства, настроение.

Особое значение я придаю развитию у моих детей речевой импровизации, так как речь – это ценнейший дар, которым наделен человек.

«Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел.

Даниэль Уэбстер.

Для этой цели стараюсь использовать не только спланированные мною ситуации, но и объективно возникшие.

Запомнился урок математики. Ребята выполняют самостоятельную работу. Они сосредоточены, не замечают ничего вокруг. А я вдруг вижу, что за окном происходит что-то необычное. Осеннее солнышко внезапно исчезло, и на зелено-желтую листву деревьев хлопьями повалил белый пушистый снег. Задачки, примеры – все сейчас забыто. Дети, гурьбой приникли к окнам. Они восхищенно ахают, что-то говорят, восхищенно двигаются. И вдруг наступает удивительная тишина. Я предлагаю ребятам передать свои ощущения на бумаге. Они пишут…

«Как внезапно потемнело. Ведь только-что светило солнышко. И вдруг небо обрушилось. Тысячи снежинок кружатся в воздухе! Очень быстро осенний наряд природы скрывается под белым покрывалом зимы.

Лера Х.

Первый белый-белый снег падает на зеленые и желтые листья, устремляясь вниз. А черная земля безжалостно поглощает долетевшие до нее снежинки, и они исчезают в темной бесконечной бездне…       Даша. П.

За окном опять солнце. И мне совсем не жаль, что остались нерешенными задачки…

А вот еще ситуация. В гимназии ремонтировали крышу, и вдруг тишину урока нарушили громкие визжащие звуки. Кричала, вопила или пела строительная дрель? На этот вопрос я предложила ответить детям. И прямо на уроке родились эти сочинения:

Дрель никто не спросит,

О том, как ее жизнь нелегка,

О том, как болит ее носик,

Потому что стенка крепка.

Все думают – электроштучка,

И ей все по плечу.

А я не простая вертушка,

Возьму и себя отключу.

Лера Б. 

Дрель поёт о том, как весело ей жить.

Она всегда готова всем служить.

Поёт она: «Возьмите меня в руки,

Ведь для работы нет важнее штуки.

Алина Н.

Детям нравится придумывать необычные тексты. Порой поражаешься их умению ухватить главное и представить результат творчества почти мгновенно. Так, при работе над произведением К. Д.Паустовского «Заячьи лапы», у Саши Г. родилась загадалка:

Бабка Анисья его знает,

Аптекарь его уважает.

Три года он никого не принимает,

Только на фортепиано играет.

Как зовут его – знает Клара,

У которой он не крал кораллы.

Каждый урок – это маленькая жизнь со своими проблемами и неожиданностями, поэтому, я считаю, что учитель должен находиться в постоянной импровизационной готовности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: