Вопрос: Иногда при отборе кандидатов в группы профессионального обучения проводится диагностика их интеллекта с помощью различных тестов, в том числе и прогрессивных матриц Равена. Для чего это делается?
Ответ: Диагностика уровня развития интеллекта перед обучением проводится с разными целями. Одна из них, и, возможно, основная, заключается в необходимости отбора в группу для обучения людей с более или менее сходным интеллектуальным уровнем. Как показывают исследования, индивиды, отличающиеся по уровню развития интеллекта, обучаются с разной скоростью. Следовательно, для того чтобы процесс обучения в группе проходил эффективно, необходимо, чтобы в ней не было людей, сильно отличающихся по интеллекту.
Вопрос: Имеются ли данные об отечественных исследованиях корреляций между показателями теста Равена и успешностью обучения? Каковы эти корреляции? Отличаются ли они от западных?
Ответ: По данным зарубежных исследований (Европа, США, Великобритания), корреляции результатов теста Равена с показателями академической успешности варьируют от 0,3 до 0,72. Были проведены исследования и на отечественных выборках. Как оказалось, корреляции находятся примерно на том же уровне (см. В.Н. Дружинин, Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М., 2001).
|
|
Вопрос: Связаны ли между собой уровень интеллекта и специфика трудовой деятельности?
Ответ: На Западе были проведены исследования уровня интеллекта представителей различных профессий. Оказалось, что, во-первых, люди одной профессии незначительно отличаются по IQ, а во-вторых, средний уровень интеллекта представителей разных профессий различен
Задание: пройти тест Дж. Равена «Прогрессивные матрицы» в режиме онлайн-тестирование и оформить результаты в виде протокола исследования.
Протокол психодиагностического исследования
ФИО_______________
Дата______________
Предмет исследования: общий интеллект.
Методика: Дж. Равена «Прогрессивные матрицы»,
Результаты исследования
В результате прохождения теста Равена вы сможете узнать уровень своего интеллектуального развития в баллах и ознакомиться с рекомендациями по улучшению своих способностей.
Обработка полученных результатов осуществляется по следующему принципу: за каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой из пяти серий, и вычисляется общая сумма полученных баллов. По специальной таблице полученные баллы переводятся в шкальные оценки (проценты) в соответствии с возрастными нормами.
Расшифровка теста Равена:
первая степень (более 95%) — высокий интеллект;
|
|
вторая степень (75-94%) — выше среднего;
третья степень (25-74%) — средний интеллект;
четвертая степень (5-24%)— ниже среднего;
пятая степень (менее 5%) — дефект.
Интерпретация результатов исследования
Серия А — диагностируется способность к дифференциации основных элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих частей фигуры и сличению ее с представленными образцами (обследуемому необходимо дополнить недостающую часть изображения).
Серия В — оценивается способность к аналогии.
Серия С — диагностируется способность выявлять сложные изменения закономерностей непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.
Серия Д — оценивает способность к пространственной перестановке фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.
Серия Е — выявляется способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности (задания этой серии включают анализ фигур основного изображения и последующую «сборку» недостающей фигуры по частям).