Двусторонние отношения Беларуси с зарубежными государствами

Отношения с Россией

Внешнеполитическим приоритетом номер один в политике Беларуси с 1994 г. был провозглашен курс на политическую, экономическую и военную интеграцию с Россией. 21 февраля 1995 г. был подписан белорусско-российский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Этот основополагающий для отношений двух стран документ ставил данные отношения на международно-правовую основу и закреплял факт существования Беларуси и России как двух независимых и суверенных государств. 1 января 1995 г. они создали Таможенный союз, к которому в 1996 г. присоединились Казахстан и Киргизия, в 1999 г. – Таджикистан. В 1999 г. пять вышеупомянутых государств подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. 2 апреля 1996 г. Беларусь и Россия заключили Договор об образовании Сообщества, 2 апреля 1997 г. трансформировали его в Союз Беларуси и России. 25 декабря 1998 г. президенты А. Лукашенко и Б. Ельцин заявили в Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России о намерении «разработать и вынести на всенародное обсуждение договор об единении Беларуси и России в союзное государство», создании союзных государственных органов и соответствующих наднациональных органов управления, формировании единого бюджета. В тот же день были подписаны Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 декабря 1999 г. президенты Беларуси и России подписали в Москве Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000 г. Договор предусматривает создание единого экономического и таможенного пространства; обеспечение устойчивого социально-экономического развития; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; формирование единой правовой системы; проведение согласованной социальной политики; обеспечение безопасности и борьбы с преступностью. Он ставит задачу углубления интеграции Беларуси и России до уровня межгосударственного объединения (союза государств, или конфедерации). Вместе с тем остаются прежними основы конституционного строя двух государств. Сохраняется независимость, территориальная целостность, государственное устройство и международные обязательства стран. 8 декабря 1999 г. была также принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Высшим органом союзного государства определен Высший государственный совет, состоящий из глав государств, глав правительств, руководителей палат парламентов Беларуси и России. Сформирована обширная договорно-правовая база белорусско-российских отношений, включающая более 150 международных договоров. Совместные шаги Республики Беларусь и Российской Федерации на международной арене осуществляются на основании двухлетних программ согласованных действий в области внешней политики (последняя принята на 2012–2013 гг.). Основной целью Программы является защита и продвижение интересов государств – участников Договора на международной арене. В частности, Беларусь получала дипломатическую поддержку Москвы на форумах международных организаций при обсуждении белорусского вопроса. Развивается военно-политическое и военно-техническое сотрудничество. Подписаны Договор о военном сотрудничестве, Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, утверждена Концепция совместной оборонной политики двух государств. Создана и функционирует региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран. Проводятся совместные учения, отрабатывается комплекс вопросов по оперативной и боевой подготовке войск. Россия традиционно является основным торговым партнером Беларуси и крупнейшим экспортным рынком для белорусских товаров. С 1995 по 2012 г. товарооборот между двумя странами вырос в восемь раз (с 5150 до 43 825 млрд долларов США). В 2012 г. на долю России пришлось 47,4 % всего объема белорусской внешней торговли и 35 % белорусского экспорта. В 2012 г. объем белорусского экспорта в Россию составил 16 284 млрд долларов США, импорта – 27 541 млрд долларов США. Отрицательное сальдо торгового баланса возросло с 8127 в 2010 г. до 11 257 млрд долларов США в 2012 г., что является серьезной проблемой для белорусской экономики. Ключевыми внешнеэкономическими задачами для белорусских предприятий на российском направлении являются наращивание объемов белорусского экспорта, сокращение отрицательного сальдо в торговле, эффективное использование потенциала прямых связей между регионами двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций. Наряду со взаимодействием в рамках белорусско-российской «двойки» укрепляются контакты и по другим интеграционным проектам на постсоветском пространстве. В качестве одного из наиболее «продвинутых» интеграционных объединений на постсоветском пространстве стороны рассматривают создание с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России (ЕЭП). В перечне важных задач двустороннего сотрудничества сохраняются вопросы обеспечения равных прав граждан двух стран, создания единой системы социальных гарантий, сближения и постепенной унификации внутреннего законодательства в социально-трудовой сфере. Активно развиваются связи в области образования, науки и культуры. Совместные программы, охватывающие научную и научно-техническую сферы, промышленность, строительство, инновации и новые технологии, космос, ИТ-технологии, стимулируют расширение кооперационных связей между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования. Одним из основных направлений развития двусторонних отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией является торгово-экономическое сотрудничество с российскими регионами. В последние годы белорусско-российское сотрудничество приобрело более прагматичный характер, особенно в топливно-энергетическом секторе. Беларусь добросовестно выполняет свои обязательства по транспортировке энергоресурсов в европейские страны, внося важный вклад в обеспечение региональной энергетической безопасности. В период нахождения у власти в России президентов В. Путина и Д. Медведева (2000–2012 гг.) проводилась политика «экономизации» и прагматизма в развитии отношений с Беларусью. Решение важнейших задач интеграции – подписание Конституционного акта и введение единой валюты – по договоренности руководителей двух стран было отложено на неопределенное время. Белорусское руководство отвергло предложения В. Путина о вхождении Беларуси в состав Российской Федерации целиком или в качестве 6 областей. Развитие белорусско-российских отношений омрачалось вспышками энергетических, торговых и информационных войн. Проблемы состояния и перспектив отношений с Россией остаются предметом острой политической борьбы и общественных дискуссий в Беларуси. Среди значительной части ее населения, политической и интеллектуальной элиты распространены настроения против интеграции с Россией и объединения с ней в едином государстве, она рассматривается как угроза национальной независимости и культурно-языковой идентичности, о чем свидетельствуют социологические опросы. Общественное мнение и политическая элита двух стран по-разному интерпретируют цели, задачи, темпы и последствия государственно-политической интеграции Беларуси и России. Проблема развития белорусско-российских отношений не поддается однозначной оценке и требует ответственного и комплексного подхода, основанного не на конъюнктурных политических или иных соображениях, а на учете национальных интересов и геополитических традиций Беларуси как европейского государства. Политическое руководство Беларуси в условиях фактического торможения проекта Союзного государства продолжало стратегический курс на многовекторную внешнюю политику, стремясь по мере возможности ослабить политическую, энергетическую и информационную зависимость от Москвы. Вместе с тем неизменным оставался курс Минска на всестороннее развитие всего спектра белорусско-российских отношений на основе суверенного равенства государств и их равноправия.

Беларусь и СНГ

Важным приоритетным направлением внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности страны является укрепление двухстороннего и многостороннего сотрудничества со странами СНГ. Республика Беларусь выступает за преобразование Содружества в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции. Белорусские представители активно участвуют во встречах руководителей государств и правительств, в работе координирующих органов СНГ (Межпарламентской ассамблеи, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Межгосударственного экономического комитета и т. д.). Столица республики г. Минск является местом расположения исполнительных и координирующих органов СНГ. Республика Беларусь подписала и ратифицировала важнейшие учредительные документы СНГ, в том числе его Статут. Однако Содружество из-за различных интересов стран – членов и центробежных процессов на постсоветском пространстве не смогло стать эффективным инструментом согласования интересов и создания единого политико-экономического союза. В рамках СНГ возникли региональные группы государств по интересам: Союз Беларуси и России, ЕврАзЭС, ГУУАМ, ОДКБ. Учитывая исходные разногласия между государствами-членами относительно перспектив развития Содружества, Советом руководителей государств узаконена концепция разноскоростной интеграции на просторах СНГ. Экономическое направление является теперь наиболее перспективным в развитии СНГ. В начале ХХI в. стало очевидным то, что преобразование СНГ в полноценное интеграционное объединение невозможно в ближайшей перспективе. Беларусь выступает за повышение эффективности региональных интеграционных объединений на постсоветском пространстве, в частности за формирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, формирование полноценного таможенного союза и единого экономического пространства в рамках Евроазиатского экономического союза (ЕврАзЭС), который состоит из 5 стран – членов таможенного союза (Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана). Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами – участниками СНГ. Важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие. По итогам 2012 г. товарооборот со странами СНГ (без России) составил более 10 млрд долларов США. Ключевыми торговыми партнерами являются Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова и Туркменистан, на долю которых приходилось более 90 % белорусского экспорта в регионе СНГ (без учета России). Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации Договора о коллективной безопастности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; усилению координации действий государств – членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: