Многовекторная политика

Во второй половине 1990-х гг. активизировались отношения Беларуси со странами Азии и Арабского Востока. В ходе визитов А. Лукашенко в Китай, Индию, Вьетнам, Сирию, Египет и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона рассматривались вопросы укрепления двусторонних политических, торгово-экономических и военных связей. По мнению белорусского руководства, наиболее продуктивное сотрудничество из этой группы стран развивается с Китаем, Индией, Вьетнамом. Контакты на различных уровнях между руководством Беларуси и этих государств приобрели стабильный характер, отличаются доброжелательностью и откровенностью. Беларусь неоднократно получала поддержку этих стран в международных организациях при обсуждении таких деликатных для нее вопросов, как права человека или принятие в Межпарламентский союз делегации Национального собрания Республики Беларусь. Характер стратегического партнерства приобрели отношения Беларуси с Китайской Народной Республикой. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко наносил официальные визиты в Китай в 12 раз. В свою очередь осуществили визиты в Беларусь Председатель КНР Цзян Цзэминь, заместители Председателя КНР Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин, Премьер Госсовета Вэнь Цзябао, Ли Пэн. Руководителями двух стран в декабре 2005 г. была подписана Совместная декларация, где отмечено, что белорусско-китайские отношения вышли на уровень стратегического сотрудничества. Двустороннее сотрудничество базируется на общности принципов внутренней и внешней политики, совпадении взглядов на важнейшие проблемы международных отношений. Обе стороны выступают за создание многополярного мира и укрепление авторитета ООН. Республика Беларусь постоянно оказывает поддержку китайским инициативам в международных организациях, белорусские руководители неоднократно высказывались на официальном уровне в поддержку политики «одного Китая». Успешно развиваются торгово-экономические связи, идет работа по созданию белорусско-китайских совместных предприятий в КНР. Беларусь получила большие кредитные линии Китая и начала реализовывать крупные проекты. Развитие отношений со странами Ближнего и Среднего Востока является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Республика Беларусь установила дипломатические отношения со всеми государствами этого региона. В Беларуси работают посольства Ирана, Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов. Усилия белорусской дипломатии были направлены на создание «дуги опорных государств в регионе» и усиление «экономической дипломатии»: обеспечение доступа и реализации за рубежом белорусской продукции, освоение новых рынков, диверсификация поставок энергоресурсов. Выполнение этих задач стало основным направлением работы дипломатических представительств Беларуси в регионе Ближнего и Среднего Востока. Были открыты посольства в Египте, Сирии, Объединенных Арабских Эмиратах, Израиле и Иране. Беларусь и государства региона регулярно обмениваются визитами на высшем уровне. Президент Беларуси дважды посетил Иран с официальными визитами – в 1998 и 2006 гг. В 2004 г. состоялся визит в Беларусь Президента Ирана М. Хатами, в 2007 г. Беларусь посетил М. Ахмадинежад. В 1996 г. Президент Беларуси совершил официальный визит в Турцию, 1998 г. – в Египет, в 1998 и 2003 гг. – Сирию, 2000 г. – Израиль и Палестинскую национальную автономию, 2000 и 2007 г. – Объединенные Арабские Эмираты, 2002 г. – Королевство Бахрейн и Государство Кувейт, 2007 г. – Султанат Оман. В 2004–2005 гг. взаимными визитами обменялись президенты Беларуси и Ливана. В 2010 г. Республику Беларусь посетил с ответным визитом Президент Сирии Б. Асад. В целом отношения Беларуси со странами Ближнего и Среднего Востока развивались ровно и динамично. Приоритетным направлением для белорусской дипломатии остается дальнейшее увеличение товарооборота и развитие отношений в экономической сфере. Уверенно развивается политический диалог, межпарламентские контакты, научное и научно-техническое сотрудничество, культурный обмен с государствами региона. В начале 2000-х гг. все большая внешнеполитическая активность Республики Беларусь стала проявляться в отношениях с латиноамериканскими странами. В 2004 г. А. Лукашенко подчеркивал: «На сегодняшнем этапе Латинская Америка неоправданно находится на второстепенном плане нашей внешней политики», а в 2007 г. он прямо назвал Латинскую Америку приоритетным направлением внешней политики республики. Начало нового этапа в отношениях со странами региона положил визит А. Лукашенко на Кубу в 2000 г., по результатам которого был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве. Вторым важнейшим событием в формировании белоруссколатиноамериканских отношений стал визит в Минск президента Венесуэлы Уго Чавеса в 2006 г., который положил начало ежегодным встречам двух президентов. А. Лукашенко и У. Чавес подписали Совместную декларацию Беларуси и Венесуэлы, в которой провозглашен курс на стратегическое партнерство, взаимную поддержку, расширение взаимовыгодного сотрудничества. В 2010 г. в ходе визита белорусского президента в Бразилию была подписана Совместная декларация Президента Республики Беларусь А. Лукашенко и Президента Бразилии Л. Лула да Силвы, в которой заявлено, что оба государства имеют «общие взгляды относительно таких ценностей, как уважение международного права, укрепление демократии, защита прав человека, борьба за мир и международная безопасность»160. Была также подчеркнута взаимная готовность углублять политический диалог между двумя государствами на высшем уровне и содействовать активизации двусторонних отношений в торгово-экономической, научно-технической, культурной и образовательной областях. Интенсивно развивается торгово-экономическое сотрудничество со странами Латинской Америки, особенно с Венесуэлой, руководство которой пошло навстречу Беларуси в поставках нефти. Реализация контрактов между субъектами хозяйствования обеих стран позволила в 2009 г. превзойти товарооборот с Венесуэлой в 1 млрд долларов. Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения с 30 из 33 государств Латинской Америки. Она имеет посольства в Аргентине, Бразилии, Венесуэле и на Кубе, генеральное консульство в Рио-де-Жанейро (Бразилия), а также почетное консульство в Доминиканской Республике. В Беларуси действуют посольства Кубы и Венесуэлы, почетные консульства Доминиканской Республики, Перу и Уругвая. Дипломатические миссии ряда латиноамериканских государств аккредитованы в Беларуси по совместительству. Импульс белорусско-африканским отношениям был дан в 1996–1998 гг., когда состоялись визиты правительственных делегаций Беларуси в Египет, Тунис, Ливию, ЮАР. Президент Беларуси посетил Египет в 1998 г. и Ливию в 2000 г. Беларусь с визитами посетили президент Уганды (2000 г.), президент Судана Х. аль-Башир (2004 г.), лидер Ливии М. Каддафи (2008 г.). В Африке функционируют посольства Беларуси в Египте, Ливии, Нигерии и ЮАР. В ряде африканских государств белорусские послы аккредитованы по совместительству, в свою очередь в Беларуси аккредитованы по совместительству послы многих африканских стран. До недавнего времени наиболее высокий уровень в развитии политических и экономических связей достигнут Беларусью с Алжиром, Египтом, Ливией, Марокко, Угандой, ЮАР. Однако после революционных событий «арабской весны» 2011 г. из этого списка выпали Египет и Ливия, где произошла смена власти. Важной задачей в деле интенсификации отношений с африканскими государствами является дальнейшее развитие договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества, особенно в торгово-экономической области. Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства. Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами указанных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортно ориентированной белорусской экономики.

 

 

К Беларусь Россия

2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси («Союз 2-х»). В честь этого события был установлен государственный праздник – День единения народов Беларуси и России, который отмечается ежегодно 2 апреля. В апреле 1997 г. Беларусь и Россия подписали Договор о Союзе, в мае того же года – Устав Союза Беларуси и России. 8 декабря 1999 г. Президенты Беларуси и России подписали Договор о создании Союзного государства. Согласно договору, Союзное государство «является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признается политическое и идеологическое многообразие. Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности». Договор о создании Союзного государства заменил белорусско-российские соглашения 1996 и 1997 гг. о создании Сообщества и Союза двух государств. Договор вступил в силу в январе 2000 г. и сформировал наиболее продвинутый формат интеграции на постсоветском пространстве.

Стратегическое союзничество Беларуси и России обусловлены географической и культурно-исторической близостью стран и народов, взаимодополняемостью экономик, производственными связями белорусских и российских предприятий, общими интересами в сфере безопасности.

Взаимодействие Беларуси и России в рамках Союзного государства выстраивается на принципах сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств. Межгосударственные отношения Беларуси и России характеризуются всеобъемлющими, интенсивными контактами на высшем и высоком уровнях, эффективным межпарламентским и межправительственным сотрудничеством. Создание Союзного государства позволило государствам осуществлять системный институциональный диалог по широкому спектру двусторонней и многосторонней повестки дня.

Россия традиционно является основным торговым партнером Беларуси и крупнейшим экспортным рынком для белорусских товаров, обеспечивая около половины внешнеторгового оборота республики. Россия также является основным зарубежным инвестором белорусской экономики. Оба государства эффективно развивают сотрудничество в энергетической сфере, основой которого являются индикативные балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства. Беларусь является для России важнейшей транзитной страной и выполняет свои обязательства по транспортировке российских энергоресурсов в страны ЕС.

Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2018–2022 гг.), утвержденные Советом Министров Союзного государства в 2017 г., предусматривают проведение согласованной макроэкономической, промышленной, бюджетной политики, углубление торгово-экономических отношений. Планируется, что стороны продолжат выработку совместных мер по дальнейшему сокращению барьеров, изъятий и ограничений во взаимной торговле, либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования. Правительства двух стран реализуют мероприятия по формированию и реализации единой структурной промышленной политики в рамках Союзного государства.

Актуальной задачей является формирование единого миграционного пространства, в этом плане готовится подписание протокола между МВД Беларуси и России о порядке обмена сведениями о гражданах двух стран, в отношении которых действуют ограничения на выезд, а также межправительственного соглашения об информационном взаимодействии. Важным вопросом в последние годы является взаимное признание виз.

Внешнеполитические ведомства Беларуси и России координируют свои действия, что способствует укреплению позиций двух стран на международной арене. Основные направления взаимодействия в этой сфере закреплены в Программе согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства, которая принимается каждые два года и предусматривает проведение активного системного диалога сторон по наиболее важным проблемам международных отношений и координации усилий во внешней политике.

Обеспечение военной безопасности и поддержание обороноспособности является одной из задач деятельности Союзного государства. Это направление взаимодействия является одним из наиболее продвинутых в белорусско-российской интеграции.

Одной из важнейших задач, стоящих перед Союзным государством в ближайшие годы, станет развитие и унификация законодательства в социальной сфере, обеспечение равных прав россиян и белорусов на трудоустройство и получение образования, выравнивание условий по медицинским услугам.

Эффективно развивается межрегиональное сотрудничество. Беларусь сформировала прочные и эффективные связи с российскими регионами, что позволяет активно развивать торгово-экономическое взаимодействие.

Важным механизмом углубления интеграции являются совместные программы, которые реализуются в научной сфере, промышленности, строительстве, сфере ИТ-технологий. Активно развивается двустороннее сотрудничество в области культуры.

Белорусско-российское стратегическое союзничество в рамках Союзного государства является основой для дальнейшего развития двух стран и народов и представляет собой уникальное явление не только в контексте постсоветской интеграции, но и мировом масштабе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: