Теоретические сведения

ИНСТРУКЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(II семестр)

МДК.01.01 Устройство автомобилей

раздел Основы устройства автомобилей

для специальности

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

Разработал преподаватель

Вороненков В.А.

 

 

                                                                                             2020 год                                                                                                

СОДЕРЖАНИЕ

ПЗ №21 Устройство и работа сцепления автомобиля ЗИЛ - 130. 3
ПЗ №22 Устройство и работа сцепления автомобиля ВАЗ – 2101. 6
ПЗ №23 Устройство и работа привода выключения сцепления с пневмогидроусилителем автомобиля КамАЗ - 5320. 15
ПЗ №24 Устройство и работа 4х ступенчатых КПП автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-24. 19
ПЗ №25 Устройство и работа 5ти ступенчатой КПП автомобиля ЗИЛ - 130. 24
ПЗ №26 Устройство и работа двухвальной КПП автомобиля ВАЗ - 2108. 28
ПЗ №27Устройство и работа карданных передач и ШРУСов, изучаемых автомобилей. 32
ПЗ №28Устройство и работа главных передач, дифференциалов изучаемых автомобилей ГАЗ - 53, ГАЗ – 66. 36
ПЗ №29 Устройство и работа заднего ведущего моста автомобиля МАЗ - 5335. 40
ПЗ №30 Устройство и работа промежуточного ведущего моста автомобиля КамАЗ - 5320. 44
ПЗ №31 Устройство и работа переднего моста автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ- 66. 47
ПЗ №32 Устройство и взаимодействие узлов передней и задней зависимой подвески изучаемых грузовых автомобилей. 52
ПЗ №33 Устройство независимой подвески передних колес автомобилей ГАЗ - 24, ВАЗ - 2101. 58
ПЗ №34 Устройство и работа подвески автомобиля ВАЗ-2108. 62
ПЗ №35 Устройство и работа рулевых механизмов автомобилей ГАЗ, ВАЗ, МАЗ. 68
ПЗ №36 Устройство и работа рулевого механизма со встроенным гидроусилителем рулевого управления автомобиля ЗИЛ – 130. 76
ПЗ №37 Устройство и работа рулевого механизма со встроенным гидроусилителем рулевого управления автомобиля КамАЗ – 5320. 82
ПЗ №38 Устройство и работа тормозных механизмов автомобилей ГАЗ, ВАЗ. 88
ПЗ №39 Устройство и работа гидравлического тормозного привода с гидровакуумным усилителем автомобиля ГАЗ – 53. 95
ПЗ №40 Устройство и работа многоконтурного тормозного пневматического привода автомобиля КамАЗ - 5320. 102

 


 



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 21

Тема: «Устройство и работа сцепления автомобиля ЗИЛ - 130».

Цель работы: обобщить и закрепить полученные теоретические знания об устройстве и работе сцепления автомобиля ЗИЛ - 130, применить полученные теоретические знания при выполнении работы.

Организация работы и оборудование учебных мест.

Работа проводится на 1м учебном месте:

Учебное место № 1 Устройство и работа сцепления автомобиля ЗИЛ - 130.

Оборудование: подготовленное сцепление автомобиля ЗИЛ - 130. Плакаты, учебная литература.

Время проведения работы - 80 мин.

Организация работы; проведение инструктажа по БЖД во время выполнения работы[Инструкция по безопасности жизнедеятельности № 79 во время проведения занятий со студентами в лаборатории и кабинете устройства автомобилей № 117] - 10 мин;

Работа на учебном месте -- 40 мин;

Защита работы - 20 мин;

Подведение итогов - 10 мин.

Теоретические сведения.

Сцепление ЗИЛ-130 постоянно замкнутое, фрикционное, сухое, однодисковое, с периферийными пружинами и с механическим приводом. Свободный ход педали сцепления 35 – 50 мм, полный ход педали не менее 180 мм.

Сцепление ЗИЛ-130 находится в чугунном картере 7, прикрепленном к двигателю. К маховику 1 двигателя болтами присоединен стальной штампованный кожух 13 сцепления.

Чугунный нажимной диск 2 соединен с кожухом четырьмя парами пластинчатых пружин 15, передающих крутящий момент с кожуха на нажимной диск.

Между кожухом и нажимным диском (корзиной) сцепления ЗИЛ-130 равномерно размещены по окружности шестнадцать цилиндрических нажимных пружин 14, каждая из которых центрируется специальными выступами, выполненными на нажимном диске и кожухе.

Между нажимным диском 2 (корзиной) сцепления ЗИЛ-130 и пружинами 14 установлены теплоизолирующие шайбы, которые уменьшают нагрев пружин при работе сцепления и исключают потерю пружинами упругих свойств при нагреве.

Четыре рычага 5 выключения сцепления ЗИЛ-130 при помощи осей с игольчатыми подшипниками 8 соединены с нажимным диском и вилками 6.

Опорами вилок на кожухе служат сферические гайки, обеспечивающие вилкам возможность совершать колебательное движение при перемещении нажимного диска. При сборке сцепления этими гайками регулируют положение рычагов выключения сцепления.

Муфта 11 выключения сцепления ЗИЛ - 130 имеет неразборный выжимной подшипник 9 с постоянным запасом смазочного материала, который не пополняется в процессе эксплуатации.

В ведомом диске сцепления ЗИЛ-130 к тонкому стальному ведомому диску 3 с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки из прессованной металлоасбестовой композиции.

Диск сцепления 3 соединен со ступицей 17 при помощи восьми пружин 21 гасителя крутильных колебаний. Ступица 17 установлена на шлицах первичного вала 4 коробки передач. Пружины 21 установлены с предварительным сжатием в совмещенных и расположенных по окружности прямоугольных окнах дисков демпфера 16, 20 и фланца ступицы 17 ведомого диска.

При такой установке пружин ведомый диск 3 может поворачиваться в обе стороны относительно ступицы 17 на определенный угол, сжимая при этом пружины 21. Угол поворота ведомого диска сцепления ЗИЛ-130 ограничивается сжатием пружин до соприкосновения их витков

Диск 16 приклепан к ступице вместе с маслоотражателями 19 и прижат к фрикционным пластинам 18, которые закреплены на диске 20, приклепанном к ведомому диску 3.

При перемещениях ведомого диска сцепления ЗИЛ-130 относительно его ступицы вследствие действия крутильных колебаний, возникающих в трансмиссии при резких изменениях частоты вращения коленчатого вала ДВС, за счет передачи движения через упругие элементы (пружины 21 демпфера) и трения между дисками и фрикционными пластинами 18, происходит гашение крутильных колебаний, энергия которых превращается в теплоту и рассеивается в окружающую среду.

Рисунок 1 - Сцепление ЗИЛ - 130

а - сцепление, б - детали.

1 - маховик; 2 - нажимной диск; 3 - ведомый диск; 4 - вал; 5- рычаг; 6, 12 - вилки; 7 - картер; 8, 9 - подшипники; 10, 14, 21 - пружины; 11 - муфта; 13 - кожух; 15 - пластинчатая пружина; 16, 20 – диски демпфера; 17 - ступица; 18 – пластина фрикционная демпфера; 19 - маслоотражатель.

 

Работа. При включенном сцеплении крутящий момент от коленчатого вала через маховик 1 и нажимной диск 2 благодаря трению передается зажатому между ними ведомому диску 3, ступица 17 которого имеет шлицевое соединение с ведущим валом коробки передач. Для выключения сцепления нажимают на педаль, которая через систему рычагов, вилки 12 и муфту 11, а также рычагов 5 отводит назад нажимной диск 2. При этом пружины 14 сжимаются и освобождают ведомый диск 3, по обеим сторонам которого образуются зазоры. При плавном отпускании педали, пружины 14 возвращают все детали механизма выключения в исходное положение, т. е. пружины 14 постепенно прижимают нажимной диск 2 к ведомому диску 3, а последний - к поверхности маховика 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: