Понятие, специфика и структура учебной деятельности (УД)
Основные понятия.
Деятельность – форма целенаправленной активности человека; активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет прямо или косвенно свои потребности.
Деятельность – специфический вид человеческой целенаправленной активности, связанный с удовлетворением определенных побуждений, направленный на получение желательного результата в предметной или идеальной форме.
Деятельность побуждается двумя векторами: мотив – цель и цель – результат. На базе одного мотива могут быть разные цели, для каждой цели характерен определенный результат, который тоже может определяться различно.
УД – особый вид целенаправленной активности ученика, связанный с удовлетворением определенных побуждений, направленный на понимание и освоение обобщенного способа деятельности по разрешению задач определенного вида (усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей, формирование личностных качеств). Цели образования: ЗУНы, способности, личностные качества (а не только ЗУНы). (Шадриков.)
|
|
УД – специально организованная познавательная деятельность с целью усвоения системы научных знаний и соответствующих им умений.
Познавательная деятельность – целенаправленный процесс получения и усвоения информации с помощью познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления,...).
УД – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий в сфере научных понятий (Д.Б.Эльконин).
УД – специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. (Зимняя.)
УД является:
- специфически человеческой деятельностью;
- активной познавательной деятельностью;
- трудовой деятельностью, т.к. имеет вполне определенный продукт (выполнение учебных заданий).
Специфика УД:
- специально организована, регламентирована. Существуют стандарты, программы, учебные заведения, классно-урочная система (зависит от страны, эпохи);
- два субъекта – учащийся и учитель;
|
|
- характер и содержание зависит не только от социальной ситуации, но и от учащихся – их возраста, способностей дифференциация обучения (в рамках одного класса разные дети);
- выделяют две стороны – учение (деятельность ученика по усвоению системы научных знаний) и обучение (деятельность учителя по активному направлению и стимуляции деятельности ученика по усвоению системы научных знаний). Учение и обучение – только человеческие виды деятельности. Научение у животных – на основе условных рефлексов.
Основные характеристики УД:
- специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
- общие способы действий предваряют решение задач (И.И.Ильясов) (по сравнению с учением по типу проб и ошибок, когда учение не есть деятельность);
- УД ведет к изменениям в самом субъекте (по Д.Б.Эльконину это является основной ее характеристикой);
- изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий (И.Лингарт).
УД как деятельность по овладению обобщенными способами действий, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий обладает деятельностными характеристиками:
1. Общественный характер УД:
по содержанию – направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;
по смыслу – общественно значима и общественно оценивается;
по форме – соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях (школах, колледжах, институтах).
2. Субъектность.
3. Активность.
4. Предметность.
Предмет УД – то, на что направлена УД: усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Т.о. происходят субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном плане – эти изменения также входят в предмет учебной деятельности.
5. Целенаправленность.
6. Осознанность.
Структура УД.
Компоненты УД (по Эльконину):
1. Мотивация.
2. Учебная задача (предъявляется в определенных ситуациях в форме заданий).
3. Учебные действия и операции.
4. Контроль, переходящий в самоконтроль, и оценка, переходящая в самооценку.
В.В.Давыдов выделял шесть типов учебных действий, с помощью которых осуществляется решение учебных задач:
♦ преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
♦ моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
♦ преобразование модели отношения для изучения его свойств «в чистом виде»;
♦ построение системы частных задач, решаемых общим способом;
♦ контроль над выполнением предыдущих действий;
♦ оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
По В.Д.Шадрикову, системообразующим компонентом любой деятельности, в т.ч. и УД, является цель.
Структура деятельности по Шадрикову:
- мотивы деятельности;
- цели деятельности;
- программа деятельности;
- информационная основа деятельности;
- принятие решений;
- подсистема деятельностно важных качеств (УВК).
На уроке при постановке цели учитель переводит ее в учебные задачи, которые конкретизируют, детально описывают достижение результата. Поэтому очень важно, чтобы учебные задачи соответствовали поставленной цели урока, чтобы их решение в итоге приводило к достижению именно этой цели.
Принятие учебной задачи включает два аспекта:
|
|
1) Желание ученика выполнить задачу, т.е. принятие задачи «для себя» (мотивационный аспект).
2) Понимание задачи, т.е. понимание того, что должно получиться в результате (когнитивный, «познавательный» аспект).
УД – ведущий вид деятельности младших школьников.
А. Н. Леонтьев отмечал, что ведущей деятельностью является «такая деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».
«Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность—это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития».
Т.о., признаки ведущей деятельности по А.Н.Леонтьеву:
1. Внутри которой возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности.
2. В которой формируются или перестраиваются частные психические процессы.
3. От которой зависят основные психологические изменения личности ребенка.
Учебная деятельность будет приводить к развитию, если она имеет для ученика личностный смысл.
Д.Б.Эльконин: «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте, потому что,
во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом,
|
|
во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов».
В.В.Давыдов: выделял УД как ведущую в младшем школьном возрасте (6-10 лет), так как:
а) она формирует и становится основой генезиса психологических новообразований - анализа, планирования и рефлексии – главных составляющих теоретического мышления;
б) в этот возрастной период выступает как всеобщая и необходимая форма психического развития детей.
Учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач (этим партнером может быть и сверстник, и учитель).
Наряду с усвоением содержания системы научных понятий ребенок овладевает способами организации нового для него вида труда - учебного. Действия планирования, контроля, оценки приобретают иное содержание, так как действие в системе научных понятий предполагает, четкое выделение взаимосвязанных отдельных своих этапов. Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе? В ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия - качественно новое свойство человеческой психики.
Поведенческие проявления рефлексивного развития младших школьников как субъектов учебной деятельности:
- умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию;
- готовность к изменению сложившихся способов действия, если они вступают в противоречие с новыми фактами;
- критичность к действиям и мнениям - собственным и чужим;
- нежелание что-либо принимать на веру;
- независимость в оценках и самооценках;
- привычка искать доказательства;
- склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса.
Т.о., рефлексия проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа.
Диалог обязательно предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки зрения другого человека. В этом смысле общение младшего школьника с учителем открывает для него новые формы сотрудничества – с другими.
Уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за своей работой, но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре с товарищем.
К четвертому классу он может сам поставить перед собой учебную задачу, составить режим работы, оценить и проверить ее.
Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных оценок ребенка, вносят в нее новое качество - оценку затраченного труда, как своего усилия, так и усилия других. И в этом смысле учение является подлинным трудом для маленького школьника.
Специфика учения состоит в том, что оно по природе своей произвольно, то есть не определяется внешними, ситуативными свойствами вещей. При решении, например, задачи о количестве яблок для ситуации учения совершенно не важно - вкусные эти яблоки или нет, какого они цвета. Для того чтобы выделить существенные свойства и отношения вещей, ребенку надо учиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это и значит, что надо учиться ставить перед, собой учебную задачу (что я должен делать?), находить способы ее решения (как и с помощью чего я могу ее решить?), оценивать себя (что я умею делать?), контролировать себя (правильно ли я делаю?). Все это постепенно формируется в учебной деятельности ребенка. Но без помощи взрослых ребенок не научится управлять собой.