УД – ведущий вид деятельности младших школьников

Понятие, специфика и структура учебной деятельности (УД)

Основные понятия.

Деятельность – форма целенаправленной активности человека; активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет прямо или косвенно свои потребности.

Деятельность – специфический вид человеческой целенаправленной активности, связанный с удовлетворением определенных побуждений, направленный на получение желательного результата в предметной или идеальной форме.

Деятельность побуждается двумя векторами: мотив – цель и цель – результат. На базе одного мотива могут быть разные цели, для каждой цели характерен определенный результат, который тоже может определяться различно.

   

УД – особый вид целенаправленной активности ученика, связанный с удовлетворением определенных побуждений, направленный на понимание и освоение обобщенного способа деятельности по разрешению задач определенного вида (усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей, формирование личностных качеств).  Цели образования: ЗУНы, способности, личностные качества (а не только ЗУНы). (Шадриков.)

 

УД – специально организованная познавательная деятельность с целью усвоения системы научных знаний и соответствующих им умений.

Познавательная деятельность – целенаправленный процесс получения и усвоения информации с помощью познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления,...).

 

УД – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий в сфере научных понятий (Д.Б.Эльконин).

УД – специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. (Зимняя.)

 

УД является:

- специфически человеческой деятельностью;

- активной познавательной деятельностью;

- трудовой деятельностью, т.к. имеет вполне определенный продукт (выполнение учебных заданий).

Специфика УД:

- специально организована, регламентирована. Существуют стандарты, программы, учебные заведения, классно-урочная система (зависит от страны, эпохи);

- два субъекта – учащийся и учитель;

- характер и содержание зависит не только от социальной ситуации, но и от учащихся – их возраста, способностей  дифференциация обучения (в рамках одного класса разные дети);

- выделяют две стороны – учение (деятельность ученика по усвоению системы научных знаний) и обучение (деятельность учителя по активному направлению и стимуляции деятельности ученика по усвоению системы научных знаний). Учение и обучение – только человеческие виды деятельности. Научение у животных – на основе условных рефлексов.

 

Основные характеристики УД:

- специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

- общие способы действий предваряют решение задач (И.И.Ильясов) (по сравнению с учением по типу проб и ошибок, когда учение не есть деятельность);

- УД ведет к изменениям в самом субъекте (по Д.Б.Эльконину это является основной ее характеристикой);

- изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий (И.Лингарт).

 

УД как деятельность по овладению обобщенными способами действий, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий обладает деятельностными характеристиками:

1. Общественный характер УД:

по содержанию – направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

по смыслу – общественно значима и общественно оценивается;

по форме – соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях (школах, колледжах, институтах).

2. Субъектность.

3. Активность.

4. Предметность.

Предмет УД – то, на что направлена УД: усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Т.о. происходят субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном плане – эти изменения также входят в предмет учебной деятельности.

5. Целенаправленность.

6. Осознанность.

 

Структура УД.

Компоненты УД (по Эльконину):

1. Мотивация.

2. Учебная задача (предъявляется в определенных ситуациях в форме заданий).

3. Учебные действия и операции.

4. Контроль, переходящий в самоконтроль, и оценка, переходящая в самооценку.

 

В.В.Давыдов выделял шесть типов учебных действий, с помощью кото­рых осуществляется решение учебных задач:

♦ преобразование условий задачи с целью обнаружения все­общего отношения изучаемого объекта;

♦ моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

♦ преобразование модели отношения для изучения его свойств «в чистом виде»;

♦ построение системы частных задач, решаемых общим спо­собом;

♦ контроль над выполнением предыдущих действий;

♦ оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

 

По В.Д.Шадрикову, системообразующим компонентом любой деятельности, в т.ч. и УД, является цель.

Структура деятельности по Шадрикову:

- мотивы деятельности;

- цели деятельности;

- программа деятельности;

- информационная основа деятельности;

- принятие решений;

- подсистема деятельностно важных качеств (УВК).

 

На уроке при постановке цели учитель переводит ее в учебные задачи, которые конкретизируют, детально описывают достижение результата. Поэтому очень важно, чтобы учебные задачи соответствовали поставленной цели урока, чтобы их решение в итоге приводило к достижению именно этой цели.

 

Принятие учебной задачи включает два аспекта:

1) Желание ученика выполнить задачу, т.е. принятие задачи «для себя» (мотивационный аспект).

2) Понимание задачи, т.е. понимание того, что должно получиться в результате (когнитивный, «познавательный» аспект).

 

 

УД – ведущий вид деятельности младших школьников.

А. Н. Леонтьев отмечал, что веду­щей деятельностью является «такая деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внут­ри которой развиваются психические процессы, подготовляющие пе­реход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

«Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее час­то встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ре­бенок отдает больше всего времени. Ведущей мы называем такую дея­тельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой воз­никают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды де­ятельности. Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, ведущая деятельность - это такая де­ятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения лич­ности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность—это такая дея­тельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ре­бенка на данной стадии его развития».

 

Т.о., признаки ведущей деятельности по А.Н.Леонтьеву:

1. Внутри которой возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности.

2. В которой формируются или перестраиваются частные психические процессы.

3. От которой зависят основные психологические изменения личности ребенка.

Учебная деятельность будет приводить к развитию, если она имеет для ученика личностный смысл.

Д.Б.Эльконин: «Учебная деятельность является веду­щей в школьном возрасте, потому что,

во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом,

во-вто­рых, в ней осуществляется формирование как основных качеств лич­ности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических про­цессов».

 

В.В.Давыдов: выделял УД как ведущую в младшем школьном возрасте (6-10 лет), так как:

а) она формирует и становится основой генезиса психоло­гических новообразований - анализа, планирования и рефлексии – главных составляющих теоретического мыш­ления;

б) в этот возрастной период выступает как всеобщая и необ­ходимая форма психического развития детей.

 

Учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач (этим партнером может быть и сверстник, и учитель).

 

Наряду с усвоением содержания системы научных понятий ребенок овладевает способами организации нового для него вида труда - учебного. Действия планирования, контроля, оценки приобретают иное содержание, так как действие в системе научных понятий предполагает, четкое выделение взаимосвязанных отдельных своих этапов. Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе? В ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия - качественно новое свойство человеческой психики.

 

Поведенческие проявления рефлексивного развития младших школьников как субъектов учебной деятельности:

- умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию;

- готовность к изменению сложившихся способов действия, если они вступают в противоречие с новыми фактами;

- критичность к действиям и мнениям - собственным и чужим;

- нежелание что-либо принимать на веру;

- независимость в оценках и самооценках;

- привычка искать доказательства;

- склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса.

 

Т.о., рефлексия проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа.

 

Диалог обязательно предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки зрения другого человека. В этом смысле общение младшего школьника с учителем открывает для него новые формы сотрудничества – с другими.

Уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за своей работой, но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре с товарищем.

К четвертому классу он может сам поставить перед собой учебную задачу, составить режим работы, оценить и проверить ее.

Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных оценок ребенка, вносят в нее новое качество - оценку затраченного труда, как своего усилия, так и усилия других. И в этом смысле учение является подлинным трудом для маленького школьника.

 

Специфика учения состоит в том, что оно по природе своей произвольно, то есть не определяется внешними, ситуативными свойствами вещей. При решении, например, задачи о количестве яблок для ситуации учения совершенно не важно - вкусные эти яблоки или нет, какого они цвета. Для того чтобы выделить существенные свойства и отношения вещей, ребенку надо учиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это и значит, что надо учиться ставить перед, собой учебную задачу (что я должен делать?), находить способы ее решения (как и с помощью чего я могу ее решить?), оценивать себя (что я умею делать?), контролировать себя (правильно ли я делаю?). Все это постепенно формируется в учебной деятельности ребенка. Но без помощи взрослых ребенок не научится управлять собой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: