I. Происхождение Солнечной системы

Астрономия. Урок. Базовый уровень образования. Дата проведения 18 – 22.12.                                     

Тема урока. «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета»

Цели  

1. Сформировать общие представления о происхождении Солнечной системы, её строении и телах, входящих в её состав.                                                                                                     2. Ознакомить учащихся с физической природой единственного естественного спутника нашей планеты – Луны.

Задачи

Предметные:

1. Рассмотреть физические условия на Луне, рельеф, породы, внутреннее строение.

2. Сформировать знания о «морях» и «материках» Луны, обратной стороне Луны, кратерах и др.                                                

3. Ознакомить с исследованиями Луны и их значением, строением и фазами Луны.                                                                                                                                                4. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.

5. Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

6. Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение учебного материала.                                                                                                                         7. Развитие навыков обучения; формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.

8. Продолжить формирование представлений о естественном спутнике Земли; научить выделять главное при анализе природы небесных тел (общая характеристика, особенности атмосферы, температурные условия, поверхность).

Метапредметные:

1. Показать взаимосвязь астрономии с другими учебными предметами (биологией, физикой и географией).                                                                                             2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.                                                       3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, а также определять наиболее эффективные способы достижения результата.                 4. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                                                     5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.                                                                                                                   6. Формирование научного мировоззрения обучающихся в ходе знакомств с историей изучения и природой Луны и других спутников планет                         7. Патриотическое воспитание при ознакомлении с ролью российской науки и техники и исследовании Луны средствами астрономии и космонавтики

Личностные

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.                                                                                                                       2. Развитие самостоятельной деятельности учеников при освоении предметных материалов.                                                                                                            3. Развитие сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.                                        4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.                                                                        5. Формирование методов и приемов самостоятельного оценивания результатов собственной деятельности.                                                                                        6. Развитие ИКТ-компетенций у современных учащихся.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: ПК, проектор, экран, глобус Луны, презентации

План:

1) Организационный момент. Актуализация знаний.

2) Изучение нового материала.

3) Закрепление материала.

4) Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание

Ход урока:

Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

Анализ КР №2

Вопросы:

1. По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы?

2. Какие планеты земной группы Вам известны?

3. Какие планеты–гиганты Вам знакомы?

Изучение нового материала

I. Происхождение Солнечной системы

1. Вступительная беседа. Согласно наиболее разработанной гипотезе, Солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака. Подобные идеи высказывались учеными еще в XVIIв. В40-х гг. XX в. эти идеи легли в основу гипотезы об образовании Земли и других планет из холодных твердых допланетных тел — планетезималей, выдвинутой академиком     Отто Юльевичем Шмидтом.  В дальнейшем она получила развитие в работах его учеников в России, а также зарубежных ученых. В пользу этой гипотезы свидетельствуют многие научные данные. Так, в последние годы вокруг нескольких звезд были обнаружены газопылевые облака, из вещества которых могут образовываться планеты. Исследования далекого прошлого Земли говорят о том, что наша планета никогда не была полностью расплавленной. Метеоритная «бомбардировка» планет по сути дела является продолжением того процесса, который в прошлом привел к их образованию. В настоящее время, когда в межпланетном пространстве метеоритного вещества остается все меньше и меньше, этот процесс идет значительно менее интенсивно, чем на начальных стадиях формирования планет. Возраст наиболее древних пород, которые обнаружены в составе метеоритов, составляет примерно 4,5 млрд лет. Породы такой же древности обнаружены в доставленных на Землю образцах лунного грунта. Расчеты возраста Солнца дали близкую величину — 5 млрд лет. На основании этих данных принято считать, что все тела, которые в настоящее время составляют Солнечную систему, образовались примерно 4,5 — 5 млрд лет тому назад. Облако, из которого они образовались, представляло собой смесь частиц, которые относились к трем компонентам: скальному, ледяному и летучему. Именно из этих трех компонентов в различных соотношениях и состоят все тела Солнечной системы. В течение нескольких миллиардов лет само облако и входящее в его состав вещество значительно изменялись. Разумеется, далеко не все детали процессов, которые произошли за это время, поддаются точным расчетам, тем не менее, современная наука позволила составить общую картину формирования Солнечной системы.

 Вначале сжатие облака гравитационными силами привело к образованию центрального горячего ядра — будущего Солнца. Оно захватило себе основную часть массы облака — примерно 90%. Тяготение образовавшегося Солнца воздействовало на форму оставшейся части облака: оно становилось все более и более плоским диском. Частицы этого диска, обращаясь вокруг Солнца по самым различным орбитам, сталкивались между собой. В результате одних столкновений частицы разрушались, а при других - объединялись в более крупные. Возникали зародыши будущих планет и других тел. Считается, что число таких допланетных тел достигало многих миллионов. Но, в конце концов эволюция облака привела к тому, что основная масса вещества оказалась сосредоточенной в немногих крупных телах — больших планетах. Однако прежде, чем эти допланетные тела образовались и стали расти, произошло перераспределение вещества внутри облака, его дифференциация, и химический состав частиц в различных его частях стал неодинаковым. Под влиянием сильного нагрева из окрестностей Солнца улетучивались газы (в основном это самые распространенные во Вселенной — водород и гелий) и оставались лишь твердые тугоплавкие частицы. Из этого вещества впоследствии сформировались Земля, ее спутник — Луна, а также другие планеты земной группы. Вдали от Солнца летучие вещества намерзали на твердые частицы, относительное содержание водорода и гелия оказалось повышенным. Объем периферийных частей облака был больше, а стало быть, больше и масса вещества, из которого образовались далекие от Солнца планеты. В ходе формирования планет и позднее на протяжении миллиардов лет в их недрах и на поверхности происходили процессы плавления, кристаллизации, окисления и другие физико-химические процессы. Это привело к существенному изменению первоначального состава и строения вещества, из которого образованы все ныне существующие тела Солнечной системы. Однако не все вещество протопланетного облака вошло в состав планет и их спутников. Многие его сгустки остались как внутри планетной системы в виде астероидов и еще более мелких тел, так и за ее пределами в виде ядер комет. Согласно современным представлениям, образование протопланетного облака связано с процессом формирования звезд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: