Экономическое развитие в 1964 – 1984 гг

Задание № __1__

Раздел 1. (Модуль 1) Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.

 Политическое развитие в 1964 – 1984 гг.

Используя текст учебника, а также приведённые ниже документы, ответьте на вопросы

   Документ №1.  Из доклада Л.И. Брежнева на XXVI съезде КПСС февраль 1981 г.

Товарищи! на XXV съезде был сделан вывод о том, что в период развитого социализма роль партии в жизни общества возрастает. Прошедшее пятилетие показало: вывод этот безусловно верен. Именно теперь, в свете впечатляющих достижений советского народа, еще глубже воспринимается известная ленинская формула: партия – ум, честь и совесть нашей эпохи. /Аплодисменты/.

Вместе с развитием нашего общества, изменением его социально-политического и культурного облика растет, крепнет, мужает партия коммунистов…

Документ № 2. Из речи Ш.Р. Рашидова по случаю визита Л.И. Брежнева в Узбекистан

Это счастье, что в наше сложное время партию и государство возглавляет такой прозорливый, мудрый, беспредельно преданный идеям коммунизма человек… Трудящиеся нашей республики безмерно счастливы… наш дорогой Леонид Ильич… Ваш труд – в индустриальных гигантах республики, в ее рукотворных морях и реках, в растущем благосостоянии народа. Выполнение ваших указаний было, есть и будет делом чести и высокой ответственности для коммунистов, всех трудящихся республики.

Документ № 3. Н.И. Рыжков, бывший член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР, секретарь ЦК КПСС о всевластии партийных инстанций

Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной. По сути, аппарат партии намертво срастился с государственным управлением. В Совет Министров частенько приходили на подпись постановления Совета Министров же, но подготовленные в ЦК…

Председатель Совета Министров никого из министров или своих замов без разрешения Политбюро уволить не мог, даже если те из рук вон плохо работали…

Все перепутано! Кто у кого в подчинении, кто за что отвечает, кто кем командует, кто у кого в сватах, и зятьях, в тестях – темны дела твои… чуть было не написал: Господи! А почему бы и нет? Хитрый муравейник на Старой площади в Москве и был обиталищем богов для всех, кто пахал землю, варил сталь или пытался сделать из покалеченного и дребезжащего механизма экономики нечто мало-мальски подвижное и производительное… Боги ни за что не отвечают. Партийные верха, диктуя и даже навязывая Совету Министров хозяйственные решения, никогда – подчеркиваю, никогда! – не отвечали за их выполнение. Все будет удачно – что ж, молодцы хозяйственники, медаль им на лацкан, а заодно и нам, скромным, тоже медаль. Не получилось – кара на головы исполнителей из Совмина или ведомства пониже, а нас пожурят за слабо проявленную бдительность.

 

Документ № 6. Из выступления Н.С. Хрущева в мае 1957 г.

Боязнь критики и самокритки присуща уходящим классам и их политическим партиям.

Документ № 7. Ф.М. Бурлацкий о стиле советского руководства

Брежнев по самой своей натуре, характеру образования и карьере… был типичный аппаратный деятель областного масштаба… Люди такого стиля не очень компетентны при решении содержательных вопросов экономики, культуры или политики. Но зато они прекрасно знают, кого и куда назначить, кого, чем и когда вознаградить. Леонид Ильич хорошо поработал, чтобы посадить на руководящие посты – в парторганизациях, в экономике, науке, культуре – проводников такого стиля, «маленьких Брежневых», неторопливых, нерезких, невыдающихся, не особенно озабоченных, но умело распоряжающихся ценностями.

2-й уровень на «4»

  1. На какие силы опирался Л.И. Брежнев, приходя к власти?
  2. Дайте оценку Л.И. Брежневу как личности и политическому деятелю. Каким образом его субъективные качества отразились на политике страны?
  3. На основании каких фактов можно сделать вывод о ресталинизации советского общества при Брежневе?
  4. Прочтите высказывание Н.С. Хрущева. Подтвердите или опровергните его, приведя примеры из общественной жизни СССР середины 60-х – начала 80-х гг. Что вы вкладываете в понятие «номенклатура»? Можно ли считать её правящим классом в СССР?
  5. Предшествующий перестройке период назван застоем или временем упущенных возможностей. Какое из этих определений кажется вам более точным? Почему? Обратите внимание на такую характеристику тогдашнего руководства, данную Ф.М. Бурлацким.
  6. На чем основывалась, на ваш взгляд, политическая стабильность в 70-80-е гг. Было ли это внешним проявлением спокойствия общества или имело какие-либо корни? Почему Л.И. Брежнев, в отличие от Н.С. Хрущева, сумел благополучно сохранить свою власть вплоть до самой смерти? Почему последние годы правления Л.И. Брежнева называли геронтократией? О чем это свидетельствует?
  7. Дайте характеристику Конституции СССР 1977 г. Как вы оцениваете приведенную в её преамбуле характеристику советского общества как «общества развитого социализма»? В чём смысл 6-й статьи Конституции? Почему понадобилось её включение в Основной Закон государства?

 

1-й уровень на «5»

  1. На основании биографии любого из участников событий указанного периода, оцените результат смены руководителей СССР.
  2. Сформулируйте одну из проблем, которую пришлось решать Л.И. Брежневу после прихода к власти. Каковы источники этой проблемы? Оцените эффективность её решения. Как эти решения повлияли на развитие советского общества? Оформите свои размышления как тезисы.
  3. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения, которые произошли в КПСС в 60-70-е гг.
  4. Оцените возможности Л.И. Брежнева отстранить от власти руководителей, мечтающих о реставрации сталинизма. Каким образом это было сделано? Составьте план доклада. Обоснуйте оценки.
  5. Для чего в период правления Л.И. Брежнева была разработана концепция «развитого социализма»? В чём суть этой концепции? Представьте результат в виде организационной диаграммы.

Задание № _2___

Раздел 1. (Модуль 1) Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.

Экономическое развитие в 1964 – 1984 гг.

Используя текст учебника, а также приведённые ниже документы, ответьте на вопросы.

   Документ №1.  Из выступления А.Н. Косыгина на заседании Совета Министров СССР 28 марта 1969 г.

Мы находимся на такой ступени, когда нужно подвергнуть критике те недостатки, которые имеют место в нашей экономической реформе, и наметить мероприятия, которые в дальнейшем были бы более совершенными и дали возможность выйти на более передовые позиции в промышленности и в области производительности труда, и в области новой продукции.

У нас до сих пор министерства не почувствовали полной ответственности за продукцию, которая удовлетворила бы народное хозяйство. Создается дефицит.

Этот вопрос очень сложный. Дефицит может создаваться различными путями, прежде всего может создаваться планом, те есть диспропорциями в плане…

…Затем мы никак не можем решить вопрос о том, чтобы заинтересовать наши объединения и директоров в том, чтобы они дрались за заказы. Они отбиваются от заказов, но не потому, что это всегда невозможно сделать. В большинстве случаев, они отбиваются потому, что чем больше заказов, тем хуже будут условия его деятельности, так как у него сразу пропадут все показатели. Он может дать больше продукции. Однако если он будет пользоваться всеми законами, то они идут против этого. Законы направляют его на борьбу против принятия заказов.

Документ № 2. Из воспоминаний бывшего работника ЦК КПСС Ф. Бурлацкого

Бовин как-то рассказал мне о разговоре, который произошёл на даче в Завидове, где готовилась очередная речь. Он сказал Брежневу о том, как трудно живется низкооплачиваемым людям. А тот ответил: «Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости, в период учебы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда – один себе. Так все и живут в стране». Да, верно говорится: рыба гниет с головы… Вспомним слова Сен-Симона, давно уже заметившего, что нации, как индивиды, могут жить двояко: либо воруя, либо производя.

Документ № 3. Академик А.Д. Сахаров о состоянии советской экономики

В порядке подготовки к обсуждению основных проблем развития международной политики нашей страны я попытался сформулировать ряд тезисов. Некоторые из них носят дискуссионный характер…

4. Экономические проблемы, управление, кадры:

А) Углубление экономической реформы 1965 г., увеличение хозяйственной самостоятельности всех производственных единиц, пересмотр ряда ограничительных положений в отношении подбора кадров, зарплаты и поощрения, системы материального снабжения и фондов, планирования, кооперирования, выбора профиля продукции, финансирования.

Б) В области кадров и управления. Принять решение по расширению гласности в работе государственных учреждений всех степеней в пределах, допускаемых интересами государства…

В) Мероприятия, способствующие расширению сельскохозяйственного производства на приусадебных участках колхозников, рабочих совхозов и единоличников – изменение налоговой политики, расширение земельных угодий этого сектора, изменение системы снабжения этого сектора сельскохозяйственной современной и специально разработанной техникой, удобрениями и др. Мероприятия, улучшающие снабжение села строительными материалами, топливом, расширение всех форм кооперативного хозяйствования на селе, изменение налоговой политики, разрешений найма рабочих и их оплата в соответствии с интересами дела, изменение системы материального снабжения села.

Г) Расширение возможностей и выгодности частной инициативы в среде обслуживания, в медицинском обслуживании, мелкой торговле, образовании и т.д.

 

2-й уровень на «4»

1. Объясните, почему в середине 60-х гг. в высшем политическом руководстве вновь возник вопрос о реформах.

2. Определите цели, задачи и направления реформ А.Н. Косыгина. Почему в годы 8-й пятилетки (1966-1970) СССР смог добиться наивысших успехов (8% прироста национального дохода ежегодно)?

  1. Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? С чем связано свертывание экономических реформ? Каким образом их дальнейшее осуществление отразилось бы на судьбах номенклатуры? Для ответа используйте фрагмент речи А.Н. Косыгина.
  2. В чём проявились застойные и кризисные явления в социально-экономическом развитии страны в конце 60-х – начале 80-х гг.?
  3. Назовите причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 70-х – начале 80-х гг.? В чем особенности развития научно-технической революции в нашей стране?
  4. Прочтите приведённый фрагмент памятной записки А.Д. Сахарова руководству СССР и дайте оценку перспективам реализации изложенных в ней положений.
  5. Определите характерные черты и укажите противоречия жизни народа в 60-80-е гг.

 

1-й уровень на «5»

1. Оцените последствия значительного импорта зерна для экономики СССР. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоящего времени. Составьте схему.

  1. На основании воспоминаний одного из участников событий, оцените результаты экономических реформ. Обоснуйте критерии оценки. Напишите резюме.
  2. Напишите авторский текст «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60-70-е гг.» (не более 500 слов)
  3. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появления этих проблем. Отобразите их в виде схемы.
  4. Сделайте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей по теме.

 

 

Задание № __3__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: