Методические рекомендации по составлению словарей (глоссария)

Словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

Юридический словарь – это словарь, служащий в качестве источника информации о терминах, применяемых в сфере юриспруденции.

Как правило, обучающиеся получают задание составить словарь терминов по конкретно заданной теме в рамках курса дисциплин, преподаваемых кафедрой уголовно-правовых дисциплин. В этом случае происходит систематизация знаний обучающихся ввиду активизации их самостоятельной работы с источниковой базой, а именно, с нормативно-правовыми актами, международными договорами и др.

В состав словаря должны включаться специальные слова и значения, которые являются узкопрофессиональными терминами криминологии. Значение слова должно раскрываться в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления. Нельзя требовать от составителя словаря сведения для всестороннего знакомства с самим называемым определением.

Определения слов должны охватывать те значения, которые официально установлены в нормативно-правовых актах. Авторские определения должны в обязательном порядке содержать указания на фамилию автора и источник их опубликования.

В процессе многовекового общения юридическая наука и практика усваивала слова иноязычного происхождения, в связи с этим при составлении словаря необходимо указывать происхождение слова.

Перед описанием терминов необходимо указать на используемые сокращения.

 

Методические рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям в интерактивной форме 

 

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся и взаимодействие обучающихся друг с другом. При интерактивном обучении в совместный активный процесс познания должны быть вовлечены практически все участники занятия. Совместная деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый участник вносит свой индивидуальный вклад в изучение и объяснение выбранного предмета, идет обмен знаниями, идеями, способами решения задач.

Проблемная лекция

Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению серьезной научной проблемы, определяющей тему занятия. При этом проблемные вопросы отличаются от информационных отсутствием готовой схемы решения. Проблемные вопросы – это вопросы, ответы на которые не содержатся ни в прежних знаниях обучающихся, ни в предъявляемой им информации (запись на доске, таблицы и т.п.) и вызывают интеллектуальные затруднения. Как правило, в каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, т. е. каждая лекция имеет в определенной мере проблемный характер.

Метод творческих заданий – это комплексный метод обучения, результатом которого является разработка предложений, создание какого-либо продукта. Результатом проекта или творческого задания является создание обучающимся пакета документов виртуальной организации.

Последовательность работы

Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии
Подготовка Определение темы и целей проекта
Планирование Определение источников информации Определение способов сбора и анализа информации Определение способа представления результатов (формы отчета) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса Распределение задач (обязанностей) между членами команды
Исследование Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
Результаты и выводы Анализ информации. Формулирование выводов
Отчет Форма представления результатов (отчета): устный отчет с демонстрацией материалов в виде презентации

 

Основные требования к выполнению задания:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Теоретическая проблема должна иметь конкретное решение, практическая — конкретный результат, готовый к использованию;

Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность обучающихся;

Структурирование содержательной части задания (с указанием поэтапных результатов);

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

1. определение проблемы и задач ее исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»),

2. выдвижение гипотез решения задач,

3. обсуждение методов исследования (статистических и экспериментальных методов, наблюдений и пр.),

4. сбор, систематизация и анализ полученных данных,

5. подведение итогов, оформление результатов, их презентация,

6. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Коллоквиум - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования педагогического работника с обучающимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: