В 1831г. В. Гюго создал роман «Собор Парижской Богоматери». В нём он обращается к средневековью – действие отнесено к XV веку. Но собственно исторического материала (события, герои, факты) в романе практически нет.
1) Концепция истории: историю Гюго толкует как борьбу вечных начал – Добра и Зла, Любви и Ненависти, Жестокости и Милосердия.
2) Исторические личности занимают второстепенное место, а главные герои – вымышленные персонажи. Именно с ними и связаны исторические обобщения автора.
3) Роман имеет чёткую и яркую композицию. Все события строятся вокруг любви к девушке Эсмеральде трёх героев - это архидьякон Собора Клод Фролло, звонарь Квазимодо, аристократ капитан Феб де Шатопер. Кроме этой существует ещё одна важная «линия» романа, связанная с «двором чудес» – парижским кварталом бедноты.
Центральная фигура романа – символический образ Собора, олицетворяющего Средневековье, Религию, Догму. Все герои романа так или иначе связаны с Собором, к нему ведут все сюжетные линии романа.
|
|
4) Важнейший принцип романа – принцип гротеска (термин Гюго). Контрасты, конфликты, антитезы выстраивают и композицию, и идеологию произведения. Характеры, образы тоже строятся на контрастах, (прежде всего это контраст внешнего и внутреннего).
5) Одной из центральных проблем романа становится критика религиозного фанатизма и аскетизма.
Историческая драма
Важнейшая сфера французской общественной и культурной жизни – театр.
Драматурги первой трети века: А.Дюма-отец, В.Гюго, А.де Мюссе, А.де Виньи
Как драматург Гюго разработал принципы романтического театра и реализовал их в серии пьес («Марион Делорм», «Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор» и «Рюи Блаз»):
1) Драма – самый современный и важный жанр в «историческую», конфликтную эпоху. Особенно значимым становится жанр исторической драмы.
2) Социальная и политическая проблематика драм. В и сторической форме демонстрируются современные автору проблемы.
3) Типичный конфликт: столкновение простолюдина, человека из третьего сословия (или даже вне официального общества) и «сильных мира сего» – аристократов. Другой вариант – конфликт «честных» дворян и тиранов. Герой выступает против несправедливости общества, но остаётся одинок.
4) Гюго сохраняет в своих драмах конфликт чувства и долга, «преувеличивает» страсти и характеры (следование классицистической модели).
5) Положительный герой часто выражает политические, моральные позиции автора.
6) Цель театра по Гюго – воспитывать, прокламировать современные и прогрессивные идеи.
III. Жанры американского романтизма
|
|
Основные формы – роман (представители Купер, Готорн, Мелвилл, Бичер-Стоу, Брет-Гарт и др.) и рассказ.
1. Ведущим жанром становится «короткий рассказ»/новелла, в котором сконцентрированы приметы американской идентичности и эстетические поиски. Одним из теоретиков и практиков жанра стал Э. По. Основные положения его эстетической теории (и теории рассказа) изложены в работах «Поэтический принцип», «Философия творчества», «Дважды рассказанные истории Готорна» (все – 1840-е гг.)
Произведения самого По принадлежат к типу романтической новеллы и почти все – к психологической разновидности жанра (новеллы).
Сам автор выделил одну жанровую модификацию – «логический рассказ» ( не детективный!! Понятия ещё не было)
«Логический рассказ» -разновидность жанра «короткого рассказа»/новеллы, разработанная Э. По и развитая в его творчестве. «Логический рассказ» стал прообразом, затем основой детективного жанра, в первую очередь, в его англо-саксонской традиции.
По теории Э. По, рассказ как жанр малой прозы вообще предпочтителен, так как краткость, лаконичность способствуют «целостности эффекта или впечатления», тем самым ведут к наиболее адекватному восприятию произведения. Всё в произведении должно быть подчинено этой цели, продумано и пропорционально выстроено. Этот рациональный подход сочетается у По с фантастическими, экзотическими, исключительными элементами.
К «логическому» жанру относятся 3 рассказа Э. По, объединённые фигурой сыщика-любителя Огюста Дюпена, к ним примыкает рассказ «Золотой жук», обыгрывающий типично американскую тематику (поиски клада).
В рассказах о Дюпене Эдгаром По «открыты» различные элементы, ставшие затем отличительными для детективного жанра в целом: в центре – криминальная тайна, которую гениальный сыщик разгадывает как математическую задачу, ядром разворачивания сюжета, таким образом, становится логический процесс, интеллектуальная игра; действие разворачивается «от конца» (с факта преступления – к его разгадке), позволяя читателю «разворачивать» клубок фактов самостоятельно; напряженность сюжетного действия, возникающая не только путём «нанизывания» деталей, но и с помощью возбуждения любопытства читателя; две основные фигуры – гения-интеллектуала, сыщика не по профессии, а по призванию, противопоставленного социуму, и его спутника-рассказчика, глазами которого даны действие и сам сыщик, обычного человека, с которым идентифицирует себя читатель.