1. Специализация нейронов
2. Основные моменты процесса научения
1. В связи с имевшимися в литературе данными о специфической связи активности отдельных нейронов с движениями, целью действия, местом и другими характеристиками поведения, в лаборатории В.Б. Швыркова была разработана экспериментальная модель, позволявшая дифференцировать связь нейрональной активности с каждым из этих аспектов поведения (модель пищедобывательного поведения у кроликов, которым для получения пищи из двух кормушек, расположенных в углах передней стенки квадратной клетки, требовалось нажимать на педали, которые были расположены в углах задней стенки той же клетки). На основании результатов был сделан вывод о специализации нейронов относительно определенных поведенческих актов, который лег в основу концепции системоспецифичности нейронов, утверждающей принадлежность любого нейрона только к одной функциональной системе.
Наряду со специализациями нейронов относительно отдельных систем поведенческих актов, таких как "подход к педали", "захват пищи", "нажатие педали",, также были обнаружены и другие специализации:
|
|
ü специализации нейронов относительно конкретных движений животного;
ü специализации относительно объединений актов, например, подход и нажатие педали.
2. В дефинитивном поведении циклически повторяющиеся взаимодействия организма со средой в виде адаптивных последовательностей поведенческих актов формируют отношения элементов опыта. За счет воздействия среды эти последовательности могут быть прерваны. В соответствии с имеющимся опытом вместо запланированного акта в таком случае реализуется ориентировочное поведение, сменяющееся следующим приспособительным актом. При многократном повторении такого воздействия происходит привыкание, т. е. сокращение перерыва в последовательности вплоть до его полного исчезновения. В случае, когда "информационное" воздействие среды сопряжено с "подкрепляющим" в виде разрушающего воздействия либо появляющейся возможности удовлетворения "мотивированного" состояния, после ориентировочного совершается поведенческий акт, не входивший ранее в эту последовательность. При многократном повторении фиксируется новая последовательность смены поведенческих актов и обеспечивающие ее осуществление отношения элементов опыта.
Собственно научение, заключающееся в формировании нового элемента индивидуального опыта, начинается с возникновения проблемной ситуации, когда организм не может достигнуть желаемого результата за счет использования имеющихся в опыте функциональных систем. На нейрональном уровне этому соответствует длительное рассогласование метаболических потребностей клеток и синаптического притока. Это приводит к одновременной актуализации множества функциональных систем.
|
|
Такая актуализация приводит в поисковом поведении к новым последовательностям поведенческих актов и изменениям набора прасистем, то есть пробным соотношениям организма со средой.
За счет имеющегося опыта поведения индивида в проблемных ситуациях этот набор не случаен, а подчинен опыту генерации успешных проб, накопленному индивидом:
• в случае неудачи состояние повышенной актуализации множества систем сохраняется и происходит генерация следующей пробы;
• в случае же успеха полученный результат снижает общий уровень актуализации систем, видимо, за счет частичного удовлетворения метаболических потребностей нейронов.
После ряда успешных проб происходит исключение лишних конкурирующих альтернатив и окончательно складывается новая функциональная система поведенческого акта. Она имеет вид определенной организации?' актуализированных ранее сформированных систем и "добавки" группы специализированных нейронов, представляющих вновь сформированный' элемент опыта в памяти организма. Эта "добавка" обеспечивает консолидацию кооперативного ансамбля, необходимого для достижения данного результата.
Одновременно в силу включения нового акта в последовательность имевшихся поведенческих актов формируются отношения нового элемента опыта с уже имевшимися в памяти организма.
Использованные источники: Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 334, 341.