Глава 5. Практический материал для работы с временным детским коллективом

 

Загадки на летнюю тематику

 

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я – …

(лето)

***

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает?

(лето)

***

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(солнце)

***

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей.

(солнце)

***

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(солнце)

***

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все…

(солнце)

***

На улице рубашка,

В избе рукава.

(луч солнца)

***

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.

(роса)

***

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

солнца белые лучи.

(ромашка)

***

Над лугом парашютики

Качаются на прутике.

(одуванчик)

***

Летит огненная стрела.

Никто ее не поймает:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(молния)

***

Летом – снег!

Просто смех!

По городу летает,

Почему же он не тает?

(пух с тополей)

***

В синем небе,

Как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека

Как зовут их?…

(облака)

***

Сыплется из туч горох,

Прыгает к нам на порог.

С крыши катится он в сад.

Что такое? Это – …

(град)

***

 

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям течет…

(река)

***

Хочешь

– В воду ты ныряй,

Хочешь

– На песке играй.

Сколько замков

Здесь создашь!

Что это за место?…

(пляж)

***

Солнце вечером заходит,

В небе кисточкой проводит.

Уходить не хочет зря.

Остается след – …

(заря)

***

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(кузнечик)

***

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(кузнечик)

***

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

***

Над цветком порхает, пляшет.

Веерком узорным машет.

(бабочка)

***

Он качели и кровать,

Хорошо на нем лежать,

Он в саду или в лесу

Покачает на весу.

(гамак)

***

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

***

Как кровь, красна.

Как мед, вкусна.

Как мяч, кругла,

Мне в рот легла.

(вишня)

***

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли.

(цветок колокольчик)

***

Было зеленое платье – атласное,

Нет, не понравилось – выбрала красное,

Но надоело также и это,

Платье надела синего цвета.

(слива)

***

Я – капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

(земляника)

***

Сперва блеск,

За блеском Треск,

За треском – Блеск.

(гроза)

***

Живут сестра и брат:

Одну всякий видит,

Да не слышит,

Другого всякий слышит,

Да не видит.

(молния, гром)

***

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(молния)

***

После дождя бывает,

полнеба закрывает.

Дуга красивая, цветная,

Появится, затем растает.

(радуга)

***

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти.

(радуга)

***

Поднялись ворота – всему миру красота.

(радуга)

***

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный …

(василек)

***

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(гусеница)

***

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

***

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(удочка)

***

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид – похож на мяч.

(арбуз)

***

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

ягоды сорвешь –

Всю руку обдерешь.

(крыжовник)

***

Две сестры:

Летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая зеленеет.

(смородина красная и черная)

***

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(василек)

***

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(яблоко)

***

Теплый, длинный-длинный день,

В полдень – крохотная тень,

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника,

Что за месяц, подскажи-ка?

(июнь)

***

Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета,

Что, скажи, за месяц это?

(июль)

***

Этот месяц жаркий

Дарит всем подарки:

Сливы, яблоки и груши,

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он – последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то.

(август)

***

Не моторы, а шумят.

Не пилоты, а летят.

Не змеи, а жалят.

(осы)

***

Не зверь, не птица, носок как спица.

Летит – пищит, сядет – молчит.

(комар)

***

Золотое решето

Черных домиков полно.

(подсолнух)

***

Посадили зернышко – вырастили солнышко.

(подсолнух)

***

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(крапива)

***

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде.

(волны)


 


Календарь знаменательных дат

Памятными датами называют дни, которые повлияли на судьбы конкретных исторических личностей, или те, в которые происходили интересные события, оставшиеся в людской памяти и сыгравшие не последнюю роль в формировании культурных, исторических или иных ценностей.

 

ИЮНЬ

01 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей-жертв агрессии

5 июня – Всемирный день окружающей среды. День эколога.

6 июня – Пушкинский день России.

8 июня – День социального работника.

12 июня – День России.

22 июня – День памяти и скорби.

23 июня – Международный олимпийский день.

25 июня – День изобретателя и рационализатора. День дружбы и единения славян.

26 июня – Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

27 июня – День молодежи России.

 

ИЮЛЬ

3 июля – День ГИБДД.

8 июля – День семьи, любви и верности.

10 июля – День российской почты.

17 июля – День Металлурга.

24 июля – День работника торговли.

28 июля – День PR-специалиста.

АВГУСТ

2 августа – День Воздушно-Десантных войск (ВДВ).

7 августа – День Железнодорожника.

12 августа – День Военно-Воздушных Сил (ВВС).

14 августа – День Строителя.

22 августа – День Государственного флага РФ.

27 августа – День российского кино.

Легенды и притчи

В каждом лагере обычно бывают свои легенды, связанные с названием, местонахождением лагеря, но есть легенды, которые можно рассказывать в любом лагере.

Ниже предлагаем вам некоторые из них.

«Закон поднятой руки». Когда-то давным-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнит, из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и люди убивали друг друга. Никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что это сочли бы за трусость, а никто не хотел быть трусом. Ведь трусов и в том, и в другом племени наказывали жестоко: им простреливали ладонь правой руки...

И продолжали гибнуть горячие и самые молодые, самые смелые и здоровые, самые красивые. И обоим племенам грозило вырождение.

И вот тогда один старый и мудрый человек сказал: «Люди, вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука, и если вы сочтете, что это трусость, вы можете стрелять, но прежде выслушайте». И он предложил заключить мир и отправился с этим предложением в другое племя, вытянув вперед правую руку. Вот так был рожден закон правой руки, который гласит: «Люди! Я хочу сказать вам что-то важное. Вот вам моя правая рука. Если вы сочтете мое предложение недостойным, то можете стрелять, но прежде выслушайте».

«Легенда о разбитом вожатском сердце». На одной из смен был в лагере замечательный отряд. Казалось бы, ничего особенного, ведь в нем собрались самые обычные ребята, но они настолько сдружились за непродолжительную лагерную смену, что стали одной семьей, и не представляли ни одной минуты в разлуке.

В этом отряде был Вожатый. Именно он был центром этой ребячьей семьи, именно благодаря ему в отряде царили Добро, Дружба, Понимание и Взаимопомощь. Вожатый очень любил свое дело, работа с ребятами была смыслом его жизни, счастьем его души. Каждый вечер весь этот отряд вместе с Вожатым собирался в очень красивом месте на берегу реки, которое ребята сами нашли для себя и украсили, чтобы это было действительно Их место, где всем было бы уютно и хорошо. Каждый вечер они проводили здесь «огонек», разговаривали, пели песни у костра...

К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Подошла к концу и их смена. Пришло время возвращаться домой. В последний раз отряд собрался на своем любимом месте. И в этот момент прощания все ребята, не сговариваясь, дали обещание собираться здесь, на этом месте, каждый год в день окончания их смены...

Ребята уехали в город. Вожатый остался в лагере. Всех их закрутили свои повседневные заботы. Но никто не забывал о данном обещании, и через год все они собрались на своем отрядном месте. Ребята провели вместе целый день, рассказывали о том, как они прожили прошедший год...

Еще через год ребята пришли не все. Кто-то не смог из-за каких-то дел. На следующий год ребят пришло еще меньше. Потом – еще меньше... И вот наступил день, когда на берег реки пришел один Вожатый. Он ждал весь день, но никто из ребят не появился. И тогда Вожатый понял, что вся его вера в Настоящую Дружбу оказалась просто вымыслом, сказкой, которая не выдержала испытания разлукой... Сердце Вожатого не могло вынести убийства его веры, его идеалов. Вожатый упал на влажный прибрежный песок и умер. Из его груди выкатилось его горячее сердце, от пережитого разочарования оно раскололось, а от соприкосновения с ледяными волнами озера окаменело. И с тех пор на берегу реки лежит камень, который называют Разбитым Сердцем...

«Легенда о пионерском галстуке». Это было давно. На далёком острове жили люди: дети и взрослые. Жили они трудно. Взрослые работали с утра до вечера, борясь, кто как мог, с нуждой, а дети играли в свои игры, которые, правда, больше походили на ссоры и разборки взрослых.Но постепенно ребята стали понимать, что так жить нельзя. А как жить, как сделать жизнь свою и своих близких лучше, они не знали.

И вот однажды, когда все они сидели у костра, откуда-то появился старец с длинной, седой бородой. Он подошёл к ребятам, долго слушал их разговоры и споры, а потом сказал: «Ваша жизнь пуста и никчёмна потому, что у вас нет мечты».

«У нас есть мечта, даже много!»,– возразили ребята.

«Я знаю всё, о чём вы мечтаете», – ответил старик. «Все ваши мечты мелки и всё в них лишь для себя. Настоящая же мечта, большая, светлая – это то, что принесёт радость и счастье всем!».

«Но что это за мечта, и как её найти?», – спросили ребята.

«Надо искать. Впрочем, вот что я вам скажу: когда-нибудь к вашим берегам приплывёт корабль с алыми парусами. Этот корабль и эти паруса помогут вам», – ответил старик и исчез.

Прошло много дней. И вдруг, однажды, ребята увидели, что к берегам их острова приближается корабль с алыми парусами. Он подходил всё ближе и ближе… Но вдруг разразилась страшная буря. Она продолжалась всю ночь. А когда утром ребята пришли на берег, они нашли там лишь выброшенные бурей мачты с алыми парусами. Горю ребят не было предела, ведь теперь они не смогут найти ту, самую важную свою мечту. Они стояли и горько плакали. И вдруг снова появился тот самый мудрец. Он сказал: «Не плачьте! Это волшебный корабль, и он не погиб. Я же открою вам тайну. Самая главная мечта всех людей – сделать жизнь вокруг добрее, чище, красивее. Но за такую мечту приходится бороться. А получится ли это, зависит только от вас!». И он снова исчез.

Ребята задумались над словами старого мудреца. Они дали клятву жить так, чтобы эта мечта стала былью. А самый старший мальчик предложил: давайте разрежем паруса на треугольники и будем носить их как символ верности нашей большой мечте. И они повязали эти треугольники как галстуки себе на шеи.

Шло время. И, трудясь вместе со взрослыми во имя того, чтобы жизнь людей становилась краше, чище и добрее, ребята всё чаще вспоминали слова старика. Жизнь в труде и в борьбе приучила их помогать друг другу, научила дружить, сострадать людям, чувствовать их беды и радости, помогать им. Ребята поняли, что мечтать – это значит действовать. И тех, кто жил такой жизнью, они назвали пионерами, то есть первыми, первопроходцами. А красные галстуки они продолжали носить как символ верности своей мечте, как символ борьбы за неё. Отсюда и пошли красные пионерские галстуки.

«Легенда о гитаре». Жили на свете бездомные, но очень талантливые люди. Не было у них ни денег, ни крыши над головой. В один из хмурых осенних вечеров им надоело бродить по земле, и они решили отправиться в путешествие по морю. Построили корабль и отправились в путь. В море они ловили рыбу и продавали ее в портах. Теперь они могли безбедно жить и ни о чем не заботиться.

Но однажды они не заметили, как погрузились в прекрасный крепкий сон. Заснул и капитан, руки его разжались и выпустили штурвал. Внезапно налетела буря, огромная волна захлестнула суденышко. Его снесло на рифы и разбило в щепки. Путешественники очутились в воде и в панике начали спасаться. Один из потерпевших крушение оказался на суше раньше других и развел костер, чтобы высушить одежду. И вдруг он увидел, как лазурная волна вынесла на берег непонятную деревянную штуковину с металлическими нитями. Человек хотел уже бросить ее в костер, но нечаянно задел за нити и был поражен удивительной чистоты звуком. Этот странный и необычный предмет как бы отражал все стихии: корпус – землю, нити (cтpyны) – воду, звук – воздух, а руки, на нем играющие – сам огонь. Человек попробовал играть на этом инструменте, и у него получилось. Его игру услышали остальные путешественники, и тихая музыка помогла им найти дорогу к огню. В этот счастливейший вечер они решили назвать инструмент ласковым словом «гитара». И потом, через многие годы гитара помогала путешественникам открывать новые земли, страны, города, влюбленным – встречаться, врагам – мириться, а пионерам – еще крепче дружить. Они сочинили различные легенды, песни, и гитара стала частью их жизни, их символом.

Легенда «Две свечи». «Жаль мне тебя», – сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. – Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены».

Ответила горящая свеча: «Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю, и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаза ребёнка на праздничной ёлке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя – огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя? Право, "лучше гореть, нежели почивать", потому что в горении жизнь, а в спячке – смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрёшь, не начав. А жизнь пройдёт мимо». Так говорили две свечи.

«Притча о мухе и пчеле»

Спросил как-то комар муху:

- Есть ли здесь в окрестности цветы?

- Насчет цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. – А вот консервных банок, навоза, нечистот в канавах полным-полно.

И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать.

Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу.

- Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь помойки? – спросил он у нее.

- Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов.

И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты.

Вот почему так важно правильно выбирать себе друзей.

«Притча о двух друзьях в пустыне»

Притча о дружбе, которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришел в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: