Кафедра психологии
Т.Б. Ильина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки 37.00.00 «Психологические науки»
Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности»
Донецк-2016
Донецкий национальный университет
Кафедра психологии
Т.Б. Ильина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки 37.00.00 «Психологические науки»
Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности»
Донецк-2016
ББК 88я73
І 46
Ильина Т.Б. Методические рекомендации к изучению учебного курса «Общая психология». Специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности». – Донецк, 2016. - 164 с.
Методические рекомендации подготовлены Т.Б. Ильиной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Донецкого национального университета.
Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «Общая психология» предназначены в помощь студентам специальности «Психология служебной деятельности» для освоения содержания курса, общих понятий, терминов, психологических принципов и теорий.
|
|
В рекомендациях представлены основные вопросы курса (лекционные, семинарские), задания для самостоятельной работы, тесты, творческие задания, вопросы для самоконтроля и др.
Рекомендовано к печати кафедрой психологии ДонНУ, протокол №1 от 30.08.2016.
Рецензенты: Яновский М.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДонНУ.
Вилюжанина Т.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии и психотренинговых технологий Донбасской юридической академии.
ВВЕДЕНИЕ
«Общая психология» - это фундаментальная теоретическая дисциплина, которая занимает центральное место в подготовке психолога. В структурно-логической схеме она выступает основой для изучения других психологических дисциплин. Основная цель курса – овладение научным понятийным аппаратом, основными психологическими теориями, закономерностями функционирования психических явлений, обретение первоначальных рефлексивных навыков.
В процессе изучения курса, как показывает практика, студенты сталкиваются с рядом трудностей.
Прежде всего, необходимо отметить, что в психологии очень трудно выделить первичные и вторичные знания. Любое психическое явление в скрытом виде (имплицитно) представляет всю психическую жизнь человека в присущих ей процессах, состояниях, свойствах, в зависимости от социального и материального окружения и т.п. Поэтому сразу нужно осмыслить и принять следующую особенность предстоящей работы: любая тема, с которой ни начиналось бы изучение психологии, вынуждает преподавателя, ведущего этот курс, пользоваться теми терминами и иллюстративными примерами, которые полно и всесторонне студент сумеет понять только впоследствии.
|
|
Еще одну трудность представляет собой обиходное употребление ряда терминов, которыми пользуется психология как наука. Такие понятия, как личность, общение, деятельность, чувства, память, мышление, речь и т.п. активно используются в повседневном обиходе. Это создает иллюзию знакомости тех явлений, которые предстоит изучать, ощущение ненужности и бесполезности науки, которая «учит тому, что и так хорошо известно». Однако, во-первых, научный и житейский смысл многих понятий нередко не совпадает. Например, мы говорим «чувства», а психолог поправляет – «ощущения», не разводим между собой задатки и способности, и т.д. Поэтому даже студенты, сдающие экзамен по психологии, вкладывают в одни и те же слова различное содержание, а имеющийся у них эмпирический опыт вступает в противоречие с теоретическими знаниями, мешает их осмыслить и понять.
Еще одной трудностью является так называемый «терминологический шок»: множество авторских подходов, теорий, представление о психическом как о системе создает впечатление, что в таком количестве терминов и определений вообще невозможно разобраться. Однако эти трудности преодолимы стоит лишь прибегнуть к следующему простому приему. В случае возникновения соответствующего затруднения нужно сказать себе: «Этот термин мне пока еще до конца непонятен. У меня еще просто недостаточно знаний для полного его осмысления. Но в ходе дальнейшего изучения психологии у меня будет возможность полнее в нем разобраться. Меня не пугают сложные и непривычные звучания новых слов, терминов, определений – за каждым из них стоит моя собственная жизнь, в ее каждодневных проявлениях, знакомый мне из личного опыта смысл».
Курс состоит из 4 модулей. В первом «Введение в общую психологию» мы пытаемся подвести студентов к некоторым основным проблемам психологии через историю развития взглядов на предмет психологии. Такой исторический подход вовлекает в «главную» загадку психологии – что и как она должна изучать, каково соотношение индивидуального и личностного, приучает корректно относиться к существующим теориям и взглядам, понимая их относительную истинность и неизбежность развития.
Во втором модуле рассматриваются фундаментальные теории школы Выготского-Леонтьева. Обращение к этим темам осуществляется по «радиальному принципу», т.е. от общей теоретической основы (теория деятельности) – к разным не обязательно непосредственно связанным между собой проблемам (гипотеза о происхождении психики, культурно-историческая теория, спор Выготского-Пиаже и др.).
Третий модуль непосредственное продолжение второго, посвящен проблемам индивидуальности, которые рассматриваются с позиции теории деятельности. Темы этого модуля интенсивно разрабатываются в современной психологии и имеют важные практические выходы, а также соответствуют личным познавательным потребностям студентов: многие из них пришли в психологию, чтобы научиться понимать себя и других. Эти их стремления, конечно, должны найти поддержку в учебном процессе, и чем раньше, тем лучше.
В четвертом модуле рассматриваются особенности познавательных процессов и отношений человека. Студенты должны понять, что все психические явления – это единая система, а их разделение – научная абстракция.
В процессе изучения курса знакомим студентов с именами наиболее известных психологов прошлого и настоящего, с отдельными моментами их личной и научной биографии. Это пробуждает эмоциональное отношение к психологии. При изучении курса достаточно часто обращаемся к оригинальным текстам, первоисточникам. Несколько тем раскрываются путем прямого анализа научного наследия автора. Среди них – концепция развития Высших психических функций Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, психологии индивидуальных различий В.С. Мерлина и др.
|
|
По изучении курса «Общая психология» студенты должны знать:
- содержание основных психологических научных терминов и понятий;
- основные этапы развития психологии как науки;
- основные отечественные психологические теории;
- закономерности развития и особенности проявления психических явлений.
Уметь:
- ориентироваться в первоисточниках и персоналиях;
- подбирать литературу по соответствующей теме;
- находить примеры психологической реальности в повседневной жизни;
- обладать навыками первичного рефлексивного анализа собственных состояний, действий и поступков.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | |||||||||||
Дневная форма | Заочная форма | |||||||||||
всего | В том числе | всего | В том числе | |||||||||
л | п | лаб | с.р | л | п | лаб | с.р | |||||
Модуль 1. Введение в общую психологию | ||||||||||||
Тема 1. Предмет и задачи психологической науки и практики | 36 | 12 | 4 | 20 | 36 | 4 | 2 | 30 | ||||
Тема 2. Психология личности | 46 | 6 | 4 | 36 | 46 | 4 | 2 | 40 | ||||
Тема 3. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности | 48 | 10 | 4 | 4 | 30 | 48 | 4 | 2 | 42 | |||
Всего по модулю 1 | 130 | 28 | 12 | 4 | 86 | 130 | 12 | 6 | 112 | |||
Содержательный модуль 2. Основные теоретические достижения психологии | ||||||||||||
Тема 4.Психологическая теория деятельности | 48 | 10 | 4 | 4 | 30 | 48 | 4 | 2 | 42 | |||
Тема 5.Происхождение и развитие психики в филогенезе | 56 | 10 | 4 | 2 | 40 | 56 | 4 | 2 | 50 | |||
Тема 6. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе | 54 | 12 | 6 | 4 | 32 | 54 | 4 | 2 | 48 | |||
Всего по модулю 2 | 158 | 32 | 14 | 10 | 102 | 158 | 12 | 6 | 140 | |||
Модуль 3. Уровни психологического отражения. Становление индивидуальности
| ||||||||||||
Тема 7.Психология сознания и несознаваемых психических процессов | 52 | 10 | 4 | 4 | 34 | 52 | 2 | 2 | 2 | 46 | ||
Тема 8. Направления научной психологии в Западной Европе и США | 54 | 14 | 10 | 30 | 54 | 2 | 4 | 48 | ||||
Тема 9. Индивидуальность и жизненный путь личности | 92 | 30 | 12 | 4 | 46 | 92 | 2 | 4 | 86 | |||
Всего по модулю 3 | 198 | 54 | 26 | 8 | 110 | 198 | 6 | 10 | 180 | |||
Модуль 4. Человек во взаимодействии: познавательные процессы, отношения | ||||||||||||
Тема 10. Психология познавательных процессов | 118 | 40 | 12 | 6 | 60 | 118 | 10 | 6 | 6 | 96 | ||
Тема 11. Психология отношений человека | 44 | 20 | 6 | 6 | 12 | 44 | 10 | 4 | 4 | 26 | ||
Всего по модулю 4 | 162 | 60 | 18 | 12 | 72 | 162 | 20 | 10 | 10 | 122 | ||
Всего часов по дисциплине | 648 | 174 | 70 | 34 | 370 | 648 | 50 | 32 | 12 | 554 |
МОДУЛЬ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.