План:
1. Понятие и содержание конфликта.
2. Виды конфликта.
3. Функции конфликта.
4. Причины конфликтов.
5. Возникновение, структура и динамика конфликта.
Понятие и содержание конфликта
Не существует единого определения конфликта. В различных научных дисциплинах, у разных учёных можно найти отличающиеся друг от друга определения. Так, психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне.
Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.
Социологи, для которых привычнее выделять социальные отношения, больше склонны характеризовать конфликт, прежде всего как предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызываемое противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоёв, классов, наций, государств.
|
|
Специалисты по вопросам управления чаще определяют конфликт как универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоления противоречий и ограничений в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и их сообществами.
Обобщая понятия о конфликте рассмотренные ранее, конфликтологи предлагают следующее определение:
«Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон».
Виды конфликта
В специальной литературе по психологии конфликта упоминаются различные виды конфликтов, например связанные с различными сферами общественной жизни: социально-экономические, этнические, политические, религиозные, правовые, семейные, социально-бытовые и т.п. Один и тот же конфликт может быть охарактеризован по различным основаниям. Наиболее известной является классификация конфликтов в организации, которая позволяет более системно рассматривать виды конфликтов. Конфликты могут различаться:
1. По источникам и причинам возникновения: объективные и субъективные, организационные, эмоциональные и социально-трудовые, деловые и личностные.
2. По коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные.
|
|
3. По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.
4. По функциональной значимости: позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные, созидательные и разрушительные.
5. По формам и степени столкновения: открытые и скрытые, спонтанные, инициативные и спровоцированные, неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности.
6. По масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные, скоротечные и долгосрочные.
7. По способам урегулирования: антагонистические и компромиссные, полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству.
Также в работах по психологии конфликта можно найти указания на следующие виды конфликтов:
Структурный конфликт – возникает из-за несовершенства управления, неправильного распределения обязанностей, неравной загруженности работников при одинаковой зарплате. Ответственность за такие конфликты ложится на администрацию предприятия.
Ролевой конфликт – возникает из-за сложности совмещения двух или более социальных ролей. Например, матери и жены, с одной стороны, и выполнения служебных обязанностей в качестве директора предприятия – с другой стороны.
Ресурсный конфликт – возникает из-за нехватки каких-либо благ и отсюда появления проблем в их распределении, которое может быть несправедливым или казаться таковым.
Межличностный конфликт – возникает между двумя сотрудниками или членами какой-либо организации по разным причинам (взаимная неприязнь из-за различия в психическом складе, жизненных ценностях, социальном статусе, культуре и т.п.).
Функции конфликта
На современном этапе развития психологии конфликта чётко выражены две тенденции: 1) осуждение враждебных противоборств на любом уровне и 2) признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми.
Одна из основных функций конфликта – достижение интегрирующего людей эффекта.
Важнейшая функция конфликта – активизация социальных связей (придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности).
К существенным функциям конфликта относится сигнализация об очагах социальной напряженности.
Конфликт значим и как средство инновации, содействия творческой инициативе.
Весьма значима и такая функция конфликта, как трансформация (преобразование) межличностных и межгрупповых отношений.
Конфликт, как правило, расширяет возможности получения информации о состоянии организации, качествах людей, занятых совместной деятельностью.
И ещё на одну немаловажную функцию конфликта следует обратить внимание – на профилактику (предотвращение) разрушительных противоборств.
Причины конфликтов
Любая организация не может существовать и исполнять свои социальные функции без той или иной степени внутренней напряжённости, межличностных и межгрупповых столкновений, т.е. без конфликтов и, следовательно, деятельности по их разрешению. Питательной средой конфликтного противостояния, или причинами в их обобщённом виде, могут быть:
- условия хозяйствования, стечение неблагоприятныхдля деятельности организации обстоятельств;
- проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами;
- структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации;
- эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.