Тема 14. Контрперенос

Общее понятие контрпереноса. Краткая история термина. Признаки контрпереноса в психоаналитической клинической практике. Проявления контрпереноса. Классификация контртрансферных реакций (согласующийся, дополнительный контрпереносы, виды контрпереноса в зависимости от точки фиксации на определенной стадии психосексуального развития, с точки зрения объектных отношений, с точки зрения структурной модели психики, эмпатический, уникальный, ситуационный, характерологический, анаклитический контрперенос). Полезный и препятствующий контрперенос. Некоторые технические проблемы обращения и использования контрпереносных реакций.

Тема 15. Сопротивление.

             Общее понятие сопротивления. Краткая истории термина. Проявления сопротивления в клинической практике. Классификация сопротивлений (в соответствии с источником сопротивления, с точками фиксации на определенной фазе психосексуального развития, с типами защиты, с диагностическими категориями, сопротивления переноса). Техника работы с сопротивлением.

 

Тема 16. Границы в психоанализе.

 

         Понятие внешних границ клинического психоанализа (сеттинг). Понятие внутренних границ клинического психоанализа (отношения в переносе, реальные отношения, рабочий альянс, контрпереносные взаимодействия). Влияние сеттинга на процесс установления внутренних границ психотерапии. Влияние уровня патологии и диагностической категории пациента на внешние и внутренние границы терапии. Влияние внутренних границ психотерапевта на психоаналитический процесс. Нарушения терапевтических границ со стороны пациента. Пересечения и нарушения границ со стороны терапевта и их последствия.

 

Тема 17. Работа со сновидениями.

 

         Функции и роль сновидений в психоаналитической терапии (диагностическая ценность, терапевтический прогноз, свидетельства о наличии переносных реакций, о наличии и качестве динамики терапии, о наличии и специфике сопротивления и т.д.) Важные практические моменты работы со сновидением.

 

 

Тема 18. Окончание терапии.

 

         Признаки окончания психоаналитической терапии. Техника проведения заключительных сессий. Переносные и контрпереносные реакции при окончании терапии. Влияние факта окончания психоаналитической терапии на границы психоаналитической пары аналитик-пациент.

 

Раздел 3. Особенности психоаналитической техники в зависимости от уровня патологии.

Тема 19. Особенности психоаналитической терапии при работе с психотической патологией.

Основные характеристики патологии психотического уровня. Техника психоаналитической работы и особенности контрпереноса при работе с психотическими пациентами. Трудности и проблемы работы с психотической патологией.

 

Тема 20. Особенности психоаналитической терапии при работе с пограничной патологией.

Основные характеристики патологии пограничного уровня. Техника лечения и особенности контрпереносных реакций при работе с пограничными пациентами. Трудности и проблемы работы.

Тема 21. Особенности психоаналитической терапии при работе с невротической патологией.

Основные характеристики патологии невротического уровня. Техника работы и особенности контрпереносных реакций при работе с невротическими пациентами. Трудности и проблемы работы.

 

В. По времени проведения курса

     Учебная дисциплина «Клинический психоанализ» изучается на 5-м курсе в  9-м семестре.

Г. Текст лекций

Краткий текст лекций представлен в приложении; основные термины по курсу представлены в разделе «Глоссарий».

 



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.3.1. Список литературы:

а) основная литература:

 

1. Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа. М., КОГИТО-центр, 2003.

2. Дж..Коттлер. «Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами», «Питер», 2002. – 353 с.

3. З.Фрейд. «Введение в психоанализ», Азбука-классика, 2009 г. – 416 с.

4. З.Фрейд. «Психоаналитические этюды», Изд. «Попурри», 2010 г. – 618 с.

5. Куликов А. И. профессиональное выгорание и контрперенос. Вестник психоанализа, 2007, № 1.

6. Лейбин В. М. Психоанализ. Учебник для вузов. СПб, Питер, 2005.

7. Ральф Р. Гринсон. «Техника и практика психоанализа», Когито-Центр, 2010 г.

8. Решетников М. М. Трудности и типичные ошибки начала терапии. СПб, ВЕИП, 2009.

9. Рождественский Д. С. Начало психоаналитического процесса. Уч. пособие. СПб, Б и К, 2006

10. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. Academia, 2010.

11. Ф. и Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития», «Когито-Центр, 2006 г.

12. Фрей Ш. Психоанализ дестких неврозов.2007

13. Ш.Роут. «Психотерапия. Искусство постигать природу», Москва, «Когнито-Центр», 2002.

 

б) дополнительная литература:

1. З.Фрейд. «О клиническом психоанализе», «Медицина»,1992.

2. Ч.Райкрофт. «Критический словарь психоанализа», Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.

3. Р.Урсано и др. «Психодинамическая психотерапия», РПА,1992.

4. Дж.Сандлер и др. «Пациент и психоаналитик», Изд. Смысл, 1997 – 200 с.

5. П.Кейсмент «Обучаясь у пациента», Воронеж, 1995.

6. М.Канн «Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения», Б.С.К., СПб,1997.

7. А.Кемпиньский «Познание больного», Минск, «Высшая школа», 1998.

8. Н.Мак-Вильямс. «Психоаналитичесая диагностика», Москва, «Класс», 1998

9. «Знаменитые случаи из практики психоанализа», Москва, «REFL-book», 1995.

10. «Современная теория сновидений», АСТ, «REFL-book», 1999.

11. Ч.Кранер. «Мастерство психотерапии», «Питер», 2003.

12. Жан Поль Сартр. «Фрейд», Москва «ФОЛИО», 2001.

13. Р.Дадун. «Фрейд», Москва, 1994.

14. Л.Флем. «Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов», Москва, «Молодая гвардия», 2003.

5. О.Кернберг. «Тяжелые личностные расстройства», Москва, «Класс», 2002.

15. О. Кернберг. «Агрессия при расстройствах личности», Москва,»Класс», 1998.

16. М.Кляйн. «Зависть и благодарность», Б.С.К., СПб, 1997.

17.  М.Кляйн и др. «Развитие в психоанализе», Москва, «Академический проект», 2001..

18. Р.Шпиц. «Первый год жизни», Москва, 2000.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: