Примерный перечень тем курсовых работ

(ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОПК-5, ПК-2, ПК-6)

1. Направления и механизмы формирование правовой культуры в условиях углубления культурно-цивилизационных различий.

2. Общественный контроль в российском государстве.

3. Пути совершенствования правовой системы Российской Федерации.

4. Правовая норма как социальная ценность: анализ современных источников.

5. Анализ правовых ценностей современной России.

6. Эффективность современной правовой политики.

7. Формирование правовой культуры в условиях модернизации России.

8. Особенности взаимодействия источников права (анализ современных теорий).

9. Способы восполнения пробелов в современном законодательстве: вопросы теории и практики.

10. Саморегуляция как свойство правовых систем современности.

11. Функции норм права.

12. Социально-правовой механизм обеспечения свобод личности в современной России.

13. Теория права, социология и философия права.

14. Правовые основы функционирования гражданского общества в условиях глобализации.

15. Решения европейского суда в системе источников права России и Западной Европы (сравнительно-правовой анализ).

16. Личность как субъект права в правовых семьях (сравнительно правовой анализ).

17. Правовой нигилизм (обзор научных источников за 2015 г.).

18. Соотношение права и нравственности: современные проблемы.

19. Современные функции государства по материалам современных юридических журналов.

20. Современное понятие и признаки государства по материалам современных юридических журналов.

21. Законность и усмотрение в англо-саксонской правовой семье.

22. Реализация принципа взаимной ответственности государства и личности.

23. Юридическая фикция.

24. Роль доктрины в современном праве России и Западной Европы.

25. Отношения государства и религиозных организаций.

26. Сравнительный анализ современных понятий: «право», «признаки права».

27. Правовое регулирование лоббистской деятельности в России.

28. Взаимодействие личности, общества и государства в эпоху глобализации.

29. Понятие и виды рекомендательных источников права.

30. Понятие и виды рекомендательных источников права в российской системе права.

31. Предмет и методы теории государства и права.

32.  Принцип историзма в изучении государства и права.

33. Сравнительное правоведение: современное состояние и перспективы.

34.  Юридическая антропология как наука о происхождении и раннем развитии права.

35. Проблема происхождения государства в современной политической антропологии.

36. Ценности и принципы права.

37. Системы обычного права в современном мире.

7.2. Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде знаний   

 (ОК-7; ПК-2,ПК-3, ПК-5,ПК-6,ПК-7, ОПК-1; ОПК-4; ОПК-5 ОПК-6)

1. Предмет теории государства и права

2. Место и роль теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

3. Функции теории государства и права.

4. Методология теории государства и права. Система методов, применяемых при изучении государства и права

5. Первобытное общество: общественная власть, социальные нормы, экономика

6. Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства

7. Функции государства и права в раннеклассовых обществах.

8. Понятие и признаки государства.

9. Типология государств: формационный и цивилизационный подход

10. Понятие формы государства. Ее элементы

11. Понятие формы правления. Ее виды

12. Монархия как форма правления. Разновидности монархий

13. Президентская и парламентская республика

14. Форма правления современного Российского государства

15. Территориальное государственное устройство: понятие и виды.

16. Понятие и виды политического режима.

17. Теории происхождения государства и права.

18. Понятие и классификация функций государства.

19. Понятие государственного аппарата и его структура.

20. Государственные органы: понятие и классификации.

21. Система органов Российского государства на современном этапе.

22.Представительные органы государственной власти.

23. Органы государственной исполнительной власти: структура, функции

24. Органы правосудия в современном Российском государстве

25. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, конституционные основы деятельности.

26.Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.

27. Место и роль государства в политической системе общества.

28. Государство и партии. Виды партий.

29. Государство и церковь: светские и теократические государства.

30. Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений

31. Социальные и технические нормы.

32. Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.

33. Понятие и признаки права

34. Основные концепции правопонимания.

35. Понятие формы (источника) права. Виды форм права.

7.3. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде умений  

 (ОК-3; ОК-4; ОК-7; ПК-3, ПК-5,ПК-6, ПК-7, ОПК-1;ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6)

1. Раскройте общие направлениям становления теории государства и права.

2. Каковы причины и закономерности возникновения государства и права?

3. Покажите функции государства и права в раннеклассовых обществах.

4. Раскройте теории происхождения государства.

5. В чем специфика возникновения права?

6. Раскройте основные признаки правового государства.

7. Каковы условия, необходимые для становления правового государства?

8. Охарактеризуйте сущность принципа разделения властей.

9.Дайте характеристику признакам государства.

10.В чем проявляется социальное назначение государства?

11.Дайте характеристику формационному подходу к типологии государств

12.В чем сущность цивилизационного подхода к типологии государств?

13.Дайте характеристику составным элементам формы государства

14.Каковы признаки монархии и республики?

15.Раскройте особенности различных форм государственного (территориального) устройства.

16.Раскройте сущность демократического политического режима

17.Дайте характеристику функциям государства  

18.Какова классовая и общесоциальная направленность функций государства?

19.В чем сущность глобальных функций?

20.Что понимается под механизмом государства?

21.Раскройте понятие и классификацию органов государства.

22.Что такое  политическая система общества, и каковы её элементы?

23.Укажите место и роль государства в политической системе.

24.В чем проявляется взаимодействие государства с другими элементами политической системы?

25.В чем сущность регулирования общественных отношений?

26. Дайте характеристику нормативным и ненормативным регуляторам общественных отношений.

27. Дайте характеристику техническим и социальным нормам.

28.В чем проявляется объективная необходимость и социальное назначение права?

29.Раскройте сущность и признаки права.

30.Что понимается под принципами и функциями права?

31.В чем проявляется связь и взаимодействие права и государства?

32.Раскройте основные концепции правопонимания.

33. Дайте характеристику правовому обычаю как форме права

34.В чем сущность юридического прецедента?

35.Дайте классификацию нормативно-правовым актам.

7.4. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде владений    

 (ОК-3; ОК-4; ОК-7; ПК-7,ОПК-1; ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6)

Задание 1. Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:

1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора.

 

2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.

 

3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.

Задание 2.

На основе анализа Конституции РФ определите форму государства современной России.

Задание 3.

В ст.126 УК РФ указано, что похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет. О какой функции государства идёт речь? Какими методами осуществляется эта функция?

Задание 4.

На основе анализа глав 4–8 Конституции РФ представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?

Задание 5.

На основе действующей Конституции РФ дать юридическую характеристику российской модели разделения властей.

Задание 6.

Заполните таблицу «Соотношение норм морали, права, корпоративных норм».

Вопросы для сравнения   Право     Нормы морали     Корпоративные нормы  
Способ установления      
Форма закрепления      
Способ защиты      
Сфера действия      

Задание 7.

Найдите в тексте Конституции РФ нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-задачи и нормы-дефиниции. Дайте пояснения.

Задание 8.

Определите структурные части правовых норм.

1. Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».

2. Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Задание 9.

Определите структурные части правовых норм закрепленных в статьях Гражданского кодекса РФ 149, 151, 152, укажите их виды.

Задание 10.

В статье 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Определите, какой способ правового регулирования использован при установлении этих свобод? Ответ аргументируйте.

Задание 11.

В ч.2 ст.34 Конституции РФ записано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Определите способ правового регулирования экономических отношений. Ответ аргументируйте.

Задание 12.

Охарактеризуйте понятие «система законодательства» на примере ст.ст. 1.1-1.3. КОАП РФ и ст.ст. 3,7 ГК РФ.

Задание 13.

Используя ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ найдите:

а) норму с альтернативной санкцией;

б) диспозитивную норму;

в) норму со сложной диспозицией;

г) норму, при изложении которой использован абстрактный способ.

Обоснуйте свой выбор.

Задание 14.

На основании толкования положений главы 9 Конституции Российской Федерации ответьте на вопрос: можно ли внести изменения в преамбулу Конституции РФ? Обоснуйте ответ.

Задание 15.

Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите или опровергнете утверждение о том, что Россия – это правовое государство.

Задание 16.

Используя текст Конституции Российской Федерации, определите к какому из исторических типов государства, выделяемых при формационном подходе, можно отнести современное Российское государство. Обоснуйте ответ.

Задание 17.

Используя текст Конституции Российской Федерации, определите разновидность политического режима современной России, правовая основа которого заложена в основном законе государства. Аргументируйте ответ.

Задание 18.

Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».

Задание 19.

Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?

Задание 20.

Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?

Задание 21.

Сравните «восточный» и «западный» пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.

Задание 22.

Проведите сравнительный анализ терминов «классификация» и «типология» государства. Дайте свое определение выше указанным категориям. Составьте сравнительную таблицу типов государства и права формационной типологии. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки рассмотренной Вами типологии.

Задание 23.

На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата. Руководствуясь Конституцией РФ составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?

Задание 24.

Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:

Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».

Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».

Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».

Задание 25.

Определите к каким видам правовых норм относятся нормы ГК РФ: граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ч. 1 ст. 9); в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 13); местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).

Задание 26.

Используя текст Конституции РФ определите формы взаимодействия гражданского общества и государства.

Задание 27.

Выразите и аргументируйте свою позицию по следующему проблемному вопросу: «Следует ли «отделить» теорию государства от теории права и «передать» теорию государства в состав политической науки (политологии)»?

Задние 28.

Рассмотрите три позиции на соотношение терминов «аппарат» и «механизм» государства: «аппарат и механизм государства - идентичные понятия»; «аппарат – составная часть механизма государства»; «аппарат государства формирует для реализации своих функций механизм государства». Соотнесите понятия «орган государства» и «орган государственной власти».

Задание 29.

Раскройте содержание народного суверенитета, используя Конституцию РФ.

Задание 30.

Раскройте содержание термина «демократия» применительно к Российской Федерации.

Задание 31.

На основе анализа Конституции Российской Федерации определите к какой разновидности (разновидностям) федерации относится Российская Федерация.

Задание 32.

Классифицируйте права человека и гражданина по следующим критериям: по субъектам; по содержанию; по времени развития; по способу реализации.

Задание 33.

Основываясь на статьях Конституции РФ раскройте принципы рыночной экономики. Создает ли Конституция РФ возможность для сочетания плановой и рыночной экономики?

Задание 34.

Покажите работу элементов механизма правового регулирования на следующем примере: «Гражданин М. подал документы в вуз, прошел по конкурсу и был зачислен в студенты 1-ого курса на основании приказа ректора вуза».

Задание 35.

Используя следующие классификационные критерии выделите виды функций государства: по содержанию; по времени действия; по характеру деятельности государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: