Местная администрация и другие органы муниципального образования

В структуру органов местного самоуправления, помимо представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, согласно ч. 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления также входят:

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольно-счетный орган муниципального образования;

— иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Опираясь на представленные в том же параграфе рассуждения о единой публично-правовой природе государственной и местной (муниципальной) власти и единстве подходов к структуре правового положения государственных органов и органов местного самоуправления, можно утверждать, что основными признаками (чертами) правового положения местной администрации, как и других органов местного самоуправления, являются определяемые в Конституции РФ, федеральном законодательстве, конституциях (уставах), законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, а также муниципальных правовых актах их функции или основные направления деятельности, полномочия, необходимые для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, состав, порядок формирования и реформирования, основные организационно-правовые формы осуществляемой деятельности.

Функцио нальное предназначение местной администрации находит отражение в положениях ч. 1 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправленияо том, чтоона является исполнительнораспорядительным органом муниципального образования, призванным осуществлять такого рода деятельность по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Из этого определения следует, что местная администрация призвана осуществлять две основные функции: исполнительную и распорядительную.

Исполнительная функция местной администрации обязывает ее осуществлять правоприменительную деятельность, которая носит оперативный характер и сводится в основном к текущему управлению местным хозяйством, решению вопросов местного значения. Такую функцию можно иначе определить как организационно-контрольную работу по применению, реализации на территории муниципального образования решений, принятых непосредственно населением, решений представительного органа муниципального образования, постановлений и распоряжений главы муниципального образования, которые находятся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

При этом исполнительная деятельность местной администрации заключается не в механическом исполнении соответствующих уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов, а в наблюдении за результатами их применения, повышении эффективности муниципально-правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.

Распорядительная (административная) функция местной администрации обязывает ее осуществлять деятельность по руководству подчиненными отраслевыми (функцио нальными), территориальными органами муниципального управления. Такая деятельность осуществляется в том числе путем издания собственных правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов) по вопросам местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.

Полномочия местной администрация, необходимые для реализации ее функцион ального предназначения по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, должны в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляться в уставе муниципального образования.

В качестве примера можно привести Устав муниципального образования город Краснодар, принятый решением городской Думы г. Краснодара от 21 апреля 2011 г. № 11, в котором детально регламен тируются полномочия местной администрации: в области планирования, бюджета и финансов (ст. 41); по управлению и распоряжению муниципальной собственностью (ст. 42); в области регулирования тарифов (ст. 43); в области использования земли, охраны природы (ст. 44); в области градостроительной деятельности, строительства, транспорта и связи (ст. 45); в области защиты прав потребителей и обеспечения иных прав граждан (ст. 46); в области образования, культуры, физической культуры и спорта (ст. 47); в области жилищных отношений, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения (ст.48); в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения правопорядка (ст. 49); в области охраны здоровья граждан (ст. 50); в области территориальной обороны, гражданской обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации (ст. 51); в области внешнеэкономической деятельности и зарубежных связей (ст. 52); в сфере муниципального контроля (ст. 53) и др.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления указывает на то, что местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Кроме него, в состав местной администрации могут входить отраслевые (функцио наль ные) и территориальные органы местной администрации. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

В качестве примера можно привести положения ст. 33 Устава муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы г. Новороссийска от 22 февраля 2011 г. № 91, в соответствии с которыми структуру администрации города составляют глава администрации города, заместители главы администрации, а также отраслевые (функцион альн ые) и территориальные органы администрации города. Отраслевыми (функцион альными) органами администрации города являются управления, комитеты и отделы; территориальными органами администрации города — администрации внутригородских районов и сельских округов.

Состав, порядок формирования и реформирования местной администрации во многом зависят от выбранного в уставе муниципального образования способа замещения должности главы местной администрации. Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ч. 2 ст. 37) предусматривает два варианта:

а) главой местной администрации является глава муниципального обра-

зования;

б) назначение на должность главы местной администрации осуществля-

ется по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

При выборе второго варианта необходимо исходить из того, что условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района, муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Кроме того, представительным органом муниципального образования устанавливается порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и общее число членов конкурсной комиссии.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Важно отметить, что при назначении на должность главы местной администрации органы местного самоуправления должны руководствоваться установленными в Законе об общих принципах организации местного самоуправления (ч. 2—5 ст. 37) следующими основными требованиями, предъявляемыми к порядку проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, срокам и условиям заключаемого с ним контракта и конкурсной комиссии:

— контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о его назначении;

— в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом соответствующего муниципального образования, и не может быть менее чем два года и более чем пять лет;

— порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса;

— в муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

— в поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина — главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Кроме того, в ч. 4 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что уставами муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

В полном соответствии с принципом разделения властей, который, как это уже было указано в параграфе 9.1, на местном (муниципальном) уровне публичной власти призван обеспечить прежде всего сбалансированное влияние органов местного самоуправления друг на друга в целях демократического и эффективного решения вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования, Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ч. 6.1 ст. 37) закрепляет положение о том, что глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

— подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

— представляет ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации представительному органу муниципального образования, в том числе отчеты о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В соответствии со ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления на главу местной администрации распространяется часть запретов и ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, которые были выделены в предыдущем параграфе в качестве одного из элемент ов особого правового статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления.

В частности, согласно положениям ч. 9 указанной статьи глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и другой творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.

Глава местной администрации не вправе также входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.

Кроме того, к числу такого рода запретов и ограничений можно отнести требования ч. 9.1 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с которыми на главу местной администрации, так же как и на главу муниципального образования, возлагается обязанность соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Одним из признаков правового положения местной администрации, как это уже было отмечено выше, является не только порядок ее формирования, но и реформирования. В соответствии с такой логикой Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ч. 10 ст. 37) закрепляет как требования, предъявляемые к юридической процедуре назначения на должность главы местной администрации, так и основания досрочного прекращения им полномочий в случае:

— смерти (п. 1.);

— отставки по собственному желанию (п. 2);

— расторжения контракта (п. 3);

— отрешения от должности (п. 4);

— признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным

(п. 5);

— признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим (п. 6);

— вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 7);

— выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства (п. 8);

— прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления

(п. 9);

— призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 10);

— преобразования муниципального образования (п. 11);

— утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом (п. 12);

— увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом (п. 13);

— вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации (п. 14).

Контрольно-счетный орган муниципального образования. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в структуру органов местного самоуправления входит контрольно-счетный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.).

Функцио нальное предназначение данного органа местного самоуправления находит свое отражение в положениях ч. 1 ст. 38 Закона об общих принципах организации местного самоуправления о том, что он может быть образован представительным органом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Более подробно основные элемент ы правового положения контрольносчетного органа муниципального образования раскрываются в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с ч. 2 ст. 9 указанного федерального закона контрольносчетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

— контроль за исполнением местного бюджета;

— экспертиза проектов местного бюджета;

— внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

— организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством РФ;

— контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

— оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

— финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

— анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование, и др.

Основные требования, предъявляемые к составу и структуре контрольно-счетного органа муниципального образования, закреплены в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ. В частности, в ней указано на то, что данный орган местного самоуправления образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольносчетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.

Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены к муниципальным должностям на основании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.

В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.

Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Основные организационно-правовые формы деятельности, осуществляемой контрольно-счетным органом муниципального образования, находят свое отражение в положениях ст. 10 указанного федерального закона, закрепляющих такие формы муниципального финансового контроля, как: проведение контрольных или экспертно-аналитических мероприятий и составление соответствующего акта, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций (ч. 1 и 2); составление отчетов или заключений (ч. 3).

Иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Как уже было отмечено выше, согласно п. 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в структуру органов местного самоуправления могут также входить иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В качестве примера регламентации в уставе муниципального образования правового статуса указанных органов и должностных лиц можно привести положения ст. 40 Устава муниципального образования «Город Екатеринбург», предусматривающие создание коллегии Администрации г. Екатеринбурга в качестве постоянно действующего органа при главе Администрации для коллегиального обсуждения и выработки решений по важнейшим вопросам местного значения муниципального образования.

Коллегия формируется главой Администрации г. Екатеринбурга. В нее входят по должности: первый заместитель главы Администрации, заместители главы Администрации, главы администраций районов, начальник Департамент а финансов, начальник Департамент а экономики. В состав коллегии по распоряжению главы Администрации города могут быть введены другие должностные лица.

В заседаниях коллегии могут принимать участие депутаты городской Думы, представители общественных организаций, средств массовой информации, территориального общественного самоуправления. Заседание коллегии проводится, как правило, не реже одного раза в месяц. Полномочия коллегии, порядок работы, подготовки решений определяются положением, утверждаемым правовым актом Администрации г. Екатеринбурга.

Согласно положениям п. 2 ст. 29 Устава внутригородского муниципального образования «Городской округ Щербинка в городе Москве» отраслевыми органами Администрации городского округа Щербинка являются комитеты, обладающие правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации комитетов в качестве юридических лиц являются решение Совета депутатов городского округа об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем.

Руководители комитетов в целях осуществления своих полномочий издают распоряжения или приказы единолично. Акты комитетов, противоречащие законодательству РФ и г. Москвы, решениям Совета депутатов городского округа Щербинка, постановлениям и распоряжениям Администрации городского округа, могут быть отменены постановлением Администрации городского округа или судом.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления, которые в соответствии с названным федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Устав муниципального образования «Город Новый Уренгой» (ст. 43) предоставляет возможность создания органами местного самоуправления административных комиссий в муниципальном образовании в соответствии с федеральным законодательством и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2010 г. № 115-ЗАО, предусматривающим в том числе наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию таких комиссий.


[1] Муниципальное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. М.: Проспект, 2013. С. 94—95.

[2] См.: Овчинников И. И. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления: теоретико-правовые аспекты // Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности. М.: ТЕИС, 2006. С. 59—82.

[3] Исключение составляют сельские поселения и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения, в которых предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Кроме того, отступление от указанного требования допускается в тех случаях, когда в поселениях, являющихся административным центром муниципального района, исполнение полномочий администрации указанного поселения возлагается на администрацию муниципального района. В этих случаях администрация поселения не образуется, а глава муниципального образования поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя (ч. 2 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

[4] См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 1979. С. 431.

[5] Применительно к отдельным видам муниципальных образований указанный закон закрепляет, что представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (ч. 2 ст. 35); представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава (п. 1 ч. 4 ст. 35); представительный орган городского округа с внутригородским делением может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства (п. 1 ч. 5 ст. 35).

[6] Например, согласно требованиям ч. 4 ст. 28 Закона об общих принципах организации местного самоуправления порядок организации и проведения публичных слушаний должен в том числе предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

[7] В соответствии с требованиями ст. 12 указанного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается по общему правилу в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

[8] В соответствии с требованиями ст. 26 Закона об общих принципах организации местного самоуправления данное право реализуется посредством правотворческой инициативы граждан, с которой может выступать группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом местного самоуправления. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

[9] Вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и контроля за их деятельностью рассматриваются в гл. 12 учебника.

[10] См.: Кряжков В. Местное самоуправление: правовое регулирование и структуры // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 20.

.

[12] В случае принятия закона субъекта РФ, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, положения ч. 5.1 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления обязывают органы местного самоуправления привести устав такого муниципального образования в соответствие с указанным законом субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

[13] Основания и порядок наступления муниципально-правовой ответственности представительного органа муниципального образования перед государством рассматриваются в гл. 12 учебника.

[14] В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 26 июня 2014 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области “О муниципальных выборах” в связи с жалобой граждан А. В. Ерина и П. В. Лебедева», «отсутствие в федеральном законодательстве специальных норм, непосредственно регулирующих порядок самороспуска представительного органа муниципального образования, не ставит под сомнение необходимость обеспечения депутатам этого органа, чьи полномочия вследствие его самороспуска были прекращены досрочно, гарантий своевременной и эффективной судебной защиты их прав» (п. 3.1).

[15] Утвержден решением муниципалитета г. Ярославля от 7 июля 2000 г. № 20 «О Регламен те муниципалитета города Ярославля третьего созыва».

[16] По этим вопросам решения принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

[17] См. об этом:Муниципальное право России: учебник / под ред.А. Н. Кокотова. М.: Юрайт, 2013. С. 259.

[18] Основания и порядок наступления муниципально-правовой ответственности рассматриваются в гл. 12 настоящего учебника.

[19] Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. В. Дубкова».

[20] См., например: Юридическая энциклопедия / М. Ю. Тихомиров, Л. В.Тихомирова; под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова, 2012. С. 167.

[21] Наряду с указанным, как известно, существует также свободный мандат, которым в Российской Федерации обладают депутаты Государственной Думы РФ и депутаты законодательных, представительных органов государственной власти субъектов РФ. Такой мандат не предполагает возможности избирателей давать наказы депутатам и соответственно — процедуры голосования по из отзыву. В этом случае парламент арии должны осуществлять свою профессио нальную деятельность исходя из своих персо нальных убеждений в интересах всего народа, а при несовпадении общих и местных интересов такой мандатарий обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам.

[22] Более подробно данная процедура рассматривается в гл. 8 настоящего учебника наряду с другими формами непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления.

[23] Основания и порядок наступления муниципально-правовой ответственности главы муниципального образования перед государством более подробно рассматриваются в гл. 12 учебника.

[24] Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. № 277-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Воронежского областного суда о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и пункта 7 статьи 4 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”».

[25] Согласно ч. 5.1 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления такие гарантии устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

[26] В приведенных правовых нормах предпринята успешная попытка объединить признаки, характеризующие иммунитет депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и их индемнитет, одним из значений которого является свобода и самостоятельность указанного лица, представляющего интересы населения муниципального образования в выражении своего мнения, точки зрения, голосовании по принимаемым решениям и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: