возраст | особенности | вид деятельности |
от 5 до 8 лет общее управление телом хорошее | физическое развитие разное очень активные, хотят самостоятельности, стремление к общению вне семьи, поведение может быть хорошим, а может быть агрессивным | подвижные игры, ввести ритмический вид деятельности (пение, танцы) |
от 9 до 11лет рост девочек опережает рост мальчиков, сначала равные силы, потом мальчики становятся сильнее | очень активные, хотят во всем учувствовать, любят интеллектуальные игры, боятся критики, поражения, интересы постоянно меняются | разговаривать с детьми, заинтересовать разными видами деятельности, разбить на клубы по интересам |
от 12 до 14 рост девочек опережает рост мальчиков, сначала равные силы, потом мальчики становятся сильнее, быстрый рост мускулатуры, девочки менее активны, переутомление опасно | дети испытывают внутреннее беспокойство, стадный инстинкт. девочки комплексуют из-за внешности, кумирование | разговариваем с детьми, придумать и провести игру отдельно для мальчиков и для девочек (лучше начать с девочек), создание клубов по интересам, отдельно мальчики и отдельно девочки |
от 15 до 18 закончено формирование, различие у детей усиливается | поведение девочек очень сильно зависит от их внешности, флирт, заигрывания, стремление к независимости от семьи, резкие перемены настроения, первая любовь, противостояние за лидерство, внешний вид очень важен дети очень разные, больше зависит от лидеров | разговариваем с ребенком, убеждаем его, пытаемся заинтересовать детей, мальчики: спортивные мероприятия; девочки: все свободное время в отрядных делах; 15 лет более собранные, активнее учувствуют в отрядных делах; 16-17 более ровные, надежные |
Социальные психотипы детей.
социальный тип | особенности | методы работы |
активист | большинство отряда, везде учувствует, легко общается, всегда готов помочь вожатым, на них ровняется большинство отряда | повышенное внимание, содействие, можно обратится к активисту во время проблем в отряде, быть авторитетом для таких детей |
обычный ребенок | до 8-10 таких детей в каждом отряде, учувствуют, но берут паузы, очень сложно уговорить, если они не хотя учувствовать, универсальные | найти индивидуальный подход, увлечь. найти занятие по душе, поддерживать и помогать |
домашний ребенок | любой возраст, скучает по дому, тяжело находит друзей, часто плачет, скучает, не принимает еду и режим лагеря, постоянно звонит домой родителям и плачет | помочь найти друзей, помочь адаптироваться к режиму лагеря, смена деятельности, постараться аккуратно забрать телефон |
тормоз | добродушный, просто очень медлительный, звать от 3 до 5 раз, проследить за ним в столовой | терпеть, повышенное внимание за таким ребенком |
изгой | ребенок, не принятый отрядом | разговаривать, дать поручение активисту взаимодействовать с изгоем |
одинокий волк | молчалив, пассивен, не хочет участвовать в мероприятиях | найти для него дето, которое будет ему интересно |
трудный ребенок | агрессивный, грубый, чужое мнение его не волнует, никто для него не авторитет, нарушает режим лагеря | убеждать, звать на помощь активистов и лидеров отряда |
Решение педагогических ситуаций.
стандартная ситуация | причина | решение |
постоянно плачут | «домашние», изгой – причины могут быть разными | разговор, найти дело по интересу, помочь найти себя |
быстрое утомление | высокая активность | учитывать возраст, переключать внимание на другой вид деятельности, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАТЬ ГРУППУ ЗДОРОВЬЯ! |
не соблюдение режимных моментов | особенности домашнего воспитания | разговариваем, отчисление после 3 дней |
энурез | психа-эмоциональные или физиологические отклонения, переохлаждение, активный день | поднять в туалет с 1:00 до 1:30 |
лунатизм | психа- эмоциональные или физиологические отклонения | мокрая тряпка |
гиперактивность | родовая травма | повышенное внимание |
копирование взрослых | возрастные особенности | не подавать дурной пример, провести мастер-класс |
повышенный травматизм | возрастные особенности | просматривать игры заранее и проинструктировать детей |
быстрая потеря интереса | не интересно, однообразие деятельности | частая смена деятельности |
воровство | причины могут быть разные | разговоры, собственный пример, воровство воровству рознь |
повышенный интерес к противоположному полу | возраст | разговоры, объяснение границ поведения |
конфликтность | попытка самоутвердиться | разговоры, внимание, выяснение причины конфликта |
суицидальность | семья, возраст | донести до руководства, убрать с территории лагеря |
Игротека.
Игры на знакомство:
Ураган!
Эту игры проводят одной из первых. Чем больше человек в неё играет, тем веселее и динамичнее она проходит.
Играющие образуют круг. Взрослый даёт команду, чтобы поменялись местами те, у кого есть что-то общее. Например, футболка синего цвета, карие глаза, рост 150 см. Задачу можно усложнить, к примеру, дать команду на перемену мест тем, у кого есть старшая сестра, или тех, чьё имя начинается с буквы «С» — всё зависит от фантазии вожатого.
Участники по команде меняются местами, выполняя заданные условия.
По команде «Ураган!» все играющие встают на новое место.
Важно, чтобы в процессе игры дети вели себя осторожно и постарались не сталкиваться друг с другом.
Поздоровайтесь!
В этой игре дети стараются запомнить, как кого зовут, выполняя задание взрослого. Требуется, чтобы все участники игры поздоровались, пожав друг другу руки с наибольшим количеством играющих за ограниченное время (например, минуту). Особые указания: когда ребята пожимают руку другому человеку, они должны продемонстрировать доброжелательное отношение к играющим, смотреть друг другу в глаза и назвать свои имена. Можно усложнить условия, предложив детям не только запоминать имена других ребят, но и сосчитать, со сколькими людьми удалось поздороваться. В итоге игры вожатый узнаёт, кто познакомился с десятью, двадцатью игроками, а затем может поощрить небольшими сувенирами тех детей, которые поздоровались с наибольшим количеством играющих и запомнили их имена.
Животные
Один из вариантов игр на знакомство детей в лагере.
Участники по очереди встают в середину общего круга и мимикой, жестами показывают загаданное животное, причём первая буква в его названии должна быть такой же, как и в имени игрока. Все остальные отгадывают загаданное животное и имя человека, который водит. В процессе игры ребята угадывают имена всех участников.
Верим - не верим
Игроки встают или рассаживаются по кругу. По очереди каждый человек говорит, как его зовут, и сообщает о себе три факта: два правдивых, а один — выдуманный. Вожатый проводит голосование, по итогам которого определяется, чему ребята поверили, а чему — нет. Затем игрок говорит, что он выдумал.
Важно! В ходе этой игры взрослому надо обращать внимание на то, чтобы дети доброжелательно относились друг к другу и не очень эмоционально реагировали на выдумки.
Свиток имён
Эта игра поможет перезнакомить и сдружить ребят в отряде.
Все делятся на две команды, садятся в ряд. Первому игроку выдают бумажный свиток, обвязанный красивой лентой или тесьмой длиной 2 метра. Первый подросток берёт ленту в руки, называет себя по имени, передаёт свиток следующему игроку, который повторяет имя первого и называет своё. Таким образом свиток переходит от первого игрока до последнего, ленточка разматывается, за неё держатся все ребята. Последний игрок заполняет свиток, вписывая в него имена всех, кого он запомнил. Побеждает та команда, на чьём свитке будет записано больше имён.
Символ
Вожатый предлагает представить каждого ребёнка в отряде с помощью какого-нибудь символа. Например, указывает на ребёнка, говорит: «Ребята, представьте, что Катя — это день недели. Какой это день? Подумайте, представьте её каким-нибудь днём недели и скажите, что вы себе представили. Попробуйте объяснить, почему вы так думаете, чем Катя похожа на тот день, с которым она у вас ассоциируется».
В качестве символа можно выбрать любое обобщающее понятие: «транспорт», «продукт», «животное», «растение», «одежда», «месяц», «игра», «урок» и т.д.
Такая игра помогает сплотить, сдружить ребят, потому что им во время размышления о другом человеке приходится анализировать его поведение, попытаться понять, чем человек интересен, а в результате — лучше узнать друг друга.
Сказочные герои
Эта игра в оригинальной и динамичной форме поможет познакомить подростков друг с другом. Задача перед играющими — представиться, но использовать для этого имена литературных, сказочных героев или персонажей фильмов, игр.
Каждый игрок должен придумать себе вымышленное имя и движение, жест, которое соответствует его персонажу. Например, Принцесса — реверанс; Птица Счастья — махи руками, как крыльями; Страшила — пугающее выражение лица, Человек-Паук — прыжок и пр.
Игра проходит по кругу по принципу «Снежного кома», когда последующие игроки повторяют всё, что сказали и сделали предыдущие. При этом цепочка повторений начинается с начала, если какой-нибудь игрок сбился и перепутал имена или движения.
Знакомство в такой форме пройдёт весело и динамично.