Как создать паузу в студии?

Будьте осторожны со своими вопросами и с манерой наскакивать на людей во время съемок интервью как на выезде, так и в студии. Гораздо достовернее на экране выглядят те герои, которые умеют молчать и, следовательно, думать.

Как сделать такую паузу и избежать навязчивых вопросов? Попросите своих героев после того, как они услышат ваш вопрос, вновь повторить его вслух, как бы задавая его самим себе. Тут-то и возникает содержательная пауза, пауза-раздумье. Человек переходит из надоевшей формы «вопрос – ответ» в жанр монолога, разговора с самим собой. Это очень хороший прием при съемках документального кино или очерка, когда в центре ваш герой, а вашего голоса вообще быть не должно.

 

Можно привести пример роли вопроса-паузы в телеэфире. Вспомним байку про знаменитого американского журналиста, который получил задание в прямом эфире «расколоть» сенатора, подозреваемого в финансовых злоупотреблениях. Перед программой сенатору и его пресс-службе были отправлены вполне невинные вопросы. Однако в прямом эфире ведущий задал только первый из согласованных вопросов. А потом, получив ответ, начал молча с интересом глядеть на своего собеседника, закурил трубку, положил ногу на ногу. Несчастный сенатор был мокрый от волнения и совсем не понимал, что ему делать в ситуации, когда никто не задает вопросов. Он задал сам себе вопрос из тех, которые ему удалось вспомнить. Быстро на него ответил. Ведущий кивнул, улыбнулся и сменил положение ног. И тогда сенатор не выдержал и сам заговорил о тех обвинениях, которые проникли в газеты и о которых он ни в коем случае не должен был говорить с экрана телевизора. Сенатор уходит в отставку и подает в суд на телевизионную группу, так как у него на руках предварительный список вопросов. Судья смотрит запись программы и вполне резонно отказывает сенатору в иске, так как телеведущий задал именно тот вопрос, который был согласован. Дело в том, что за вопрос-паузу привлечь к ответственности нельзя.

 

Можно вспомнить и пример того, как пауза может принести профессиональный успех и стать основой сюжета. Так, в 1984 году на Всесоюзном фестивале молодежных программ в Кишиневе программа «Как пройти в райком?» получила специальный приз фестиваля. Идея: показать, насколько формально работают комсомольские организации, и доказать это. Очерк длился всего 10 минут. Сначала комсомольцев на улице спрашивали: как пройти в райком комсомола? Особый смак этому вопросу придавал тот факт, что за спиной молодых людей была заметна вывеска «Нижегородский райком ВЛКСМ». Однако ни один из 20 опрошенных комсомольцев не знал, где находится их «штаб»: показывали руками в разные стороны, или пожимали плечами, или уходили по своим делам. Сам вопрос заставал их врасплох, и оператор крупным планом показывал эту паузу растерянности на их лицах.

Следующий эпизод снимался в кабинете второго секретаря райкома комсомола. Журналист позволила этому юному начальнику рассказать на камеру, как много комсомольцев ходят к ним в райком со своими проблемами и инициативами. Корреспондент слушала и кивала. Секретарь распалялся, оператор снимал его лицо крупно. Оператор заранее знал, что наступит момент, когда прозвучит  конкретный вопрос: когда в последний раз и кто конкретно из рядовых комсомольцев приходил в этот райком? Пауза в ответ тянулась бесконечно. Реально во времени она продолжалась около полутора минут, но зрителям всегда казалось, что несколько минут, не меньше. Секретарь теребил усы, прятал глаза от камеры. Искал и не находил какой-нибудь гладкий вариант ответа. Когда показывали этот очерк, зал хохотал до слез. После этой сцены ничего не надо было говорить. Все было понятно. И это сделала пауза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: