Объективная характеристика личности несовершеннолетних осужденных

Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, имеют определенную специфику, обусловленную психологическими особенностями этой группы осужденных и определенным социальным статусом подростка.

Подросток - это человек, который еще не полностью сформировался для того, чтобы считаться взрослым, и в то же время настолько развит, что способен сознательно вступать в отношения с другими людьми и следовать требованиям социальных норм и правил в своих действиях и поступках.

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (начальное профессиональное учебное заведение) и на рабочем месте. С другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, уличные группы с негативной ориентацией - его досуг.

Причины совершения преступлений несовершеннолетними имеют глубокие корни в семье и в настоящее время являются огромной проблемой общества.

Характер семейных отношений, психологический и эмоциональный климат, созданный в семье, играет огромную роль в формировании личности и нравственных качеств каждого человека.

Подавляющее большинство подростков, отбывающих наказание в КК до вынесения приговора, не имели нормальных социальных и полезных связей. Они ограничивались лишь связями внутри девиантных групп, начиная с семьи преступников или алкоголиков и заканчивая криминальным районом. Для детей, выросших в неблагополучных семьях, процесс социализации происходит в рамках девиантной субкультуры, то есть подросток не имеет понятия об универсальных ценностях и нормах, не имеет модели законопослушного поведения.

Значительно возросло число социальных сирот. Подростки оказываются в ситуации, когда их бросают при жизни родителей. Дети становятся чужими в своей семье, не чувствуют поддержки со стороны близких и важных людей й [28, 29, 30].

Таким образом, можно сказать, что в большинстве случаев наиболее криминогенным фактором, способствующим противоправному поведению несовершеннолетнего, является неблагополучная семья.

Следует также отметить, что во многих случаях несовершеннолетних правонарушителей родители не только не воспитывали детей, но и негативно влияли на них своим аморальным поведением.

В подростковом возрасте среда, в которой человек проводит свой досуг, оказывает на него большое влияние.

Преступление чаще всего совершается в группе людей, так как самооценка подростка более эффективно вырабатывается в группе сверстников. Он ценит мнения своих сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. Подростки инстинктивно тяготеют к единству, к группировке со сверстниками, где развиваются и проверяются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, способность завоевывать авторитет и получить желаемый статус.

Несовершеннолетние обычно устанавливают контакты с людьми, имеющими схожие проблемы, трудности и неограниченное свободное время. Общение с состоятельными сверстниками не налажено. Попадая под влияние группы, подростки стараются не высказывать своего мнения, предпочитают быть солидарными, когда их собственные взгляды отличаются от позиции группы. Отмечается, что преступные группы сверстников являются не только основой для формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного "обогащения" негативных привычек и навыков, служат психологической поддержкой для самооправдания при совершении правонарушений ("как и все"), но и непосредственно вовлекаются в антисоциальное поведение.

Широко распространено уклонение детей от учебы в начальной и средней школе и раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер [27, 28, 29].

Значительные пробелы в знаниях, значительное снижение, а порой и полное отсутствие познавательных интересов у несовершеннолетних осужденных, негативное отношение к образованию, работе, общественно-полезной деятельности, деформация нравственных и культурных потребностей, ценностных ориентаций зарождаются в неблагополучных семьях и продолжаются в общеобразовательных и профессиональных учреждениях, образовательный потенциал которых за последнее десятилетие существенно ослаб [23, 24, 25].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основными причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются неблагоприятные условия для воспитания детей в семье, низкий уровень воспитательной работы в школах, недостаточная подготовка педагогических кадров для проведения эффективной воспитательной работы с трудными детьми, недостаточное стимулирование этой деятельности. А это, в свою очередь, нормальное общение подростков и "выталкивание" их на улицу. Для трудных подростков неформальная группа становится единственным местом, где они могут компенсировать свои неудачи, получить признание и одобрение сверстников, испытать чувство психологического комфорта и эмоционального благополучия.

Таким образом, исследование показало, что неблагоприятная ситуация в семье для большинства несовершеннолетних, совершивших преступления, является одной из основных причин формирования антисоциальной личности.

Изучение личности несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, предполагает анализ социально-демографических, правовых, морально-психологических характеристик осужденного.

Криминологически значимыми характеристиками личности человека являются все те свойства и качества, которые определяют его положение в конкретной социальной группе, влекут за собой возникновение и изменение общественных отношений человека; определяют, наконец, характер и содержание отношений, которые существуют между этим человеком и окружающими его людьми, связаны с ним в той части, которая определяет их связь с совершением преступления [15, 17, 21, 22].

Преступность несовершеннолетних, как и личность самого несовершеннолетнего, вызвана взаимным влиянием негативных факторов окружающей среды. Как показывает практика, преступления чаще всего совершаются подростками, лишенными педагогического образования, или, как их часто называют, "трудными в воспитании".

Наиболее яркими представителями этого контингента являются подростки, отбывающие уголовное наказание.

Одним из важных факторов при изучении личности несовершеннолетних правонарушителей является их возраст.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее на момент совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица, которым к моменту совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, подлежат уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления [11, 13, 16].

Если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, предусмотренного Уголовным кодексом, но вследствие умственной отсталости, не связанной с психическим расстройством во время совершения общественно опасного деяния, не смог в полной мере осознать действительный характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или управлять ими, то он не подлежит уголовной ответственности.

С точки зрения ресоциализации необходимо учитывать деформации, возникшие в результате чрезмерной или ребяческой активности, незрелости личности несовершеннолетних осужденных, или взрослой жизни, что часто приводит к устойчивому антисоциальному поведению в окружающей среде, одним из ведущих мотивов является желание заявить о себе как о зрелом, взрослом "я", которое на самом деле еще не сформировалось как таковое.

Поэтому эти характеристики могут выражаться как в незаконных, так и в законных действиях. Определяющую роль здесь играет складывающаяся система ценностей индивида, его собственная социальная практика, модели поведения, усвоенные в семье и непосредственном окружении. Возрастные особенности только повышают значимость влияний окружающей среды, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована полностью [31, 32, 33].

Учет возрастных особенностей позволяет прогнозировать позитивную социальную и преступную деятельность в период пребывания подростка в воспитательной колонии, регулировать распределение осужденных по отрядам, корректировать их поведение и выбирать оптимальную индивидуальную программу для их ресоциализации.

Обратимся теперь к правовой характеристике, благодаря которой можно получить ответы на следующие вопросы: какое преступление совершил осужденный, каким образом и при каких обстоятельствах; умышленно или по неосторожности, а также некоторые другие, позволяющие сделать выводы о степени преступного заражения этого человека, его преступной устойчивости. Эти характеристики позволяют сделать выводы о личностных особенностях, приведших подростка к совершению преступления, указывают на степень его нравственной и социальной деформации, отношение к законности и порядку [10, 12, 14].

В силу психологических особенностей несовершеннолетние гораздо чаще, чем взрослые, совершают преступления в группе лиц. Довольно часто они совершают преступления вместе со своими сверстниками, с которыми проводят свободное время. Такие группы совершают около 80% от общего числа групповых преступлений несовершеннолетних.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации для несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте несовершеннолетнего, минимальный срок наказания составляет два месяца, максимальный допустимый срок - 10 лет, для несовершеннолетних в возрасте до 16 лет - не более 6 лет (за исключением лиц, совершивших особо тяжкие преступления).

Выявив криминологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, следует также отметить тех, кто совершил преступление случайно, в силу сочетания сложных жизненных обстоятельств, но они составляют меньшинство. В подавляющем большинстве случаев несовершеннолетние, отбывающие наказание в виде лишения свободы, являются социально опасным контингентом, к которому относятся лица с хорошо сформировавшимися стереотипами, устоявшимися правилами поведения антисоциальной направленности, характеризующимися систематическими побегами из дома; конфликтами; ранними сексуальными отношениями; бродяжничеством; употреблением алкоголя и наркотиков; хулиганством. Наша задача - найти правильный подход к коррекции этих подростков и их ресоциализации, для чего необходимо учитывать положительные черты личности: они остаются детьми и могут проявить такие качества своего характера, как забота, отзывчивость, дружелюбие даже к небольшой среде (друзья, семья и т.д.) [18, 19, 20].

Таким образом, фокусом внутренней картины преступления подростка является его личность, в процессе изучения которой необходимо выявить психологические детерминанты антисоциального поведения на различных стадиях его формирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: