Вопрос 1. Общие характеристики ВПР.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.
(Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях)
Цель проведения Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений школьников.
Особенность Всероссийских проверочных работ – единство подходов к составлению
вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных
технологий, позволяющих школьниками всей страны.
Кроме того, ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и
послужат развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 4,5
классов в соответствии с требованиями ФГОС.
ВПР основаны на системно – деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
Они позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, том числе уровня сформированности универсальных межпредметными понятиями, что требует Федеральный государственный образовательный стандарт.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Личностные действия:
личностное, жизненное самоопределение, знание моральных
норм, норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия:
саморегуляция.
Общеучебные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; структурирование
знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия:
анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в т.ч. самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных доказательство.
Коммуникативные действия:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в
учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством
образования и науки РФ.
Вопрос 2. Место ВПР во ВСОКО.
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - это установление соответствия имеющегося качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени этого соответствия.
· Заказчики образовательной услуги – это государство и родители.
· Потребители – обучающиеся, которые непосредственно получают образование.
· В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные организации, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои способы использования полученных результатов.
· Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения в ситуации неопределённости.
Содержание ВСОКО включает:
ü качество образовательных результатов, к которым относятся предметные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, личностные результаты, показатели социализации, результаты освоения учащимися основной общеобразовательной программы, здоровье учащихся, динамика, достижения на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
ü качество реализации образовательного процесса. К нему относятся основные и дополнительные образовательные программы, реализация учебных планов и рабочих программ как составляющих образовательной программы, качество уроков и индивидуальной работы с учащимися, а также внеурочной деятельности, удовлетворённость учителей и родителей школьными уроками и условиями.
ü это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.
Своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов проводит измерение учебных достижений учащихся не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. В этом нам сопутствуют ВПР, РПР, НИКО и другие оценочные процедуры.
Всероссийские проверочные работы позволяют
ü выявить уровень сформированности как предметных, так и метапредметных результатов,
ü позволяют взглянуть на результаты образования комплексно: выявить важные аспекты оценки готовности обучающегося продолжать образование дальше.
ü ВПР являются внешними оценочными процедурами, четко регламентированными,
ü их оценка независима, то есть эти процедуры - объективны.
ü Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.
Правильное использование и интерпретация проведения оценочных процедур административным аппаратом ОО усиливает внутреннюю работу всей школьной образовательной системы. Принятие управленческих решений базируется на реальных фактах, что позволяет гибко подходить к реализации ПЛАНА ВШК.
Стратегия ВСОКО заключается в том, что не только осуществляется контроль и анализ качества знаний по предмету, но и оказывается своевременная поддержка как учителю, так и ученику. Заместитель директора по УВР, руководители методических объединений оказывают содействие в преодолении проблем через индивидуальное консультирование педагога, анализ результатов ВПР, выявление провальных моментов и причин несоответствия класса результатам, диагностирование процесса развития обучающихся через административные формы контроля (срезы, тесты, собеседования – с использованием практико-ориентированных заданий, включенных в ВПР).
Процедуры оценки качества:
ü обеспечивают повышение качества образования,
ü помогают учителям улучшить их педагогическую практику,
ü глубже понять уровень современного образования,
ü выявить механизмы его повышения.
ü вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети,
ü способствуют объективному оцениванию предметных результатов своего ребенка.