Учебный материал:
1 фрагмент фильма «Весна. Лето. Осень. Зима. И снова весна» - «Весна»
Задание к написанию структурированного эссе:
Структура эссе
1. Охарактеризуйте особенности образовательной среды
2. Смоделируйте (какова структура, иерархия?) и оцените соотношение (какие средства используются в большем объеме, какие в меньшем?) основных педагогических средств
3. Опишите педагогические приемы и спрогнозируйте их воздействие на воспитанника (выберите один из увиденных педагогических приемов в конкретной ситуации воспитания: что делает учитель? насколько этично воздействие? какова цель этого воздействия? как отразится это воздействие на развитии воспитанника – к каким результатам приведет?).
Терминологический аппарат:
Образовательная среда – совокупность условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучающихся и реализации их способностей и возможностей. Основные характеристики образовательной среды:
|
|
1) интегративность (взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурных, дидактических)) - обеспечивает целостность и эффективность процесса развития личности
2) вариативность (возможность изменений в составе образовательной среды, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий) - обеспечивает полноценное развитие личности воспитанников и реализацию их способностей и возможностей
Педагогическое средство – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития обучающихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.
Основные педагогические средства:
Общение – коммуникативная деятельность, организованная с целью оказать влияние на в оспитанника, способствовать формированию положительных личностных качеств и вызывать у него стремление к самосовершенствованию.
Игра – воображаемая или реальная деятельность, организуемая с целью отдыха, развлечения или обучения.
Учение - деятельность обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки.
Труд - деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды.
Педагогический прием – единый подход к решению той или иной конкретной (как правило, узкой) задачи; характерный способ и стиль действия; отвечает на вопрос «что нужно делать?»; имеет целью наиболее эффективное сообщение обучающемуся знаний, формирование навыков и умений.
ЗАНЯТИЕ 2
ЛЕКЦИЯ: Антропологические основы педагогики