Основные философские школы буддизма

В 3 в. до н. э. буддизм был принят царем Ашокой в качестве официальной идеологии Индии периода Маурья. Буддизм распадается на два крыла – на Хинаяну и Махаяну. Хинаяна – «Малая колесница» – ближе к первоначальному буддизму, чем Махаяна – «Большая колесница». В Махаяне место архата занял «бодхисаттва» – «тот, кто находится на пути к достижению совершенного знания» – нечто меньшее, чем архат. При этом «бодхисаттва» скорее праведник, чем знающий, он своими подвигами спасает не только себя, но и других, не способных своими силами достичь нирваны. Но в таком случае естественно, что и сама нирвана уже не та, она подменяется раем, где обитают души спасенных, которые еще не погрузились в нирвану, и постепенно этот мифологический рай подменяет нирвану. Буддизм вульгаризируется. Душа «восстанавливается в своих правах», обретая вечность, лишь видимое, внешнее «я» мыслится преходящим. Будда обожествляется, принимая множественную форму различных будд, в поклонении которым забывают о кодексе буддизма, о «восьмеричном пути». В Махаяне буддизм вырождается в религию.

Сравнительно быстрое распространение буддизма объяснялось тем, что Будда рекомендовал чтить местных богов, но это никак не обосновывалось в учении. Махаяна использовала и развила представление о перевоплощениях Будды и стала считать его воплощениями – аватарами – местных богов. Это учение резко расширило и возможности изображения Будды. В буддийский пантеон проникли и вишнуистские, и шиваистские боги (из индуизма).

Будда хинаяны – прежде всего учитель. К нему невозможно обратиться с молитвой о помощи – ему возносились только хвалы. В махаяне Будда прежде всего космическое божество; когда он проявляет себя в активных действиях – это его второе тело; и только третье его проявление – схождение на землю в человеческом обличье, причем не только в образе Гаутамы: называются Будды, предшествовавшие Гаутаме, и Будда, который готов явиться на земле – Майтрея.

Появляются и еще более значимые для верующих высшие существа – бодхисаттвы, которые, достигнув совершенства, отказались от нирваны и своим могуществом помогают людям (и не только на пути нравственного совершенствования, но и в мирских делах).

Фактически бодхисаттвы воспринимаются как еще один способ явления Будды. Но с другой стороны, их существование приближает к Будде и земных властителей, и высших представителей духовенства. Эта тенденция вполне реализовалась в традиции ламаизма (Тибет), высшие священники которого признаются земным воплощением Будд и бодхисаттв. Формируется культ царя как живого божества в империи Гуптов. Если ранее олигархические кланы избирали правителя, то теперь власть становится наследственной.

Если ранний буддизм объявлял все материальное бытие страданием, то махаяна объявляла все существующее пустотой. Эволюция буддизма в этом направлении естественна: борьба со страданием может опираться на наслаждение уже в этом мире. Распространение махаяны в народных массах Восточной Индии привело к слиянию буддизма с тантризмом.

Древние представления, связанные с культом плодовитости, в сочетании с буддийским мистицизмом дали понимание мироздания как психической активности, наивысшим проявлением которой оказывался переход от резко отрицательных эмоций к наивысшему наслаждению (сексуальному). Переживание наслаждения как слияния с божеством достигалось соединением йоги с буддийской медитации и сложной техникой сексуальных отношений. В VI—VII вв. тантрические представления были оформлены в тексты. Четвертым телом Будды признавалась «плоть блаженства». В этой ипостаси Будда изображался в объятиях со своей шакти Тарой (Бхагавати). Своя шакти появляется и у других богов и бодхисатв, а затем и у отшельников. Из трех путей к прекращению перерождений, сформулированных в «Бхагавадгите», предпочтительным считается именно путь любви (наряду со знанием и деятельностью). Однако как в Махаяне, так и в Хинаяне укоренялись и философские школы.

В контексте Колесниц Буддизма можно говорить о различных философских школах, разработанных учениками Будды после того, как они внимательно проанализировали его поучения и много размышляли над их смыслом. Различные школы мысли соответствуют той или иной точке зрения, выработанной в результате такого анализа.

Сам Будда дал эти поучения в Калачакра-Тантре и Хеваджра-Тантре, не обозначив систематически их связь с основой, путём и обретением плода, как это было сделано позже.

Две из четырёх главных философских школ принадлежат Колеснице Слушателей (Шраваков) и, тем самым, традиции Хинаяны. Это – Вайбхашики и Саутрантики. Вайбхашики утверждают, что внешние явления состоят из тонких, неделимых частиц, или атомов, а сознание, или ум – внутренний аспект – состоит из неделимых мгновений сознания. Считается, что эти неделимые частицы и мгновения сознания имеют как относительное, так и абсолютное существование: относительное в том смысле, что грубая физическая материя состоит из большого числа тонких частиц, а абсолютное в том смысле, что они неделимы. Кроме того, они утверждают, что объекты возможно воспринимать непосредственно через органы чувств.

Саутрантики, в общем, также верят в мельчайшие частицы и мгновения сознания, но при этом утверждают, что не может быть непосредственного восприятия объектов через органы чувств, поскольку связь между нематериальным сознанием и материальным миром невозможна. Они утверждают наличие вещества, лишь образ которого воспринимается чувственным сознанием.

Это опровергается школой Читтаматра, или «только Ум», относящейся к Махаяне. Эта школа утверждает, что невозможно непосредственно воспринимать внешние материальные объекты, если они по природе своей отличаются от воспринимающего ума. Из этого вытекает, что не может быть ничего, кроме ума, поскольку всё воспринимаемое должно иметь ту же природу, что и ум, для того чтобы вообще быть доступным для восприятия. Вещество, скрытое за передатчиком, никогда нельзя было бы воспринять, и поэтому оно никак не могло бы существовать для нашего воспринимающего сознания.

Таким образом, последователи Читтаматры верят в истинно существующее сознание. Они говорят о трёх природах, или характеристиках существования:

· Ограниченные явления. Это указывает на ограничение шести объектов сознания в связи с неправильной концепцией истинного и независимого существования.

· Зависимые явления. Сознание Основы Всего, которое хранит впечатления как бы в виде семян, и прочие аспекты сознания существуют как континуум похожих моментов, постоянно влияющих друг на друга в форме причины и следствия. Восприятие внешних объектов отделяется от внутреннего воспринимающего ума, и так развивается двойственное прилипание. (Эти две характеристики составляют относительную истину. Абсолютная истина состоит из третьего аспекта существования).

· Абсолютное присутствие. Ум по своей природе несоставной и свободный от всех ограниченных и зависимых явлений. Это называется «неконцептуалыюе осознавание, свободное от двойственности».

В школе Читтаматра есть разделение на последователей Истинного Аспекта и последователей Обманчивого Аспекта в зависимости от того, утверждают ли они, что внешние явления воспринимаются воспринимающим умом такими, как они есть, или нет.

Высшая философская школа в Буддизме – Мадхъямака (по-тибетски Ума). Название означает: «Даже не середина». Это значит, что данная точка зрения лежит даже не между двух крайностей экзистенциализма и нигилизма, будучи вне всяких жёстких исходных позиций. Явления находятся вне всех пар противоположностей.

Безошибочное постижение относительной истины означает осознать, что все явления без истинной субстанции. Несмотря на то, что проявляются, они подобны отражению луны в воде. Безошибочное постижение абсолютной истины – это состояние ума, свободное от всего надуманного: естественное состояние, характеризуемое осознаванием того, что все явления пусты в смысле отсутствия у них неотъемлемого существования.

Таким образом, основой точки зрения Мадхьямаки является неразделимость двух истин – относительной и абсолютной. Продвижение по пути происходит благодаря практике неразделимости двух накоплений – заслуги и мудрости.

Обретением плода является постижение неразделимости двух Будда-тел - Тела Истины и Тел Формы, которые обретаются в силу реализации блага для себя и для других.

Мадхьямака разделяется на Сутра-Мадхьямаку и Тантра-Мадхьямаку. Сутра-Мадхьямака разделяется дальше на Рангтонг (буквально «пустой от себя») и одну часть Шентонга (буквально «пустой от другого»). Другая часть Шентонга относится к Тантра-Мадхьямаке.

Рангтонг разделяется на школы Сватантрика и Прасангика. Эти две точки зрения утверждают, что как самость личности, так и самость явлений не существуют на самом деле. Они опровергают две крайности материализма и нигилизма посредством пяти различных рассуждений.

Разница между этими двумя точками зрения заключается в том, что Сватантрики говорят об относительной реальности с тем, чтобы прийти к абсолютной, в то время как Прасангики всё опровергают посредством силлогизмов (рассуждений) и не принимают относительную реальность.

Поучения Шентонга относятся к третьему Повороту Колеса Дхармы, где абсолютная реальность называется Будда-природой, присутствующей во всех живых существах. Если практиковать тайную Колесницу Мантры, или Тантры, то следует совмещать эти два взгляда, Рангтонг и Шентонг: они нужны так же, как птице нужны два крыла для полёта. Ясное понимание этих четырёх философских школ Буддизма устраняет все неправильные взгляды и поэтому является очень важным средством для достижения совершенного Состояния Будд.



Заключение

Европа начала свое знакомство с буддизмом в самом начале XIX века и сразу же оказалась потрясена религией, не похожей ни на что, известное европейцам – ни на монотеистические «авраамические» религии, ни на политеизм Древнего мира. Европейцы (вначале ученые-востоковеды, а потом и более широкие круги «образованной публики») увидели религию без Бога или богов в привычном смысле (дэвы буддизма – просто один из видов живых существ, подверженных рождению и смерти), религию, отрицающую существование души и заменяющую учение о промысле божьем и божьем суде доктриной причинной обусловленности и «законом кармы»). Короче говоря, европейцев потрясло то обстоятельство, что положения, характерные для европейской философии скептического направления оказались в буддизме включенными в религиозный контекст. Буддийское учение о личности, живо напоминающее рассуждения Д. Юма об отсутствии в опыте какой-либо духовной субстанции, приводило европейскую публику в смущение. Ситуацию достаточно остроумно описал академик Ф.И. Щербатской, заметивший, что если Кант считал постулатами всякой нравственности веру в Бога, бессмертие души и свободу воли, то буддизм дает миру высочайшие нравственные стандарты, отрицая и то, и другое, и третье.

Столь же впечатляло и отсутствие в буддийской традиции столь мучительного для западной цивилизации конфликта между «Афинами и Иерусалимом» – разумом и верой, рациональным и мистическим, правоверным и еретическим. Таким образом, знакомство с буддизмом сразу же расширило культурные горизонты европейской цивилизации, продемонстрировав принципиально иные возможности решения мировоззренческих проблем, нежели те, которые считались общепризнанными на Западе.



Список использованной литературы

1. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995- 590 с.

2. Коломиец Н.В.Философия Востока. Учебное пособие. Философия древнего востока. Том 1. – Ростов-на-Дону, 2003.

3. Минаев И.П. Буддизм. Исследования и материалы. Т. I. Вып. 1-2. СПб., 1998.

4. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. I-II. М., 1993.

5. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Введение в изучение буддизма. Ч. II. М., 1978. 448 с.

6. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.

7. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб., 1995. Ч. I-2.

8. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: