Особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.). 6 страница

       ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – берет свое начало от переселившегося в Венгрию представителя поздней схоластики Петра Нигри (Petrus Nigri), умершего в 1484. На нее оказал влияние и Я. А. Коменский (1592-1670) во время своего пребывания в северной Венгрии. В ней находит отражение также и философия Декарта, но еще большее значение для ее формирования имели философия Канта и нем. идеализм; под их влиянием Хетеньи (1786 – 1853) создал систему «всеобщего гармонизма»; С. Хорват (1804-1884) стремился примирить с помощью своего «конкретизма» все философские системы. Самым крупным венг. философом является Карл Бём с его философской антропологией. Разработкой философии права занимались Теодор Паулер (1816 – 1886), Шомло, Сирани-венгр (занимался также и «экономической философией»). Крупным представителем философии жизни является Паладьи (1859-1924); значительную роль в развитии онтологии и логики сыграл Акош Паулер (1876 – 1933), его главная работа – «Основы философии», 1925. К современным представителям неосхоластики относятся А. Шюц и Ал. Хорват. С кон. второй мировой войны и до краха коммунизма в Восточной Европе в венг. философии господствующие позиции занимал марксизм.

       ВЕНСКИЙ КРУЖОК – см. Неопозитивизм.

       ВЕНЦЛЬ (Wenzl) Алоиз (род. 25 янв. 1887, Мюнхен – ум. 20 июля 1967, там же) – нем. философ; в 1933-1938, а также с 1946 – профессор в Мюнхене, ученик Э. Бехера. Стремился соединить методы и результаты современной биологии и физики с философией и религией с целью получения общеобязательных положений о действительности и для построения теории свободы. Представитель онтологической теории слоев (см. Учение о слоях) и психологической гипотезы виртуальности. Осн. произв.: «Das Leib-Seele-Problem», 1933; «Philosophie als Weg von den Grenzen der Wissenschaft an die Grenzen der Religion», 1939; «Philosophie der Freiheit», 2 Bde., 1947-1949; «Die geistigen Strцmungen unseres Jahrhunderts», 1948; «Materie und Leben als Probleme der Naturphilosophie», 1949; «Unsterblichkeit», 1951; «Theorie der Begabung», 1934.

       ВЕРА – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. В англ, языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). Хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. Что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал Кант в своей критике разума: «Я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)» («Критика чистого разума»). В религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с др. стороны, согласно христ. учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости Бога. В этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. Вера – основа доверия. Оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности др. личности. Вера всегда есть риск, т. к. это чувство может ошибаться. Она по своей сути всегда «слепа», ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, – не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. Кто знает, тот не может верить. Слепая вера (или слепое доверие) есть в своем роде высшее испытание моральной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку.

       ВЕРБАЛЬНОЕ ВНУШЕНИЕ (от лат. verbum – слово) – внушение, осуществляемое с помощью слова.

       ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены.

       ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (род. 28 фев. 1863, Петербург – ум. 6 янв. 1945, Москва) – рус. естествоиспытатель и мыслитель, основоположник учения о живом веществе, работавший на стыке наук: геологии, биологии, химии. Огромное значение придавал роли философии, логики и методологии для исследований в области естественных наук. Совершенно поновому подошел и развил понятия «биосфера» (греч. bios – жизнь и sphaira – область, сфера; сфера жизни), введенное в науку Э. Зюсом, и «ноосфера» (греч. nous – разум и sphaira – сфера; сфера разума), введенное П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа. Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая налагает на нее своеобразную геологическую и физико-химическую организованность. Возникновение жизни на Земле и связанное с ним образование биосферы рассматривал не как изолированное появление очагов жизни в отдельных ареалах, а как единый монолитный процесс образования жизни на всей планете с зарождением соответствующих для этого условий. С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, человечество, овладевая законами, природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое. Осн. произв.: «Биогеохимические очерки», 1922-1932, 1940; «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», 1965; «Живое вещество»,, 1978; Избр. соч., тт. 1-5, 195Ф-1960.

       ВЕРОЯТНЫЙ – в большей или меньшей степени претендующий на истинность, не имея на то достаточных оснований (см. Пробабилизм). В повседневной жизни обычно вместо истины, к которой стремятся и которая трудно или совсем недоказуема, довольствуются вероятностью. В принципе одно и то же суждение может быть одинаково вероятно истинным и ложным. В математике вероятностью называется отношение числа случаев, благоприятствующих данному событию, к числу всех равно возможных случаев.

       ВЕРТХЕЙМЕР (Wertheimer) Макс (род. 14 апр. 1880, Прага – ум. 12 окт. 1943, Нью-Йорк) – нем. психолог; профессор с 1933; с 1929 – профессор во Франкфурте; совместно с К. Коффкой и Вольфгангом Кёлером является основателем гештальтпсихологии (см. Гештальттеория). Исследовал прежде всего восприятие движений, установил, что оно является изначально психическим переживанием, а не результатом комбинирующей интерпретации ряда покоящихся образований. Осн. произв.: «Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie», 1925; «Productive thinking», 1945.

       «ВЕСЕЛАЯ НАУКА» (провансальск. Gaya scienza) – поэзия школы трубадуров из Тулузы (основанной в 1324). Ницше использовал это выражение в качестве заголовка для одного из своих произв., чтобы показать свое преклонение перед провансальским трубадуром, «объединившим в себе певца, рыцаря и свободный дух».

       ВЕЧНОСТЬ – бесконечная длительность (см. Длительность). «Истинная бесконечность – это не такая бесконечность, которая исключает всякое время, а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время) подчиненным. Подлинная бесконечность есть преодоление времени» (Шеллинг).

       ВЕЩЕСТВО – по своему значению близко понятию материя, но не равнозначно ему полностью. В то время как со словом «материя» преимущественно связываются представления о грубой, инертной, мертвой действительности, в которой господствуют исключительно механические законы, вещество является «материалом», который благодаря получению формы вызывает мысли об оформленности, жизненной пригодности, облагораживании. См. Гешталъткачества.

       ВЕЩЬ В СЕБЕ – по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, «истинное» бытие, «проявления» которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти «проявления» и указывают. См. также Шифр; Действительность.

       ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – в философии Канта категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. В окказионализме, в философии Лейбница и Лотце взаимодействие понимается метафизически. В психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического (см. Вопрос об отношении души и тела). Согласно гипотезе «двойная причина – двойное следствие» (принадлежащей К. Штумфу и Э. Бехеру), каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную – физическую и психическую – причину и соответственно следствие. Эта гипотеза обладает преимуществом теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретических затруднений. Ее сторонниками являются Э. Гартман, У. Джемс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль.

       ВИВЕС (Vives) Хуан Луис (род. 6 марта 1492, Валенсия – ум. 6 мая 1540, Брюгге) – исп. философ-гуманист и педагог; был профессором в Лувенском католическом и Оксфордском ун-тах. В своем осн. психологическом соч. «De anima et vita» (1538; «О душе и жизни») выдвинул требование: нужно стремиться исследовать не то. что есть душа, а каковы ее свойства и как она действует; поэтому Вивес считается «отцом новой эмпирической психологии». Кроме того, он (одним из первых) предпринял попытку написать историю философии («De unitiis, sectis et laudibus philosophae», 1518). Был противником схоластики и сторонником эмпиризма – непосредственного наблюдения и эксперимента. Его педагогические идеи оказали влияние на Я. А. Коменского и А. Лойолу.

       ВИД (лат. species) – в логическом смысле понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с др. видовыми понятиями; из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие – понятие рода (лат. genus; см. Род). В свою очередь понятие вида может стать по отношению к подчиненным понятиям также понятием рода. В биологии понятие вида – это общность родственных между собой индивидов, известные признаки которых, остающиеся относительно неизменными, совпадают. Вплоть до 19 в. биологические виды считались неизменными; начиная с Дарвина, получило развитие учение о постепенном изменении также и видов (см. Видовая душа).

       ВИДЕНИЕ (от лат. visio – созерцание) – в узком психолого-психиатрическом смысле оптическая галлюцинация. В более широком религиозно-философском и религиозно-научном смысле – «внутреннее зрение», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями (ясновидение в парапсихологическом смысле) или принимается за откровение из «другого» мира.

       ВИДИМОСТЬ – обманчивое отражение, ложный образ, «пустая» кажимость (см. также Иллюзионизм). В психологии различают созерцательную видимость (образ отражения и т. п., см. Инверсия) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо объективно существующего (см. Явление, Реальность); в этом смысле существует видимость всего данного в созерцании, которое принадлежит к сфере макрокосмоса и при этом может быть неидентичным с объективной действительностью. См. также Действительность.

       ВИДОВАЯ ДУША – гипотетический носитель сверхиндивидуальных психических воздействий, которым вид обязан своим развитием. Видовая душа, охватывая индивидов данного вида, должна довести их до той ступени развития, где они обособятся и перерастут условия вида. Тогда индивиды станут выражением идеи – видовой души (видовая энтелехия), а в этой последней заложена тенденция доводить до конца развитие относящихся к данному виду индивидов как таковых. «Поэтому когда говорят, что природе нет дела до индивидов, то имеют в виду следующее: как только появляется для этого возможность, природа стремится к осуществлению того, что можно осуществить в рамках ее идеи; виды – это невоплощенные носители идеи, которая осуществляется лишь в индивиде; стремление, которое имеет своей целью опять-таки индивид, но.которое, достигая цели, приводит к эмансипации вида как такового. Поскольку целью видовой души является индивид, то было бы также правомерным утверждение, что для природы индивиды имеют значение» (Венцль).

       ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн Дамаскин. Визант. философия представляет собой в основном передачу платоновско-аристотелевских идей и произв.; она начинается с Фотия (820 – 891), автора сборника «Библиотека» (до 857), и достигает, вершины в Михаиле Пселле и Никифоре Влеммиде (ум. 1272). Последующий расцвет получила в Италии периода Возрождения в лице Виссариона, Георгия Трапезундского (1396-1484) и др. (см. также Академия). Иррациональное течение в визант. философии представлено мистикой Симеона (1025-1092), свободной от обычно сопровождающих ее экстатических явлений, и мистикой внутренней жизни Николая Кавасилы (14 в.), обращенной против религиозной формальности.

       ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (род. 2 дек. 1876, Глац – ум. 11 янв. 1969, Кёльн) нем. социолог; профессор в Кёльне (с 1919), с 1933 жил и работал в США. Создатель социологического учения об отношениях, которое исходит из следующих положений: 1) социальное, или межчеловеческое, представляет собой запутанную сеть отношений между людьми, каждое из которых является результатом социальных процессов; 2) из межчеловеческого происходит все, что мы называем культурой в самом широком смысле слова; 3) в переживании социальное вступает в теснейшую связь с душой и телом людей. Осн. произв.: «System der allgemeinen Soziologie», 2 Tie., 1955; «Staatssozialismus», 1916; «Der Liberalismus in Vergangenheit und Zukunft», 1917; «Soziologie, Geschichte und Hauptprobleme», 1926; «Homo sum. Gedanken zu einer zusammenfasseden Anthropologie», 1940; «Spдtlese», 1954; «Das Soziale im Leben und im Denken», 1956; «Erinnerungen», 1958.

       ВИЗУАЛЬНЫЙ (от лат. visualis зрительный) – видимый, наблюдаемый простым глазом; память и фантазия являются визуальными, если они воспроизводят по преимуществу то, что доступно зрению.

       ВИКО (Vico) Джамбаттиста (род. 23 июня 1668, Неаполь – ум. 23 янв. 1744, там же) – итал. философ. Основатель философии истории и психологии народов. «Он заранее предчувствовал всю этнологию и всеобщую историю права» (Я. Колер). Ввел в историческую науку компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную героическую и человеческую стадии развития. Не принимал картезианства, симпатизировал платонизму эпохи Возрождения, испытал влияние Мальбранша и индуктивного метода Ф. Бэкона. Осн. произв.: «Principi d'una scienza nuova d'intorno alia commune natura delle naziono», 1725 (рус. пер. «Основания новой науки об общей природе наций», 1940); «De nostri temporis studiorum ratione».

       ВИЛЬГЕЛЬМ из Шампо (Champeaux, Campellensis) (1070-1121) франц. ранний схоласт; с 1113 – епископ в Шалоне-на-Марне, после занятий науками и преподавательской деятельности в Париже ушел в Сен-Викторский монастырь. В вопросе о природе универсалий, в противоположность своему учителю номиналисту Росцелину, придерживался крайнего реализма, согласно которому общие понятия являются реальными субстанциями. Однако позднее под влиянием критики своего ученика Абеляра его взгляды стали более умеренными.

       ВИНА – то, что достойно упрека. Осуждая человека, ему ставят в вину то, что он вел себя неправильно и решал несправедливо, хотя мог бы вести себя иначе, а решать справедливо. Внутренняя причина упрека в вине заключена в том, что человек предопределен к свободному, ответственному, нравственному самоопределению- и поэтому обладает способностью решать справедливо, выступая против несправедливого и избегая того, что запрещено. Побуждение поступить неправильно может овладеть человеком, способным к правильному действию, в том случае, если он не знает запретительных норм или недооценивает их. В этом случае нарушения запрета действующий человек также бывает не в состоянии решиться действовать вопреки несправедливому. Шиллер считал вину «величайшим злом», а Гёте утверждал, что вся вина на земле отмщена. См. Пограничные ситуации, Раскаяние, Свобода.

       ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (род. 11 мая 1848, Потсдам – ум. 22 окт. 1915, Гейдельберг) – нем. философ; с 1903 – профессор. Много сделал, работая в области истории философии; исходил из кантовского критицизма, заложил основы баденской, или юго-западной, нем. школы неокантианства. Философия для него является критической наукой об общепринятых ценностях. В учении о науке он различает генерализирующие, или номотетические, естественные (законополагающие) науки и индивидуализирующие, или идиографические, науки о культуре (которые стремятся понять единичные факты). Осн. произв.: «Geschichte der abendlдndeichen Philosophie im Altertum», 1888 (рус. пер. «История дневной философии», 1911); «Geschichte der neueren Philosophie», 2 Bde., 1878-1880 (рус. пер. «История новой философии», 2 т., 1913); «Prдludien (Reden und Aufsдtze)», 2 Bde., 1884 (рус. пер. «Прелюдии», 1904); «Lb. der Geschichte der Philosophie», 1892; «Platon», 1900 (рус. пер. «Платон», 1909).

       ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (род. 9 янв. 1717, Стендаль – ум. 8 июня 1768, Триест: был убит) – нем. археолог; с 1763 – генеральный хранитель классических древностей в Ватикане, выступал против рационализма Вольфа и его школы. Прекрасное, по его мнению, постигается труднее всего: оно превосходит нашу познавательную способность. Прославлял «благородную простоту и спокойное величие» греков. Величайшим творением всегда развивающейся природы является, с его точки зрения, прекрасный человек. Из соч. Винкельмана, изданных в 1808 в 6 тт., особенное значение имеет: «Ьber die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst», 1755. Его избр. соч. и письма изданы в 1944 под названием «Ewiges Griechentum».

       ВИНЦЕНТ ИЗ БОВЕ (Vincentius Bellovacensis) (ум. ок. 1264) – франц. ранний схоласт; учитель сыновей Людовика Святого. Его всеобъемлющее, состоящее из четырех частей («Зерцало науки», «Зерцало истории», «Зерцало естества» и «Зерцало благочестия») произв. «Speculum majus» («Великое зерцало»), представляющее собой энциклопедию средневекового знания, пользовалось большой популярностью.

       ВИРТУАЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА – основанная на работах Э. Бехера гипотеза, согласно которой человеческий организм представляет собой виртуальную форму, т.е. состоит из согласованных между собой органов (виртуальные образования первого порядка), и благодаря руководству энтелехии является типической целостностью, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. Головной мозг есть орган, обладающий способностью к новым виртуальным образованиям. Напр., согласно этой гипотезе, раздражитель представляет собой нарушение равновесия виртуальной системы организма, восстановлением которого является ощущение. Нарушение равновесия и его восстановление образуют виртуальное образование второго порядка. Физическим коррелятом психического является в таком случае не тело, а совокупность виртуальных процессов. Для разрешения проблемы связи души и тела эта гипотеза дает следующее: между руководством души (энтелехией) и виртуальными образованиями первого порядка имеется взаимодействие, а между процессами сознания и виртуальными образованиями второго порядка – параллелизм.

       ВИРТУАЛЬНЫЙ (от лат. virtus – сила, способность) – могущий.

       ВИРУС (от лат. virus – яд) – мельчайшее тело, представляющее собой болезнетворное начало (повреждение клеток) и весьма сходное по своей химической структуре и биологическим функциям с геном. Исследование генов поставило важный для решения проблемы сущности жизни вопрос о том, являются ли вирусы низкоорганизованными организмами или их надо рассматривать как химическое вещество особой сложности. При изучении вирусов (так же как и в исследовании двойственной природы света и вещества) наука сталкивается с эмпирической неразличимостью.

       ВИССАРИОН Василий (Bessarion Basilius), Виссарион Никейский (род.; 1403, Трапезунд – ум. 18 февр. 1472, Равенна) – греч. гуманист; с 1439 – кардинал. Известен как переводчик греч. авторов на лат. язык и распространитель древнегреч. филологии и платонизма на Западе. Его речи и письма содержатся в книге Минье «Patrologia graeca», т. 161, 1866.

       ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis – жизненный) – взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Появился витализм впервые во Франции и в самой резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813). Витализм отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического понимания их, но в результате успехов биохимии и физической химии оттеснялся все больше и больше в область, которая была еще не доступна для физико-химического анализа. В 20 в. Рейнке, Дриш («Philosophie des Organischen», 1928) и др. создали критический неовитализм. В этой теории, основанной на опытах по механике развития, рассматриваются «проспективная потенция элементов зародыша» (Дриш; см. Эквипотенциальность) и роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией. Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-Мартиус, Икскюлъ и др.; противником витализма среди прочих является Берталанфи. См. Все жизнь, Видовая душа, Вирус, Виртуальности гипотеза.

       ВИТАЛЬНАЯ ДУША – см. Душа.

       ВИТАЛЬНОСТЬ (от лат. vita жизнь) – жизненная сила (см. Витализм); (большая или меньшая) сила жизненной функции.

       ВИТАЛЬНЫЙ (от лат. vita – жизнь) жизненный, полный жизни, напр. жизненная энергия (см. Витализм); витальные ощущения – см. Общее чувство.

       ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (род. 26 апр. 1889, Вена – ум. 29 апр. 1951, Кембридж, Англия) – австр. философ, профессор с 1939; неопозитивист, ученик и друг Б. Рассела. Учил, что познание есть отображение (не зависящих друг от друга) фактов. Суждения являются «функциями истинности» единичных высказываний о фактах, т.е. выводимых из них логическим путем. Логике присущ исключительно тавтологический характер, она ничего не утверждает о действительности, поэтому наука допустила бы ошибку, если бы стала считаться с логикой языка. То общее, что присуще бытию и мышлению, не может якобы быть высказано, на него можно только смотреть и указывать с помощью символов. Осн. произв.: «Logischphilosophische Abhandlungen», 1921 (рус. пер. «Логико-философский трактат», 1958).

       ВИТЕЛО (Witelo) (род. между 1220 и 1230, Силезия) – нем. натурфилософ. В своей математическо-динамической картине мира, изложенной в работе, озаглавленной «Perspective» (1535), все явления природы подчиняет законам геометрии и оптики, что явилось важным вкладом в средневековую нем. метафизику света.

       ВКЛЮЧЕННОСТЬ В БЫТИЕ – согласно Хайдеггеру, «формальное экзистенциальное выражение для бытия «существования», которое раскрывает основное понимание бытия в мире. Бытие существования в мире в своей фактичности уже давно распылилось между отдельными способами включенности в бытие или вовсе распалось. Эти способы включенности в бытие имеют бытийный вид озабоченности («Sein und Zeit», 1927). См. также Интенция.

       ВЛАДИСЛАВЛЕВ Михаил Иванович (род. 9 нояб. 1840, Новгородская губ. – ум. 24 апр. 1890, С.-Петербург) – рус. философ, логик и психолог; профессор и ректор С.-Петербургского ун-та. Сторонник идеализма Канта; выступал против материализма в психологии. Защищая мысль о главенстве воли во всей психической области, пытался приложить психофизический закон Вебера – Фехнера к эмоциям. В его работе «Психология. Исследование осн. явлений душевной жизни» (1881) делается попытка возвращения к учению о душевных способностях в духе неоплатонизма. «Логика» Владиславлева долгое время заменяла учебные пособия по истории логики. Осн. произв., кроме названных: «Современные представления в науке о душе», 1866; «Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы», 1868; «Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления», 1872; комментарии к «Метафизике» Аристотеля, к «Критике чистого разума» Канта и «Микрокосмосу» Лотце.

       ВЛАСТЬ – в отличие от физического насилия сила, оказывающая воздействие на тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом ее является уважение; этическую ценность она представляет собой тогда и только тогда, когда так направляет уважающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей (см. Этика), не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть истории. Власти присуще нечто демоническое. «Поистине это демоническая сущность власти: она даже там, где человек борется за идеальную цель в высшей степени самоотверженно, считая успех прочным только тогда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собственное желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею» (Gerh. Ritter, Die Dдmonie der Marcht, 1947). Поэтому власть в понимании ортодоксального христианства при всех обстоятельствах грешна.

       ВЛЕЧЕНИЕ – 1) порыв, согласно Шелеру, низшая ступень психического, имеющаяся уже у растения. В человеке встречаются влечение и дух, которые в то же время являются атрибутами первосущего. См. также Торможение; 2) телесно-духовная «сила», чувство потребности, пытающееся найти свое удовлетворение в действии. По Шопенгауэру, влечение является одним из этапов в развитии воли: физико-химические процессы – рефлекс-влечение – страстное желание – воля (см. Глубинная психология, Зоопсихология, Раздражение). Действия, совершающиеся под влиянием влечения, характеризуются, благодаря непосредственному следованию друг за другом мотива и действия, слабым контролем сознания или полным отсутствием его. Удовлетворение влечения характеризуется сильным чувством радости, неудовлетворение – чувством досады и ведет к появлению весьма ярких образов желаемого, часто вызывая тяжелые расстройства психики. С др. стороны, умение господствовать над своими влечениями (см. Сублимация) является существенной характеристикой уровня духовной культуры индивида или народа.

       ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ – в теории психоанализа влечения, целью которых является сохранение, поддержание и развертывание жизни во всех ее аспектах и формах. Сексуальные влечения и влечения к самосохранению относятся также к влечению к жизни. Противоположное понятие – влечение к смерти.

       ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ – согласно психоаналитической теории, присущие индивиду, как правило, бессознательные тенденции к саморазрушению. Вовне проявляются в агрессии по отношению к лицам и предметам. Находясь в единстве с влечением к жизни, в патологических случаях могут выливаться в садистские извращения, самообвинения у меланхоликов (см. Темперамент) и др.

       ВМЕНЯЕМОСТЬ – состояние, при котором человек способен сознавать, что несет ответственность за свои поступки и их результаты (см. Свобода). Степень вменяемости, а следовательно, и ответственности может быть различна и зависит от того, мог ли человек предвидеть последствия своего поступка. Дети до 12 лет абсолютно невменяемы, не ответственны за свои поступки, с 12 до 18 лет – ответственны условно. Невменяемыми, не отвечающими за свои поступки, считаются также душевнобольные и умалишенные. Недостаточная ясность духа влечет за собой меньшую вменяемость. Абсолютно вменяем тот, кто при нормальных душевных способностях в состоянии предусмотреть последствия своего поступка, особенно это относится к вопросу о небрежности, неосторожности, поскольку их вообще можно объективно предусмотреть. Кроме всего прочего, понятия субъективной вины и объективной ответственности не совпадают; последнее понятие является значительно более широким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: