Особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.). 7 страница

       ВНЕВРЕМЕННОСТЬ МИРА – вывод, логически вытекающий из современной теории пространства, в которой время выступает в качестве четвертой оси координат. Согласно этой теории, между событиями различных движущихся систем не может быть никакой одновременности, потому,что в материальном мире нет никакого времени; ему не присуща никакая временность. См. также Мировая линия.

       ВНЕШНИЙ МИР – прежде всего то, что не относится к внутреннему миру, к психической жизни человека (наивное восприятие внешнего мира). В философском смысле следует различать два значения этого понятия: 1) физический внешний мир, включающий и наш организм; он является источником раздражений для наших органов чувств, и в нем совершаются также все физиологические процессы, происходящие в нашем организме, также относящиеся к сфере внешнего мира; этот мир одинаков для всех людей, но он непознаваем (см. Действительность), и физике, занимающейся исследованием явлений физического мира, он доступен лишь косвенным образом (см. Видимость), 2) внешний мир созерцания, включающий отношение «тело – я» (см. Я); сюда относится сфера психического, составляющая предмет исследования психологии. Во всяком случае, законы, действующие во внешнем мире созерцания (окружающий мир, среда), являются законами психологического порядка. Каждый человек, вообще каждое живое. существо, обладающее органами чувств, имеет свой особый внешний мир созерцания (см. также Микрокосмос). Однако все эти отдельные внешние миры созерцания, представляющие собой (сильно упрощенные) отражения физического внешнего мира в целом, как правило, достаточно сходны друг с другом, чтобы обеспечить взаимопонимание. Противоположное понятие – внутренний мир.

       ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Лейбниц, Кант, Гербарт). В современной психологии выделяют три вида внимания: произвольное – привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий; непроизвольное – возникает в результате сознательного намерения, и сохранение его требует значительных усилий (свойственно только человеку); постпроизвольное – сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение не требует специальных умственных усилий. Вниманию присущи различные качества: объем, распределение, устойчивость и переключаемость. На рубеже 19 – 20 вв. самые различные проявления психики стремились объяснить с помощью внимания. Оригинальную моторную теорию внимания выдвинул H. H. Ламе, связав его с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Рибо рассматривал внимание как ряд приспособительных рефлексов. В современной психологии изучение внимания приобрело огромное значение в связи с созданием сложных технологических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов внимания.

       ВНУТРЕННЕЕ – склонность человеческой души, одушевляя предметы окружающего мира, ассимилировать их; наделяя их смыслом, включать в круг ценностей; обнаруживая их сущность, делать привлекательными или способными возбуждать интерес. Речь идет о способе освоения, или об особой форме усвоения, которая отличается от умственного постижения или понимания тем, что она стремится оценить все вещи по достоинству, рассматривает их как стоящие в одном ряду с человеком и перед самим актом присвоения не видоизменяет (в каких-либо намерениях или целях), не подделывает, не улучшает и вообще не насилует их существа каким-либо образом. Внутреннее – это физическая потенция высокого, может быть даже высшего, ранга, т. к. подготавливает для духа путь к истине. Она имеет дело с повиновением, отдаванием себя, любовью, объективностью и родственна инстинкту Паскаля.

       ВНУТРЕННИЙ МИР – вся сознательная духовная жизнь человека. В новой психологии внутренний мир и внешний мир больше не различаются. Но нельзя встречающееся ставить наряду с внешним миром, а живо представляемое – наряду с внутренним миром. Представления и мысленные объекты, которые формируются во внутреннем мире, противостоят человеку, хотя и особенным образом, как вещи от него независимые, и могут быть отнесены им к объектам его размышлений. С др. стороны, чувства, настроения, симпатии, голод и жажду нельзя представить иначе, как приходящими извне (чувство «лишает меня обладания, одолевает меня»).

       ВНУТРЕННЯЯ СЕКРЕЦИЯ – выделение гормонов, возбуждающих веществ, особенно эндокринными (не имеющими особых выводных протоков и выделяющими вырабатываемые ими вещества прямо в кровь) железами организма (но, возможно, и всеми органами). Гормоны решающим образом влияют на физическое и умственное состояние и развитие. Железами внутренней секреции являются щитовидная железа, надпочечники, зобная железа, гипофиз, поджелудочная железа, половые железы.

       ВНУТРИМИРОВОЙ – находящийся в мире, присущий миру.

       ВНУТРИСУБЪЕКТИВНОЕ – общее всем субъектам.

       ВОВИНАРГ (Vauvenargues) Лук Клапье, маркие (род. 6 авг. 1715, Экс, Прованс – ум. 28 июня 1747, Париж) – франц. моралист; является одним из крупнейших мастеров афоризма. Для него характерна не столько рационалистическая, сколько мистика-религиозная позиция с преобладанием идей стоицизма. Наиболее известен его афоризм: «Великие мысли идут из сердца». Осн. произв.: «Introduction Ј la connaissance de l'esprit humain, suivie de reflexions et de maximes», 1746; Избранное в «Die franz. Moralisten», 1938; «Liebe zum Leben – mutiges Denken», 1955.

       ВОЗБУДИМОСТЬ – способность живой субстанции реагировать на раздражения. Возбуждение возникает, если раздражение вызывает деятельность раздражаемого органа и тем самым деятельность нервной системы.

       ВОЗВЫШЕННОЕ – эстетическая категория, характеризующая великое в природе, в жизни и в изобразительном искусстве, определяемое не количественными параметрами, а своим эстетическим воздействием на человека. Понятие о возвышенном возникло на закате античности и характеризовало особый стиль ораторской речи. Это значение термина сохранялось вплоть до эпохи Возрождения. Как самостоятельное эстетическое понятие «возвышенное» было впервые разработано Э. Берном в трактате «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном», 1757).

       ВОЗМОЖНОЕ – то, что, во-первых (с объективной стороны), при определенных условиях может стать действительным, или то, что, во-вторых (с субъективной стороны), при определенных предпосылках может быть мыслимо как действительное. «Если условия возможности в их всеобщности налицо, тогда они образуют вместе с тем и необходимость» (N. Hartmann, Einfьhrung in die Philosophie, 1954). О кантовском понятии возможного см. Постулат. Проблематика понятия возможного снова ожила в совреf менном экзистенциализме и онтологии, благодаря чему, уже начиная с Кьёркегора, возникло экзистенциалистское понятие возможности. См. Необходимость, Потенция, Формализм.

       ВОЗМОЖНОСТЬ – направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. Эта тенденции может быть объяснена только как возможность. Следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой – как объясняющее, т.е. как категория. Как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятия возможности. Мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал Г.Ихгейзер (1933). Позднее А. Гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. После него категориальный характер этого понятия признал В. Камлах. Философские основы такого толкования были заложены В. Дильтеем. В обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории. Для объяснения осознания реальности М. Шелер употребляет введенное Дильтеем понятие противоречия. Противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. Отсюда ясно отношение к понятию возможности. Возможность означает ссылку на противоречия. Такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. Она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннего противоречия. В каждой возможности присутствует вероятная невозможность. В обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»). Возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. Ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. Возможность и бытие возможности существуют в разных формах. Познание вероятностей, возможностей не всегда оказывает влияние на нашу возможность. Познание без ссылки на возможность голо. Изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.

       ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (от лат. actualis – действенный и греч. genesis – возникновение) – в современной психологии возникновение переживаемых образов (см. Гештальттеория) в процессе восприятия. См. также Связь.

       ВОЗРОЖДЕНИЕ – см. Просвещение.

       ВОЛНОВАЯ МЕХАНИКА – основанная в 1924 Луи де Бройлем и разработанная Эрвином Шрёдингером теория атома, в которой в математической форме объединены волновые и корпускулярные свойства материи. Согласно этой теории, материальная частица является сгустком энергии пакета волн, называемых «волнами материи», которые распространяются со сверхсветовой скоростью (двойственная природа материи). Волновая функция дает вероятность нахождения электрона в некоторой точке. Волновая механика получает, хотя и др. путем, те же результаты, что и квантовая механика.

       ВОЛНЫ МАТЕРИИ – см. Бройль, Волновая механика.

       ВОЛЬНОДУМЕЦ – понятие, относящееся к духовной или религиозной истории, со времени своего возникновения в 18 в. претерпело много изменений. Со времени появления в 1713 произв. Коллинза «О вольнодумстве» вольнодумцами называли также представителей деизма (см. Деизм); при этом фактически имелось в виду христианство вне церкви. В Германии Фридрих Великий, Реймарус и Лессинг, критиковавшие церковь и ее догматизм, были близки к вольнодумству, которое во Франции уже в 18 в. развилось в атеизм. Несмотря на это, ' под вольнодумством еще до сер. 19 в., особенно в Германии, подразумевали внецерковные религиозные движения.

       ВОЛЬТЕР (Voltaire), настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (Arouet) (род. 21 нояб. 1694, Париж – ум. 30 мая 1778, там же) – знаменитейший франц. писатель и философ эпохи франц. Просвещения; в 1750 – 1752 находился при дворе Фридриха II, с 1858 жил в своем поместье Ферне (близ Женевы), неоднократно приезжал во Францию, испытал влияние философии англ. Просвещения. Считал, что познание трансцендентного (напр., при решении вопроса относительно бессмертия души и свободы человеческой воли) невозможно, и особенно рьяно боролся с церковью изза ее догматизма. В противовес Руссо он всячески подчеркивал ценность культуры и в своем «Essai sur les moeurs et l'esprit des nations» (7 vol., 1756; 6 Bde., 1867) изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Он ввел в науку выражение «Philosophie de l'histoire» («философия истории»). Его сатирический роман «Кандид» (1759) направлен против идеи бессмертия и оптимизма Лейбница. Среди его произв., которые в полном издании Моланда (1878 – 1885) составляют 52 тт., важными в философском отношении являются: «Lettres philosophiques' sur les Anglais», 1734; «Sur l'homme», 1738; «Elements de la philosophic de Newton», 1738 (против картезианства); «Dictionaire philosophique», 1764; «Questions sur L'Encyclopedie», 9 vol., 1770-1827. Ha рус. яз.: «Философия истории», СПБ, 1868; «Избр. страницы», СПБ, 1914; «Философские повести и рассказы», М. – Л., 1931; «Избр. произв.», М., 1956; «Письма», М. – Л., 1956; «Эстетика», М., 1974.

       ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (род. 24 янв. 1679, Бреслау – ум. 9 апр. 1754, Галле) – нем. философ и математик; был профессором в Галле (с 1707), играл ведущую роль в нем. Возрождении. Творец системы нем. рационализма, при создании которой использовал идеи Аристотеля, стоиков и схоластов. Преобразованную им философию Лейбница превратил в господствующее философское учение своей эпохи; его ученики занимали кафедры философии почти во всех нем. ун-тах. Большая заслуга Вольфа состоит в том, что большинство его весьма многочисленных произв. написано по-немецки, что положило начало нем. философской терминологии. Кант считал его одним из влиятельнейших представителей рационалистического догматизма, сторонником чистой и цельной веры в силу разума. Названия почти всех по-немецки им написанных соч. начинались словами: «Разумные мысли...»

       ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas воля) – одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

       ВОЛЯ – в противоположность влечению представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремятся к ней (см. Связь стремлений). Направлена воля может быть только на (субъективно) ценное (желать зла может только «сатана»), поэтому она зависит от индивидуальной субординации ценностей (см. Этика). Волевой мотив, а следовательно, и ценность или положение вещей, обладающее ценностью, обнаруживаются в пределах некоторой ситуации. Каждый волевой мотив порождает контрмотив (см. Торможение), от силы которого зависит, будет ли воля иметь своим следствием некоторое действие (см. Объективность). Воля как духовный акт всегда является свободной волей, т.е. может выбирать среди многих мотивов даже такой мотив, который противоречит жизненным потребностям человека. Благодаря этому человек представляет собой единственное существо, которое может добровольно действовать наперекор своим собственным интересам и даже уничтожать себя (самоубийство). Шопенгауэр создал метафизику всеобщей воли, проявляющейся в объективном плане как природа, включая и человеческое тело, а в плане субъективном – как сознательная воля. Ницше, примыкая к Шопенгауэру, создал свое учение о воле к власти. Гегель считал идеальной конечной целью мира осознание духом своей свободы (в воле), а значит, и действительность его свободы.

       «ВОЛЯ К ВЛАСТИ» («Wille zur Macht») – название произв. Ницше и составная часть его философии жизни.

       ВООБРАЖЕНИЕ – 1) представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (см. также Фикция); равным, образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние – сделать человека больным («мнимый больной») или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого; 2) воображение как признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек». Сила воображения – см. Фантазия.

       ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА – возникает благодаря опыту, которому человек подвергает сам себя. Уже поверхностное самонаблюдение приводит с неизбежностью к такому, напр., вопросу: как получается, что пучок разноцветных световых лучей создает у меня восприятие «союзного флага»? Каким образом может вообще получиться, что физико-химические процессы, совершающиеся в сетчатке моего глаза, имеют своим результатом нечто психическое (напр., восприятие)? Каковы отношения между внешним миром, моим телом и моей душой? Отношения между душой и телом под названием психосоматики играют центральную роль в современной медицине, психотерапии и психопатологии. Наука с несомненностью установила, что не только переживания внешнего мира ограничиваются физико-химическими процессами в организме, но также и наши мышление, чувства, желания, настроения и т. д. Как подобные переживания внутреннего мира (которые могут быть вызваны переживаниями также и внешнего мира) способны привести к движению моего тела; как, напр., мое желание поднять руку в состоянии вызвать движение руки (т.е. физикохимический процесс в мышцах)? Весь вопрос, сводится к проблеме: как психическое влияет на физическое и наоборот (психофизическая проблема)? Важнейшими попытками решения этой проблемы являются: 1) теория психофизического параллелизма (см. Психофизический параллелизм), которая в настоящее время отошла в прошлое; 2) теория психофизического взаимодействия (см. Взаимодействие), которая, кажется, значительно ближе подходит к истине; 3) восходящий к Аристотелю гилеморфизм; 4) восходящая к Э. Бехеру гипотеза виртуальности (см. Виртуальности гипотеза); 5) психосоматическая попытка решения проблемы об отношении души и тела (см. Глубинная психология). Наряду с этими имеются теории, которые пытаются решить вопрос об отношении души и тела путем отрицания принципиального различия между душой и телом; наиболее известно положение Клагеса: «Тело есть явление души, а душа – смысл телесного явления». Др. теории, теперь уже более не развиваемые наукой, суть следующие: Группа I: Существует либо тело, либо душа – 1) существует лишь душа, поскольку тело есть лишь «мое представление» (Лейбниц, Беркли, отчасти Шопенгауэр); см. Спиритуализм; 2) существует только тело в материалистически-механистическом смысле, душа же только одна из различных функций его (Ламетри, Молешотт); см. Материализм, Группа II: существует как тело, так и душа – 3) связь между душой и телом осуществляется благодаря функциям шишковидной железы (Декарт); 4) отношения между душой и телом опосредуются чисто душевными процессами (романтизм), магический идеализм (см. Идеализм); 5) душа и тело совершенно разделены; в душевных порывах проявляется забота Бога о соответствующих движениях тела, и наоборот (Мальбранш, Гейлинкс); см. Окказионализм. Ср. Действительность, Основное отношение, Память, Психофизический уровень.

       ВОПРОС О ВИДИМОСТИ – см. Позитивизм философский.

       ВОСПИТАНИЕ – воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого (см. Гармония), а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства и т. д. При этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. Рука об руку с воспитанием идет образование. Воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета у воспитанника. Дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой – к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (честь) отношений, в которые попадает человек (см. Man). Возможно и воспитание дурного. Систематическое исследование и выявление всех действующих при воспитании факторов составляет задачу науки о воспитании (см. Педагогика).

       ВОСПОМИНАНИЕ – непроизвольно возникшее или произвольно вызванное вновь содержание сознания, которое более или менее сходно с первоначальным переживанием или кажется сходным (-достоверность воспоминания и его заблуждения). Способность к точному воспроизведению, воспоминанию у различных людей неодинакова, и даже у одного и того же человека неодинакова по отношению к разным предметным сферам. Воспоминаемое принадлежит к классу представляемого. См. Память.

       ВОСПРИЯТИЕ – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. Если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. Прегнантности правило).

       ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА – восприятие пространственного расстояния на поверхности собственного тела при помощи осязания. Это не дает восприятия собственно пустого пространства, напротив, мы можем мысленно продолжить координаты предмета (а также, напр., нашего тела) за пределы его самого и, т. о., достигнуть представления о пространстве. Это пространство обычно имеет евклидову структуру (см. Пространство), устойчивость которой, с одной стороны, осуществляется стабильностью поля восприятия (см. Поле), а с другой – обеспечивается мышечной системой. От наглядно воспринимаемого пространства, наполненного предметами (окружающее пространство), на эту систему действуют непрерывные силы (см. Установка), которые совпадают с нормальным распределением тонусов по всей мускулатуре и с соответствующими состояниями или возбуждениями в психофизическом уровне. При известных заболеваниях мозга, которые имеют своим следствием лабильность или асимметрию мышечного тонуса, наступают смещения структуры окружающего пространства и отклонения от евклидовой структуры.

       ВРЕМЕНИ СОЗНАНИЕ – особый, зависящий от общих и индивидуальных психических и общеличностных свойств данного человека вид сознания, связанный с переживанием времени.

       ВРЕМЕННОСТЬ – в философии Хайдеггера будущее, поскольку оно содержит прошедшее (см. Время), а также образует настоящее, ибо существование не пребывает в теперь, а имеется всегда уже раньше. Эта временность является сущностью заботы. Временностью в физическом смысле является мировая линия.

       ВРЕМЯ – форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и является гл. о. возможностью что-то делать, переживать и т. п. Выражение «на это у меня нет времени» означает, что «подходящее ко мне», т.е. будущее, образует непрерывную цепь из «связанных по времени» действий, переживаний и т. д. Оно означает также, что для меня является невозможным в этом течении времени «передвинуть» один из этих членов назад или вперед т. о., чтобы осуществлялась дальнейшая деятельность и т. д. Выражение «еще рано» означает, что время еще не наступило (возможности еще нет); «уже поздно» – что возможности больше нет. Только «теперь» есть «время и возможность», «теперь» находится между «еще рано» и «уже поздно» и должно «восприниматься», замечаться, пониматься для того, чтобы вообще что-нибудь можно было делать. Будущее, настоящее, прошедшее суть абстракции от этого естественного понятия времени, в которых частицы «еще» и «уже» являются знаками выражения характера существования как заботы (см. Забота). При этом имеет значение то обстоятельство, что с увеличением возраста человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше места для действия, ибо человек начинает все больше зависеть от прошлых событий («человек несет на себе груз прошлого»). Будущее, т. о., все больше пропитывается прошлым, и поэтому жизнь, будущее которой состоит только из прошедшего, называется жизнью без будущего. Под этим подразумевается придавленное тяжестью прошедшего, ставшее бессмысленным существование. Хайдеггером, Сартром, Фолькельтом и др. время толкуется реалистически. По Хайдеггеру, времени нет, нет ни в субъекте, ни в объекте, ни «внутри», ни «вовне», оно «есть» раньше любой субъективности и объективности, ибо оно является условием самой возможности для этого «раньше». Большую роль, как это уже подчеркивали Августин и Лейбниц, играет время как способ существования человека, в котором он необходимо должен переживать прошедшее, настоящее и будущее, поэтому время можно рассматривать как безусловную предпосылку бытия человека. По Канту, время является формальным априорным условием всех явлений вообще. Современная физика считает, что объективного времени нет, а то, что считается таковым, представляет собой на самом деле всего лишь координату в четырехмерном континууме (см. также Вневременность мира, Мировая линия). Эпоха т. н. «исторического времени» охватывает приблизительно 6 тыс. лет; предысторического времени – несколько сот тысячелетий; геологического – несколько миллиардов лет; космическое время – бесконечно. Если допустить, что человек на Земле существует ок. 550 тыс. лет, и положить эти 550 тыс. равными одному двадцатичетырехчасовому дню, то тогда 6 тыс. лет исторического времени – «мировая история» – составят всего-навсего 16 последних минут жизни в течение этого дня.

       ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные. См. также Анамнезис, Априори.

       ВРОНЬСКИЙ – см. Хёне-Вроньский.

       ВСЕЕДИНСТВО – единство Вселенной, в которой веши в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Понятие всеединства встречается у элеатов – «Все есть единое» («Hen kai pan»), в особенности у неоплатоников. Учение о всеединстве занимает особенно важное место в пантеизме, монизме, а также у рус. религиозных философов.

       ВСЕ-ЖИЗНЬ – у Шелера универсальная жизненная движущая сила, которая проникает во все виды и роды населяющих Землю жизненных существ и, будучи реальной и целенаправленной, руководит также всем эмпирически-реальным развитием видов. Bee-жизнь объясняет «немеханическое» в наблюдаемых нами жизненных процессах. Шелер говорит, что, «несмотря на личную субстанциональность индивидуального духа, жизнь во всех индивидуумах метафизически есть одна и та же жизнь», Bee-жизнь обогащается опытом, который она черпает из индивидуальной жизни, «ибо между все-жизнью и всеми живыми существами имеется обоюдная взаимозависимость» («Erkenntnis und Arbeit», 1926). См. также Паульсен.

       ВСЕЛЕННАЯ – содержание понятия всего существующего; все то, что существует.

       ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (всеобщая история) – история всего человечества, в т. ч. и первобытных народов. Исследователи истории, за исключением Г. Гельмольта, написавшего свою «Всемирную историю» (H.Helmolt, Weltgeschichte, 9 Bde., 1913-1922) по географическому принципу, большей частью ограничиваются в своих работах только европейскими культурными народами или культурными народами Ближнего и Среднего Востока или же рассматривают историю остальных стран с точки зрения европейца (и прежде всего под углом зрения распространения европейского влияния). «Более или менее полное собрание истории отдельных народов еще не составило бы никакой всемирной истории, ибо оно потеряло бы из виду взаимосвязь вещей. Но задача всемирной истории как науки как раз и заключается в том, чтобы познать эту взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. То, что такая общность имеется, является очевидным» (L. von Ranke, Vorrede zur «Weltgeschichte», 4 Bde., 1910).

       «ВСЕМИРНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ» – Гёте («Годы странствования Вильгельма Мейстера», кн. 2, гл. 7) употребляет это понятие как противоположность понятию «домашнее благочестие», как религиозность, направленную практически на более далекие цели. Всемирное благочестие нужно не только нашим ближним, оно должно быть принято и всем человечеством. По Эдуарду Шпрангеру, всемирное благочестие представляет собой религиозную установку, которая направлена не на потустороннее, а, исходя из сокровенного смысла событий нашего земного мира, на религиозные чувства.

       ВСЕМИРНЫЕ РЕЛИГИИ – религии, распространенные среди значительной части человечества, и прежде всего христианство (свыше 1 млрд. верующих), ислам (от 450 до 800 млн., по разным данным), буддизм (более 500 млн.).

       ВСЕОБЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ – абсолютная законность взгляда, знания, принципа. Она возможна, поскольку полагают, что способ познания для всех людей одинаков и сущность человека определяется его разумом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: