В-6. Проблема соотношения обучения (О.) и развития (Р)

Связь О. и Р. Ч-Ка — одна из цент-х проблем педпсих-и. При ее рассмотрении важ­но отметить, что: а) само Р. есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого проис­ходят прогрессивные и регрессивные Интел-ые, лично­стные, повед-ские, деятел-ые изменения в самом чело­веке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев); б) Р., особенно лич­ностное, не прекращается до момента прекращения самой жиз­ни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками Р. являются: не­обратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. В ка­честве факторов, определяющих психическое развитие, В.С.Му­хина рассматривает его предпосылки, условия и связь развития и внутренней позиции ребенка. Говоря об основной цели любой системы образ-я — Р. личности обучающегося, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической пси­хологии, согласно которому обучение явл-ся не только усло­вием, но и основой и средством психического и в целом личнос­тного Р.ч-ка.

Соотношение обучения и развития

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. Так, согласно одной из них, О. и есть Р. (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа О. (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно дру­гой, О. — это только внешние условия созревания, Р.. «Р. создает возможностиО. их реали­зует», или, другими словами, «О. идет в хвосте Р.» Согласно Ж. Пиаже, «мышление ребен­ка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет».В отеч-ой псих-ии утверждается т.зр., сформулированная Л.С, Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, О. и В. играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «О. м. иметь в Р. отдаленные, а не только ближайшие последствия, О. м. идти не толь­ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди Р., продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Это положение является кардиналь­ным не только для отеч-ой педпсих-ии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США. Как подчеркивает Брунер, «... преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать есте­ственному ходу познав-го развития ребенка. Препод-ие может стать даже ведущим фактором этого Р., пре­доставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возмож­ности самому форсировать свое Р.». Из осно­вополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что обучение и Р. находятся в единстве, причем обучение, опережая Р., стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное Р.. След-но, О. должно «ориенти­роваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского Р. [47, с. 251]. Это положение оказывается принципиальным для всей организации О., педагогики в целом.

Рассмотрение проблемы Р. означает ответ на целый ряд вопросов: каково общее направление психического развития личности, что выступает в качестве его движущих сил, какова социальная ситуация Р., по каким основным линиям оно протекает. О., реализуемое по любому типу, не может не учитывать все эти моменты, если оно хочет быть управляемым и добиться основной цели — Р. личности обучающегося, его психического Р.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: