Связь О. и Р. Ч-Ка — одна из цент-х проблем педпсих-и. При ее рассмотрении важно отметить, что: а) само Р. есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные Интел-ые, личностные, повед-ские, деятел-ые изменения в самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев); б) Р., особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками Р. являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. В качестве факторов, определяющих психическое развитие, В.С.Мухина рассматривает его предпосылки, условия и связь развития и внутренней позиции ребенка. Говоря об основной цели любой системы образ-я — Р. личности обучающегося, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение явл-ся не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного Р.ч-ка.
Соотношение обучения и развития
Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. Так, согласно одной из них, О. и есть Р. (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа О. (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, О. — это только внешние условия созревания, Р.. «Р. создает возможности — О. их реализует», или, другими словами, «О. идет в хвосте Р.» Согласно Ж. Пиаже, «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет».В отеч-ой псих-ии утверждается т.зр., сформулированная Л.С, Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, О. и В. играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «О. м. иметь в Р. отдаленные, а не только ближайшие последствия, О. м. идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди Р., продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Это положение является кардинальным не только для отеч-ой педпсих-ии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США. Как подчеркивает Брунер, «... преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать естественному ходу познав-го развития ребенка. Препод-ие может стать даже ведущим фактором этого Р., предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому форсировать свое Р.». Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что обучение и Р. находятся в единстве, причем обучение, опережая Р., стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное Р.. След-но, О. должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского Р. [47, с. 251]. Это положение оказывается принципиальным для всей организации О., педагогики в целом.
Рассмотрение проблемы Р. означает ответ на целый ряд вопросов: каково общее направление психического развития личности, что выступает в качестве его движущих сил, какова социальная ситуация Р., по каким основным линиям оно протекает. О., реализуемое по любому типу, не может не учитывать все эти моменты, если оно хочет быть управляемым и добиться основной цели — Р. личности обучающегося, его психического Р.