В-15. Студент как субъект учебной деятельности

Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева..

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Основной формой обучения для студенчества является знаково-контекстное (А.А. Вербицкий).

Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи.

Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, как уже отмечалось, прежде всего определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала).

Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться.

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогич-ности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении

 

В-10. Психол-ая сущность и орг-ция проблемного обучения (ПО) (А.М. Матюшкин)

ПО заключается в организации на уроке проблемных ситуаций и разрешение этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников. - Позволяет сформировать активного ребенка. Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоречивые позиции при его решении.

Цели ПО:1). Сформировать у учащихся необходимую систему умений и навыков; 2). Достигнуть высокого уровня развития школьников, сформировать способность к самообучению; 3). Сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность.

Проблемная ситуация включает в себя 3 компонента: 1) Необходимость выполнения такого действия, которое открыло бы перед учеником некое неизвестное отношение, способ, условие (мотивацию). 2) Собственно неизвестное, к чему должны придти в итоге (оно должно быть общим правилом, позволяющим усвоить материал по предмету. 3) Учитываются возможности учащихся (задание должно быть не слишком легкое или трудное, иначе оно не вызовет проблемной ситуации) Если ситуация воспринята учащимися, то это можно заметить по эмоциональному подъему, активности, интереса, желания решить данную проблему.

Правильно построенная проблемная ситуация вызывает резкий скачек в знаниях вперед, в противном случае учащиеся могут потерять уже имеющиеся знания, а учитель - авторитет.

Правила создания проблемных ситуаций:

1) Перед учащимися должно быть поставлено практическое или теоретическое задание, при решении которого необходимо открыть новые знания.

2) Предлагаемое задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся. 3) Проблемное задание должно предшествовать объяснению материала. 4) Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными типами заданий. 5) Проблемная ситуация должна быть сформирована учителем путем указания ученику на причины невыполнения поставленного практического задания или невозможность объяснить те или иные факты на уровне имеющихся знаний.

                   Типы проблемных ситуаций:

1). Обнаружение несоответствия между старыми и новыми знаниями. 2. Выбор из системы имеющихся знаний единственно необходимой, которая может обеспечить правильное решение. 3). Когда сталкиваемся с практическим применением имеющихся знаний и ищем пути применения. 4). Если существует противоречие между теоретически возможным путем - решения задачи и практической нецелесообразностью данного способа. 5). При решении технических задач, когда схема и реальный механизм отличаются друг от друга.

Теория А.М. Матюшкина. В основе теории ПО лежит идея о формировании познавательной активности личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий. Этого можно достигнуть только в случае понимания обучения как личностно-опосредованного процесса взаимодействия учителя и ученика в рамках самоактуализации и сотрудничества. По мнению автора концепции, определяющими понятиями являются «задача» и «проблемная ситуация». Задача понимается как специфически поставленная цель в системе соответствующих условий, т.е. она должна включать цель решения, наличные условия ситуации и вопрос о способе достижения указанной цели. Когда подобная задача встает перед учеником, то он воспринимает ее как проблемную ситуацию. Проблемная ситуация, по A.M. Матюшкину, характеризуется как активное психическое состояние, возникающее у личности при выполнении задачи в условиях субъективного открытия «новых знаний». Таким образом, ядром проблемной ситуации становится неизвестное новое знание, которое собственно и должен открыть для себя ученик, чтобы достигнуть поставленной цели. Для решения этой задачи ученику необходимо использовать специальные действия поиска нужного знания, его логических связей и обобщения информации. Сущность проблемного обучения, таким образом, сводится к активной мыслительной обработке задания и самостоятельного вывода. Роль педагога состоит в корректировке действий ученика. Процесс проблемного обучения включает два этапа:1)постановку и усвоение проблемной ситуации; 2)поиск неизвестного в проблемной ситуации (главное звено в проблемном обучении).

Второй этап осуществляется учеником самостоятельно или с помощью педагога. Однако роль учителя сводится к созданию условий, которые способствуют созданию у ученика потребности в поиске нового знания. В условиях школьного обучения проблемная организация учебной деятельности имитирует условия творческого поиска и формирует у учащихся креативные способности и творческое мышление. Подобная деятельность развивает у учащихся интерес, удовлетворенность учебным процессом, активизацию потребности самоактуализации и в целом формирует творческую личность.

ПО основано на получении новых знаний обуч-ися посредством решения теор-их и прак-их проблем, задач в создающихся в силу этого проблемных си­туациях (В, Оконь, М.И, Махмутов, A.M. Матюшкин, Т.В. Куд­рявцев, И.Я. Лернер и др.). Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть позн-ая потребность и ин­тел-ные возм-сти решать задачу при наличии затруд­нения, противоречия между старым и новым, известным и не­известным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемные ситуации диффернцируются A.M. Матюшкиным по критериям: I) стр-ры действий, к-ые должны быть вы­полнены при решении проблемы (например, нахождения спосо­ба действия); 2) уровня развития этих д-ий у человека, ре­шающего проблему, и 3) трудности проблемной ситуации в за­висимости от Интел-ных возможностей.ПО включает нес-ко этапов: осозна­ние проблемной ситуации, формул-вку проблемы на основе ана­лиза ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, сме­ну и проверку гипотез, проверку решения. Этот процесс развер­тывается по аналогии с тремя фазами мысл-ого акта (по С.Л. Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умоза­ключение. Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деят-ти обуч-ся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследователь­ский тип обучения с большим развив-им потенциалом.

ПО м.б.разного уровня трудности для обуч-ся в зависимости от того, какие и сколько д-ий для решения проблемы он осуществляет. В.А. Крутецкий предложил схему уровней проблемно обуче­ния в сопоставлении с традиционным на основании разделения действий учителя и ученика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: