В-34.Специфика работы социального психолога. Осн-ые напр-ия деят-сти психолога в социальной сфере

Для социального психолога образования характерны два направления работы: актуальное и перспективное.

В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в обшении (в той или иной системе отношений) и т.п.

В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.

Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга; но более определяющим является все-таки перспективное направление в достижении целей школьной психологической службы. При этом чрезвычайно важным моментом является осуществление практическим психологом стыковки начальной и конечной целей деятельности по отношению к ребенку.

На начальном этапе взаимодействия

 

С каждым годом круг деятельности психологов все больше разрастается. Одним из направлений их практической деятельности является экспертная деятельность. Психолог может принимать участие в решении следующих экспертных задач: 1)судебно-психиатрическая экспертиза; 2)судебно-психологическая экспертиза; 3)врачебная экспертиза; 4)трудовая экспертиза; 5)военно-медицинская экспертиза.

Задачи, которые ставят перед психологом эти различные виды экспертиз, разнообразны и сложны. Установление диагностических критериев, анализ степени снижения психических функций субъекта деятельности (подлежащего экспертизе) - всё это осложняется особым отношением обследуемого к самой процедуре экспертизы, как к травмирующей его ситуации. Нередко встает задача определения критерия симуляции болезненных проявлений, например, для разграничения истинной некритичности от симулятивного поведения.

может быть интересна эта работа для профессионала? Психолог может не ограничиваться только задачами обследования, диагностики, прогнозирования пригодности, контроля состояния, но выявлять пути коррекции возникших трудностей, помогать профессионалу их преодолевать. Можно накапливать эмпирический обследовательский материал и устанавливать закономерности, важные для оптимизации труда летчиков, для экспертной психологической практики, можно ставить перед собой в этом плане научно-исследовательские цели, методические задачи. Можно также осваивать параллельно и методы психотерапевтические, методы психологической помощи профессионалам в конфликтных, стрессовых трудных жизненных ситуациях, разрабатывать новые тренинговые программы, важные для специалистов.

Какими качествами должен обладать психолог, занимающийся экспертной практикой? Самые важные качества – неравнодушное отношение к человеку, который проходит обследование, доброжелательность, неподдельный интерес к человеку, его труду, профессиональной судьбе. Недопустимо проявление грубости, какого-либо насилия, давления на личность обследуемого со стороны психолога. Психологу важно справляться с ситуациями возможного негативизма и даже агрессии со стороны обследуемых и справляться с ними терпеливо и доброжелательно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: