Словесные методы препод-ия псих-ии

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату. В пед-ой практи­ке под методами обучения понимают способы обучающей деятельности препода­вателя, способы достижения преподавателем целей обучения и дидактических за­дач. В традиционном понимании методы обучения — это способы передачи уча­щимся знаний и умений, в современной трактовке — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. Методы реализуются в конкретных приемах, действиях, органи­зационных формах. Распр-ой является классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений. В соответствии с ней выделяют:1.Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печат­ное слово). 2Наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые пред­
меты, явления, наглядные пособия).3.Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися). Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными метода­ми являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособия­ми, научной и справочной литературой, во время консультаций.В зависимости от того, является ли воспринимаемая студентом речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные ме­тоды, используемые преподавателем на лекциях, семинарах, консультациях, по­зволяют ему более успешно объяснить материал: -использование неречевых средств (мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя); -своевременное получение обратной связи от студентов о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов);-активизация восприятия и понимания студентов. Письменная речь лишена этих преимуществ. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости пе­редачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста). Поэтому студент быстрее может прочитать соответствующий раздел учебника, нежели прослушать его в пересказе преподавателя.

Письменные методы обучения характеризуются большей скоростью передачи информации. Поэтому учебные материалы, имеющие информационное значение, следует давать студентам в виде печатных текстов Основными из них являются следующие: конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочи­танного; составление плана текста (простого или сложного); составление тезисов — краткое изложение основных идей прочитанного текста; цитирование — написание дословных выдержек из текста; аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитан­
ного; р ецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отноше­ния к прочитанному материалу; составление формально-логической модели — словесно-схематического изо­бражения прочитанного материала; составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых
понятий по теме; составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных
предметов, явлений в трудах разных авторов.

Словесные методы обучения разделяются также на монологические и диало­гические. Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции. Восприятие студентами монолога преподавателя вызывает у них определенные трудности, особенно в том случае, если он буквально воспроизводит письменный текст учебного пособия. Устная монологическая речь по своему построению отли­чается от письменной. Преподаватель должен учитывать эти различия.

3) Простое воспроизведение текста книги (или статьи) на слух воспринимается с трудом за счет длинных предложений и сложных оборотов речи. Группой не­мецких ученых было установлено, что более половины взрослых людей не в со­стоянии на слух запомнить предложения, насчитывающие более 13 слов. Если цепочка произносимых слов длится более 6 секунд, слушатели теряют смысл фразы. Длинные предложения — более 18 слов — способны по­нять и усвоить не более 15% аудитории. Поэто­му в процессе подготовки лекции необходима переработка исход­ного текста книги: сокращение длины предложений за счет опускания несущественных слов и фрагментов; разделение сложных предложений на простые; перестройка сложноподчиненных предложений таким образом, чтобы их струк­тура стала простой и ясной и включала одно, максимум два придаточных пред­ложения; 4)формул-ка вопросов, которые будут заданы учащимся для стимуляции их
мотивационной и позн-ой активности; 5) замена терминов, которые могут вызвать трудности при понимании мысли преподавателя, на более простые слова, без потери научности.

Псих-ие особ-ти речи преподавателя имеют большое значение для повышения эффек-ти лекционного занятия. При этом реком-ся использовать следующие средства речевого возд-ия: связывание нового материала с прошлыми знаниями и опытом учащихся; вопросно-ответная форма изложения мысли, вводимая в монолог; использование синтаксиса устной речи (преобладание простых предложений
над сложными, четкая структура сложных предложений); персонификация при изложении учебного материала (высказ-ие личного
отношения к материалу, иллюстрации из личного опыта); образность, иллюстративность речи; изменение формулировок в целях лучшего понимания; использование прагматических высказываний (воздействующих на внимание, память, мышление, чувства учащихся) в дополнение к информативным.

Помимо речевого воздействия препод-ль оказывает также и неречевое влия­ние на студентов. К основным средствам такого влияния относятся: дистанция в общении (с точки зрения пространственного расположения); визуальный контакт; мимика; поза; жестикуляция; фонационные характеристики речи (темп, тон, сила, ритм, напряжение, паузы, интонация). Успешное использование вышепереч-ых средств речевого и неречевого воздействия повышает эффективность монолога как устного метода обучения. Диалог-ий метод обучения предполагает большую активность студентов на занятии. Включение в лекцию элементов диалога, эвристической беседы, ак­тивное поощрение вопросов студентов повышает эффективность лекционной формы преподавания. Причем важно поощрять студентов задавать вопросы имен­но тогда, когда они возникают. Активная позиция студентов способствует формированию более прочных зна­ний и умений, а также критического мышления. В наибольшей степени это пре­имущество диалогического метода реализуется на семинарах и консультациях, поскольку диалог и дискуссия являются основой этих форм учебных занятий. Их эффективность зависит от того, каким образом ставятся вопросы. Это могут быть: 1)вопросы, побуждающие репродуктивную активность: «вспомните», «расскажите», «опишите», «дайте характеристику», «раскройте», «дополните»; 2) вопросы, стимулирующие продуктивную активность: «сравните», «сопоставьте», «обобщите», «сделайте вывод», «проанализируйте», «выделите», «как связаны». Класс-им диал-им методом обучения является эвристическая бе­седа. В процессе беседы препод-ль, опираясь на имеющиеся знания и опыт студентов, с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит их к пониманию, усвоению новых знаний и формулированию выводов.

Другим диалог-им методом является групповая дискуссия. Гл-ая ее ценность состоит в том, что она стимулирует вовлечение студентов в активное об­суждение различных т.зр. по опред-ой проблеме, пробуждает стрем­ление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения. Диал-ий метод обуч-я наиболее характерен для семинарских занятий по психологии. Постановка вопросов и заданий определяется содер-ем, целями и задачами учебного курса, а также учеб-ми пособиями и первоисточниками, ко­торые реком-ся в программе.

 

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: