Основные изменения политической карты Африки и Австралии

 

Австралия и Аотеароа (Новая Зеландия) - из всего региона обратим внимание только на эти два крупных государства. Населённые новыми нациями, сложившимися на основе иммиграции (только в Аотеароа сохранилось ок. 10% коренного населения — маори), они получили независимость от британского империализма.

Африка была сто лет назад практически полностью поделена между Великобританией, Германией, Италией, Португалией, Францией и Османской империей. С тех пор эти империи рухнули, и в Африке возникло множество новых государств. Сегодня, хотя независимость и свобода являются публичным лицом современной Африки, Запад - и его рынок - все еще имеет власть над большей частью континента.

В истории Африки ХХ-го века доминирует стремление аутсайдеров перестроить огромный, разнообразный континент под западный дизайн. Это было сделано тремя способами: колониализм, холодная война и господство рынка.

Колониальными державами были Великобритания, Франция, Бельгия и Португалия, с Италией, Испанией и Германией. В начале века только две страны Африки, Эфиопия и Либерия, имели независимые правительства; остальная часть континента управлялась европейскими правительствами и компаниями. Колонизаторы пришли с капитализмом, миссионерами, учителями и поселенцами. Они тоже пришли с военной силой. Сопротивление было ожесточенным, и европейцы искали союзников среди королей, эмиров и вождей, которые понимали, что сотрудничество может быть в их интересах.

Колониализм принес Европе неслыханное богатство. Каучук, слоновая кость, медь, золото, хлопок, какао, табак - все это вытекало из Африки, оставляя после себя только что обнищавшую крестьянскую рабочую силу. Эта новая экономика требовала системы трудовых мигрантов, которая навсегда разрушила единство традиционных общин [29, с. 96].

Жестокие последствия этого быстрого разрушения вкупе с патерналистскими установками, оправдывавшими правление «белых», вызвали медленно разгорающийся гнев среди африканцев. Депрессия тридцатых годов ввергла Африку в кризис, поскольку ее ориентированная на экспорт экономика за одну ночь упала вдвое. Затем, во время Второй мировой войны, сотни тысяч африканцев сражались в армиях своих колонизаторов и принесли домой антифашистские идеи, которые пролили новый свет на подчинение в их собственных странах: если они боролись за свободу в Европе, почему бы не бороться за свободу дома.

Лихорадка антиколониальной политики распространилась, когда группа образованных африканцев вернулась с учебы из США и Великобритании. Ключевой фигурой был Кваме Нкрума из британской образцовой колонии Золотой Берег, который в 1957 году стал первым президентом независимой Ганы. Пять североафриканских стран - Ливия, Египет, Судан, Тунис и Марокко - уже были независимыми, но независимость Ганы и панафриканство Нкрумы были шоком, который положил конец 60-летнему господству, замаскированному под услужливость.

На волне эйфории независимость быстро пришла на весь континент, за исключением режимов белых поселенцев в Южной Африке - ЮАР, Намибии и Родезии, а также португальских колоний Анголы и Мозамбика. Маршрут был смесью политических переговоров и вооруженной борьбы, такой как восстание Мау-Мау в Кении.

Это была еще одна история попыток доминирования во время Холодной войны, когда Советский Союз поддерживал почти все освободительные движения в Африке. В ответ США выбрали ключевых людей среди борцов за свободу - некоторые из них стали главами государств, некоторые лидерами повстанцев - и научили их антикоммунизму, который стал предлогом для массовых репрессий.

В ходе этого процесса был создан политический вакуум, который дал власть военным и привел к переворотам по всей Африке. Холодная война ослепила США от сил национализма в Африке. Убийство конголезского националиста Патриса Лумумбы, в котором ЦРУ играло определенную роль, символизировало безжалостный способ расправы с харизматическими лидерами; а уничтожение Анголы американскими доверенными лицами продемонстрировало, как целая страна может быть принесена в жертву антикоммунистическому крестовому походу, несмотря на то, что у власти нет коммунистов - только кубинская военная сила, защищающая страну от южноафриканской агрессии.

Семидесятые и восьмидесятые годы были мрачными десятилетиями для большей части Африки. Всемирный банк и МВФ развязали новое наступление против националистической политики и экономики Африки. Точно так же, как страны боролись с засухой и последствиями двух крупных скачков цен на нефть, первенство рынка и разрушение государственных структур были навязаны Вашингтоном.

По мере ухудшения экономической ситуации возрастала социальная напряженность, а неразрешимые гражданские войны и беженцы становились лицом Африки. Но в последние десятилетия века Южная Африка достигла чуда правления большинства при Нельсоне Манделе, в то время как в Уганде Йовери Мусевени сражался в первой освободительной войне после обретения независимости и стал символом нового политического поколения лидеров в Эфиопии, Эритрее, Руанде - интеллектуалов, которые прошли через огонь освободительной борьбы и намеревались построить общества, которые могли бы преодолеть как тяжелую руку аутсайдеров, так и бедствие этнической политики. Геноцид 1994 года в Руанде, в ходе которого миллион тутси были убиты их бывшими друзьями и соседями из большинства населения хуту, послужил ужасным предупреждением о том, что ждет этническую политику в случае провала новых лидеров Африки.

 

Заключение

 

Подведем итоги исследования в форме кратких выводов.

Постсоветское пространство, прежде всего, представляет собой особую общественно-политическую реальность, в которой противоречивая целостность обусловлена общностью (обычно многовековой) развития бывших народов, их структур. СССР как единое государство прекратил свое существование.

Создание содружества было средством преодоления распада Советского Союза и создания новой системы отношений между бывшими его частями. Задача СНГ-сохранить важные элементы инфраструктуры, избежать наиболее опасных военно-политических угроз со стороны новых государств и, по возможности, уменьшить ущерб, причиненный разрывом Единого экономического механизма. Существующая интеграционная модель СНГ рассчитана на взаимодействие государств, а не рынков, и в этой связи есть определенные проблемы. Говоря о правовых и нормативных аспектах вышеуказанных процессов, можно с уверенностью сказать, что в рамках СНГ разработано большое количество интеграционных документов-договоров и соглашений. Одни подразумевают двустороннее сотрудничество, другие-многостороннее. О качестве их соблюдения можно отметить, что фактически, большинство договоров являются условными и не воплощаются в реальность. Но эта особенность применима только к договорам, связанным с экономической интеграцией. В этой связи остро стоят вопросы безопасности и таможенного контроля, неукоснительно выполняются договоренности по этим вопросам. Отмечая предпосылки для экономической интеграции, можно сказать, что их довольно много.

Главным образом они включают:

1) разделение труда, оставленное в советское время;

2)отказ большинства населения государства-члена Содружества от разрыва связи;

3) технологическая зависимость.

Однако эти тенденции весьма противоречивы из-за того, что политические элиты новых независимых государств стремятся укрепить вновь приобретенный суверенитет, укрепить свою государственность, завоевать личный авторитет, не полагаясь на помощь Российской Федерации. Политический аспект является приоритетом, и если интеграционные процессы рассматриваются как ограничение суверенитета, то рассмотрение экономических интересов отступает.

В то же время не следует забывать, что любое слияние влечет за собой отказ от некоторых прав и передачу этих прав в единый орган объединенного объединения, иными словами добровольное ограничение суверенитета в установленной сфере.

К очевидным проблемам функционирования интеграционных групп в СНГ относятся следующие:

1) бюрократия,

2) степень расширения,

3) дефект механизма слияния,

4) нет согласованной цели,

5) отсутствие согласованности действий по интеграции,

6) отсутствие политической решимости добиться прогресса-руководство некоторых государств-членов рассчитывает на пользу от дистанции и интеграции в постсоветское пространство с Российской Федерацией.

При должной решительности государства-члены СНГ смогут преодолеть все эти проблемы, поскольку гармоничное функционирование интеграционной группы принесет ощутимые выгоды всем государствам-членам.

Таким образом, интеграционные процессы на постсоветском пространстве неоднозначны и достаточно противоречивы, но есть перспективы дальнейшей работы, что, конечно же, предусматривает активную трансформацию экономической системы и ослабление бюрократических машин.

 

В течение 1920-х годов британские и канадские элиты связывали идеи Конституционного суверенитета с либеральными международными ценностями, экологическими образами и имперской историей. Вестминстерский Статут, принятый 11 декабря 1931 года, официально доказывает, что Канада является самоуправляющейся, независимой от Великобритании страной. Этот закон дал Канаде свободу контролировать свои собственные иностранные дела и больше не быть колонией Великобритании.

Европа (без Российской и Османской империй) характеризуется образованием в ХХ в. следующих государств. Произошло образование ряда национальных государств. Получили независимость от Великобритании Ирландия (1949 г.), Кипр (1960 г.) и Мальта (1964 г.). С 1880-х годов ирландские националисты в Ирландской парламентской партии (IPP) требовали от Великобритании самоуправления. Маргинальные организации, такие как Синн Фейн Артура Гриффита, вместо этого выступали за какую-то форму ирландской независимости, но в то время они были в небольшом меньшинстве.

С момента распада советской империи в 1991 году мир пережил заключительную массовую волну демократизации в Европе, которая была подчеркнута тем фактом, что многие страны наконец обрели долгожданную независимость и автономию. Внезапная смена правительств привела к росту напряженности, экономическому спаду и насилию в некоторых случаях из-за идеологических различий между многими группами населения Европы. Люди, которым было отказано в основных правах человека и возможности высказывать свое мнение, в конечном итоге получили такие права, поскольку государства полным ходом продвигаются к свободным и представительным демократическим системам. В свете этой третьей волны демократизации необходимо упомянуть случай Косово в связи с важными последствиями, которые независимость Косово будет иметь для международного сообщества, став возможным прецедентом для других.

Образование новых государств характеризуется в большинстве случаев наличием гражданской войны, противостоянием, человеческими жертвами. При этом, не всегда нового государство может быть признано всем мировым сообществом.

В ХХ в. произошёл распад обеих евразийских империй - Российской и Османской (у последней также были владения в Африке). Османская империя потеряла в Европе Македонию и Албанию, а также часть греческих и болгарских земель, воссоединившихся со своими национальными государствами. В Азии на её территории возникли независимые Ирак, Сирия, Ливан, Израиль и Палестина, Иордания (в основном — арабы), а восточное побережье Красного моря вошло в созданную на основе Неджда Саудовскую Аравию (в основном - арабы).

На территории бывшей Российской империи появились СССР, Финляндия, Польша, Прибалтийские государства (Эстония, Литва, Латвия). В период июльского кризиса парламентом Финляндии была провозглашена независимость Великого княжества Финляндского от России во внутренних делах и ограничена компетенция Временного правительства России вопросами военной и внешней политики. 16 марта 1917 года Временным правительством России было также признано право Польши на независимость при условии свободного военного союза с Россией. В России структуры польской военной организации, которую создали в 1914 году, а в июне того же года в Петрограде провели съезд Союза военных поляков в России. После распада Российской Империи, были заложены процессы создания новых государств, которые и продолжились после распада СССР, породив новые государства на территориях, ранее исторически принадлежавших Российской Империи.

В Азии следует отметить образование новых независимых государств, получивших независимость от британского империализма. Часть из них — арабские государства: Йемен, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман. В нефтедобывающих Кувейте и ОАЭ значительная доля населения — рабочие-иностранцы, причём если в Кувейте это в основном арабы, то в ОАЭ — индийцы и т.п.

Африка была сто лет назад практически полностью поделена между Великобританией, Германией, Италией, Португалией, Францией и Османской империей. С тех пор эти империи рухнули, и в Африке возникло множество новых государств. Сегодня, хотя независимость и свобода являются публичным лицом современной Африки, Запад - и его рынок - все еще имеет власть над большей частью континента.

Полагаем, в ближайшей перспективе возможно противостояние народов по поводу обретения независимости в Турции (курды), Китае (уйгуры), а также целостности Украины. Великобритания и другие великие державы не будут способствовать созданию нового курдского государства. Это можно было бы рассматривать как компенсацию за навязывание границ почти столетие назад, но Британия не должна этого делать. Великие державы ценят порядок и не будут намеренно создавать прецеденты, где возникнут нестабильность и насилие.

 

Список литературы.

 

1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.

2. Андронова И.В. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве. – М.: Квадрика, 2012.

3. Абдурахманова И. В. История государства и права зарубежных стран. Экспресс-справочник для студентов вузов / И.В. Абдурахманова, Н.Е. Орлова. - М.: МарТ, 2015. - 288 c.

4. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.С. Автономов, В.А. Сивицкий, А.И. Черкасов. - М.: Юриспруденция, 2018. - 200 c.

5. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр, И.А. Исаев, и др.. - М.: Проспект; Издание 4-е, перераб. и доп., 2015. - 496 c.

6. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. М: Финансы и статистика. 2010. 544с.

7. Батыр К.И. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. – М: Издательство: Проспект, 2014 г., 392 с.

8. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. - М.: Феникс, 2015. - 448 c.

9. Власенко Н.А., Теория государства и права - Учебное пособие – 2014г. – 416с.

10. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран / А.А. Вологдин. - М.: Высшая школа, 2018. - 176 c.

11. Всеобщая история государства и права. – М: Издательство: Юриспруденция, 2014 г., 504 с.

12. Гогин А. Теория государства и права. – М: Издательство: Проспект; 2014 г. 334 с.

13. Григорьева И.В., Теория государства и права - Учебник – 2013г. – 304с.

14. Добронравин Н.А. Непризнанные государства в «серой зоне» мировой политики: основы выживания и правила суверенизации: препринт М-21/11. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 56 с.

15. Дерябина Е.М. Основы государства и права. – М: Издательство: ТК Велби Проспект, 2015 г., 359 с.

16. Данилов, А. А. История России с древнейших времен до наших дней. В вопросах и ответах / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2016. – С.115.

17. Жукова, Л. В. История России в датах. Справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2018. – С.75.

18. Зуев, М. Н. История России / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2017. – С.156.

19. Ершов В. А. Конституционное право зарубежных стран / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. - 74 c.

20. Иванов, А. А. История государства и права зарубежных стран / А.А. Иванов. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 344 c.

21. История государства и права зарубежных стран. - М.: Ответ, 2015. - 62 c.

22. История государства и права зарубежных стран. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2016. - 14 c.

23. Крашенинникова Н.А. (док.юр.наук проф.) (док.юр.наук Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Н.А. (док.юр.наук, проф.), (док.юр.наук Крашенинникова О.А. Жидков, проф.), Савельев, др.. - М.: Норма, Инфра-М, 2015. - 624 c.

24. Коллектив авторов. Теория государства и права. – М: Издательство: Юрайт, 2013 г., 428 с.

25. Косов Ю. В.Содружество независимых государств: Институты, интеграционные процессы, конфликты: учеб. Пособие для студентов вузов / Ю. В. Косов, А. В. Торопыгин. М.: Аспект Пресс, 2009. 224 с.

26. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2014. - 640 c.

27. Малько А.В. Теория государства и права. – М: Издательство: Дело, 2013 г., 528 с.

28. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 752 c.

29. Маклаков В. В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / В.В. Маклаков. - М.: Инфотропик Медиа, 2017. - 96 c.

30. Морозов Ю.В. Этносепаратизм: угроза национальной, региональной и глобальной безопасности. — После Косово: Россия, СНГ, Латинская Америка: Материалы научно-практической конференции в ИЛА РАН. — М., 2016. – 856 с.

31. Петренко А.В. Конституционное право зарубежных стран / А.В. Петренко. - М.: АСТ, 2018. - 501 c.

32. Надвикова В.В., Сытинская М.В., Шкатулла В.И. Основы права. – М: Издательство: Академия (Academia), 2014 г., 288 с.

33. Омельченко Н.А. История государственного управления. Учебник для бакалавров. Издательство: Юрайт, 2014 г., 575 с.

34. Раянов Ф.М. Теоретические и практические проблемы формирования правового государства. Журнал "Правовое государство: теория и практика" № 4 2014г.

35. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. – М: Издательство: Проспект, 2014 г., 96 стр.

36. Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран / В.Е. Рубаник. - М.: Питер, 2015. - 15 c.

37. Сажина В. В. История государства и права зарубежных стран / В.В. Сажина, Д. Е.Тагунов. - М.: ТетраСистемс, 2014. - 224 c.

38. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: КноРус, 2016. - 16 c.

39. Ситорян С, Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты // Вопросы экономики, 2008. №3. 78-84 с.

40. Тарасова Ю. А. Эволюция мирового порядка в конце XX – начале XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1516–1520

41. Торбасов О. Становление национальных государств в XX веке // http://pl.maoism.ru/national/national_states.htm

42. Худолей Дмитрий Конституционное право зарубежных стран / Дмитрий Худолей. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 978 c.

43. Хропанюк В.Н., Теория государства и права, Учебник – 2014г. – 384с.

44. Шинкаренко К.И. История государства и права зарубежных стран в схемах. – М: Издательство: Проспект, 2014 г., 80 с.

45. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2017. - 326 c.

46. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. – М: Издательство: Норма ИНФРА-М РИОР, 2013 г., 560 с.

47. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся учреждений начального профессионального образования. – М: Гриф МО РФ. Издательство: Академия (Academia), 2014 г., 336 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: