Проблемы развития новых государств в ХХI веке

 

Полагаем, в ближайшей перспективе возможно противостояние народов по поводу обретения независимости в Турции (курды), Китае (уйгуры), а также целостности Украины.

Великобритания и другие великие державы не будут способствовать созданию нового курдского государства. Это можно было бы рассматривать как компенсацию за навязывание границ почти столетие назад, но Британия не должна этого делать. Великие державы ценят порядок и не будут намеренно создавать прецеденты, где возникнут нестабильность и насилие.

После Первой мировой войны курды были близки к созданию независимого государства. Почти столетие спустя они не приблизились к независимой родине[4, с. 200].

Для этого есть много причин: региональная нестабильность; подавление курдов, особенно в Турции и Ираке Саддама Хусейна; яростная оппозиция курдскому государству; внутренняя борьба между курдами; и, несмотря на некоторых видных западных сторонников, нет жизнеспособного защитника курдской государственности. Эти причины были продемонстрированы на этой неделе, когда иракские войска взяли под контроль Киркук, спорный богатый нефтью город, который курды считают своим Иерусалимом.

Курдские боевики контролировали город с 2014 года, когда иракские войска покинули этот район перед лицом нападения ИГИЛ. Ситуация еще более осложнилась в результате референдума, состоявшегося в прошлом месяце, на котором подавляющее число курдов проголосовало за создание независимой родины на территории нынешнего иракского Курдистана.

Референдум был также проведен в трех районах со значительным курдским населением, включая Киркук, которые считаются спорными районами в соответствии с конституцией Ирака 2005 года. Этот документ был одобрен в большинстве районов Ирака с большим отрывом, но в Иракском Курдистане его поддержали более 98 процентов избирателей [31, с. 501].

Великие державы с большей вероятностью отреагируют на свершившийся факт, как в Косово и Хорватии. Курдам, находящимся в настоящее время в Ираке, было бы легче завоевать возможную поддержку независимости, продолжая бороться с общим врагом ДАИШ и проводя тщательные реформы, чтобы подготовить свое общество к будущему – возрожденному иракскому федерализму, независимости или конфедерации.

Успех курдов в изгнании ДАИШ из курдистанских земель говорит сам за себя, как и сравнение с неудачами иракских сил безопасности и кровожадностью шиитского ополчения. Под руководством Курдского премьер-министра и заместителя премьер-министра были предприняты реальные усилия по реформированию экономики, и все больше людей верят в то, что падение цен на нефть было скрытым благом. Цены на нефть выше 100 дол.США предотвратили бы творческие попытки диверсификации экономики и дальнейшей демократизации Курдистана.

После столетия страданий и десятилетия неудачного федерализма в Ираке курды в Ираке нуждаются в суверенитете. Он рассматривается как основополагающий фактор их выживания, позволяющий им брать кредиты на международных рынках, покупать оружие и привлекать инвестиции для восстановления своей экономики и превращения количества в качество во всем - от образования до управления. Будет поучительно посмотреть, получит ли Курдистан свою справедливую долю недавно объявленного кредита МВФ Ираку в размере 5 миллиардов долларов.

Но также ясно, что Багдад и Эрбиль должны активизировать сотрудничество в области безопасности в непосредственной борьбе с ДАИШ, а также достичь долгосрочных соглашений по экономике и природным ресурсам, таким как вода, а также провести аудит и справедливо разделить активы, накопленные обычно в течение десятилетий.

Курды должны сделать свой собственный шаг к тем, кто имеет наибольшее значение - лидеры и люди в Багдаде.

В то же время Багдад должен быть склонен к мысли, что независимый Курдистанский регион мог бы стать лучшим союзником за пределами Ирака.

Было бы разумно, если бы такие страны, как Великобритания, были открыты для такой возможности и готовы помочь в заключении сложных соглашений, если и когда народ Курдистана решит взять свою судьбу в свои руки. Подавить его немыслимо, учитывая новое доверие, популярность и стратегическое значение курдов

Помимо курдов, есть еще один народ, который не имеет своего государства, это уйгуры. Проблемы, связанные с их государственностью также могут возникнуть в ближайшей перспективе до 2025 года.

Уйгуры являются мусульманами. Они считают себя культурно и этнически близкими к среднеазиатским народам.

Экономика региона на протяжении веков вращалась вокруг сельского хозяйства и торговли, а такие города, как Кашгар, процветали как центры вдоль знаменитого Шелкового пути [10, с. 176].

В начале ХХ-го века уйгуры ненадолго провозгласили независимость. Регион был взят под полный контроль коммунистического Китая в 1949 году.

Синьцзян официально объявлен автономным районом в составе Китая, как и Тибет на юге.

Пекин обвиняет изгнанных уйгуров в том числе Ребию Кадир в нагнетании беспорядков

Активисты говорят, что политика центрального правительства постепенно сократила религиозную, коммерческую и культурную деятельность уйгуров. Пекин обвиняется в усилении репрессий после уличных протестов в Синьцзяне в 1990-х годах и снова в преддверии Пекинской Олимпиады в 2008 году.

За последнее десятилетие многие видные уйгуры были заключены в тюрьму или искали убежища за границей после того, как их обвинили в терроризме. Массовая иммиграция ханьцев в Синьцзян сделала уйгуров меньшинством в Синьцзяне.

Пекин обвиняется в преувеличении угрозы со стороны уйгурских сепаратистов, чтобы оправдать репрессии в регионе. Пекин вливал инвестиции в Синьцзян, но также наводнил регион персоналом службы безопасности. Центральное правительство Китая заявляет, что уйгурские боевики ведут насильственную кампанию за независимое государство, планируя взрывы, саботаж и гражданские беспорядки.

После терактов 11 сентября в США, Китай все чаще изображает своих уйгурских сепаратистов как пособников Аль-Каиды, заявляя, что они прошли подготовку в Афганистане. В подтверждение этих утверждений было представлено мало доказательств.

Более 20 уйгуров были захвачены американскими военными после вторжения в Афганистан. Они были заключены в тюрьму в Гуантанамо-Бей в течение многих лет без предъявления каких-либо обвинений, и большинство из них теперь переселены в другие места.

Почти 200 человек погибли в результате этнических беспорядков в Урумчи, административной столице Синьцзяна, в июле 2009 года. Одной из причин насилия, по-видимому, стала гибель двух уйгуров в столкновениях с китайцами-ханьцами на фабрике, расположенной в тысячах миль отсюда, на юге Китая.

Власти обвиняют в беспорядках синьцзянских сепаратистов, базирующихся за пределами Китая, и они выделили изгнанного Уйгурского лидера Ребию Кадира, заявив, что она подстрекает к насилию. Она отрицала какую-либо ответственность за насилие. Уйгурские изгнанники говорят, что полиция без разбора стреляла по мирным протестам, что привело к насилию и гибели людей [19, с. 74].

Репутация Синьцзяна как экзотического форпоста на знаменитом Шелковом пути до сих пор привлекает ханьских китайских туристов. Синьцзян получил огромные государственные инвестиции в промышленные и энергетические проекты, и Пекин стремился выделить их в качестве основных шагов вперед. Но многие уйгуры жалуются, что ханы отнимают у них рабочие места и что их сельскохозяйственные угодья конфискованы для перепланировки.

Деятельность местных и иностранных журналистов находится под пристальным контролем государства, а независимых источников новостей из региона очень мало. Однако случайные нападения на китайские объекты свидетельствуют о том, что уйгурский сепаратизм остается мощной и потенциально насильственной силой.

Крым и Украина также находятся в центре внимания мировой общественности с 2014 года.

С момента возникновения конфликта в 2014 году было убито более 10 000 человек и более миллиона были перемещены. К сожалению, помощник генерального секретаря Мирослав Дженка, сотрудник Организации Объединенных Наций, связанный с текущими Минскими соглашениями, признал, что переговоры похоже, потеряли импульс.

Если переговоры при поддержке ООН действительно зашли в тупик, Украина должна оценить свои альтернативы. Есть более 44 кандидатов, которые придерживаются различных взглядов.

Петр Порошенко решил настаивать на Международном миротворческом решении, призывая к мандату при поддержке ООН. Тимошенко, с другой стороны, имеет гораздо более агрессивное предложение. Ее план направлен на модернизацию экономики, создание рабочих мест и восстановление Донбасса, а также ужесточение санкций в отношении России. Она высказалась против предложений об амнистии сепаратистских боевиков в самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республиках, которые поддерживаются Москвой. Тимошенко также раскритиковала политику «особого статуса», которая была принята для Донбасса в рамках протокола «Минск-2».

Правительства Дании, Швеции и Швейцарии выделили Украине около 14 миллионов долларов США в рамках проекта ООН «содействие социальной сплоченности и укреплению регионального управления в Восточной Украине». В то время как три правительства, предоставляющие средства, вероятно, ожидают, что это будет способствовать мирному урегулированию конфликта, как эти деньги расходуются, однако, очень многое зависит от кандидата на должность.

Украинский конфликт останется замороженным в обозримом будущем.

Ни у одной из сторон нет стимула к серьезному участию в содержательных переговорах. Разрыв между ожиданием и реальностью увеличивается.

Как и в случае спорных регионов Южной Осетии и Абхазии в Республике Грузия, ни у одной из сторон нет причин пытаться изменить статус-кво. В будущем, в отсутствие крупного события, Донбасс будет продолжать играть роль хозяина замороженного конфликта с небольшим шансом на урегулирование путем переговоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: