Упражнение «Мой портрет»

Учащимся предлагается составить собственный словесный портрет. Дается следующая инструкция: Сначала набросайте внешние приметы, опишите самые характерные особенности лица, фигуры, походки. Затем попытайтесь оценить черты, которые вам присущи. Подумайте над вопросами: В чем и насколько проявляется ваше осмысленное и целенаправленное руководство собственным поведением? Насколько вы осознает свои права, возможности, обязанности? В какую сторону устремлены ваши интересы и желания, как они соединяются с интересами семьи, друзей, близких? Далее учащиеся получают задание составить портрет идеального юноши (девушки), сопоставить эти два портрета (свой и портрет идеального юноши или девушки), определить меру различий между ними, обменяться мнениями. Задача педагога – деликатно подвести учащихся к выводу о необходимости систематической  работы по совершенствованию своей личности.

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Изучая черты характера, способствующие полноценному общению, целесообразно предложить учащимся провести тест, определяющий умение слушать (Приложение 4).

Выполнение указанных заданий способствует развитию навыков самопознания, стремления к самосовершенствованию.

Вопросы для размышления

1. Как соотносится ваше «я» с желаниями и возможностями других членов вашей семьи?

2. Сознаете ли вы, что от вашего отношения к родителям зависит их любовь и крепость их брака?

3. Согласны ли с утверждением, что семейные отношения – по существу «полигон» для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей.

4. Согласны ли вы с высказыванием Н. Бердяева: «Есть тоска в юности. Эта тоска от нереализованности преизбыточных жизненных сил и неуверенности, что удастся вполне реализовать эти силы. Юность более тоскует, чем обычно думает»?

Рекомендуемая литература:

1. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М., 1990

2. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

3. Кон И.С. Дружба. – М., 1980.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1981.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.

8. Юсупов И.М. Психология взаимоотношения. – Казань, 1991.

Тема 2.2. Дружба в юношеском возрасте

Цели темы: раскрыть сущность товарищества и дружбы как человеческих потребностей, социальных ценностей, межличностных отношений; показать особенности юношеской дружбы, развить умение определять, анализировать качества, характеризующие человека как друга, навык самопознания.

Основные понятия: дружба, дружеские взаимоотношения, товарищество.

Методические рекомендации

Давая общую характеристику дружбы в юношеском возрасте, необходимо:

· показать, что товарищество и дружба социальные ценности и основные виды межличностных отношений;

· дать определение дружбы, показать отличие дружбы от знакомства и приятельства;

· рассмотреть дружбу как школу самовоспитания и любви. 

Рассматривая основные характеристики дружеских взаимоотношений, их цели, содержание и регулирующие правила, следует акцентировать внимание учащихся на юношеских представлениях о дружбе, идеале друга, формирующимся в юношеском возрасте, различиях в проявлении дружбы у юношей и девушек.

При раскрытии этого вопроса следует подчеркнуть, что развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьёзные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям.

Целесообразно обсудить такие особенности дружбы в юношеском возрасте, как идеализация друзей и самой дружбы, эмоциональность, и особо выделить одну из функций дружбы – поддержание самоуважения личности.

Важно подчеркнуть, что дружба в юности – это этап на пути развития дружеского общения, подлинная глубина которого раскрывается у взрослых людей, достигших социальной зрелости. Изложение теоретического материала желательно проиллюстрировать примерами из юношеской дружбы и в заключении предложить учащимся ответить на следующие вопросы: Чем отличается дружба взрослого человека от дружбы в юности? Часто ли встречается настоящая дружба?

Практическое занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: