КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Педагогика»
Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста
Работу выполнила:
Студентка II курса 21-А группы
заочной формы обучения
Селянкина Светлана Александровна
Научный руководитель:
канд. пед. наук
Креславская Татьяна Алексеевна
Тверь, 2020
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНО- ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................................................. 6
1. 1. Сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия»............................................................... 6
1.2. Формы, методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий.......................................................................................... 9
|
|
1.3. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников...................................................................... 31
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................... 39
2.1.Выявление исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся .......................................... 39
2.2. Разработка и реализация комплекса занятий по формированию универсальных учебных действий учащихся....................................................................... 49
Результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся......................................... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 66
Введение
В современном мире необходимо вступать в диалог и грамотно вести его, умение слушать и слышать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, этому способствуют коммуникативные УУД. К сожалению, в наше время младшие школьники зачастую вступают в конфликты с одноклассниками и родителями, агрессивно реагируя на замечания в свой адрес. При этом они в их возрасте желают общаться и взаимодействовать, легко усваивать демонстрируемою модель поведения, вследствие чего расширят и обогащают словарный запас. Большое педагогическое и общественное значение имеет для младших школьников коммуникация. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями – одно из важнейших умений личности в современном мире. Высокий уровень овладения этими навыками позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми в разных видах деятельности, и делать это эффективно.
|
|
Педагоги И.А. Генералова, Н.Ф. Букатов, Н.Н. Бахтин, доказывали целесообразность и возможность включения театрализованной деятельности в школьную активность младших учеников, так как в них заложен базовый уровень овладения коммуникативными универсальными учебными действиями. Этой теории придерживались также видные профессионалы в сфере сценического искусства. Потенциал театральной деятельности, как метода художественного развития, можно рассматривать как орудие вырабатывания коммуникативных умений. Использование театрализованной деятельности выполняет обучающие, развивающие и воспитательные функции. А так же позволяет педагогу воздействовать на развитие коммуникативных УУД ребенка.
Одним из средств, которое способствует накоплению коммуникативных умений в период развития ребенка, в условиях обучения называется театральная деятельность. Театральная деятельность недооценивается в педагогическом процессе, хотя это даёт огромные возможности для развития младших школьников, а именно в формировании коммуникативных умений. Театральными действиями и постановками вызывают эмоции и чувства, которые способствуют разнообразному развитию младшего школьного возраста. Младшие школьники анализируют, творчески мыслят, сопереживают, взаимодействуют друг с другом, принимая на себя ту или иную роль. Следовательно дети любят театрализованную деятельность. В ходе театрализованной деятельности диалог способствует развитии речи. Что имеет большое значение для формирования коммуникативных навыков младшего школьного возраста. Театрализованная игра способствует решить множество проблем эмоционально-психического развития младшего школьника, такие как: преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости, борьба со страхами посредством проигрывания роли, вхождения в образы. Также в процессе театрально-игровой деятельности развиваются психологические процессы: память, внимание, речь, самостоятельность, воображение. Препятствием для полноценного общения между младшими школьника является сложившаяся ситуация, которая выдвигает противоречие между тем, что школьники готовы общаться, но часто неадекватно выражают свои мысли, чувства и ощущения. Самое главное в современном процессе обучения младших школьников является умение грамотно говорить и умение правильно мыслить, что является актуальным. Формирование коммуникативных УУД младших школьников – представляется актуальной проблемой, так как их развитость влияет на успех обучения ребенка, а так же на течение социализации и становления личности.
Цель работы: теоретически обосновать театрально-игровую деятельность как средство формирования коммуникативных учебных универсальных действий у младших школьников.
Задачи исследования:
- дать понятие и охарактеризовать коммуникативные УУД;
- рассмотреть формы, методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
- рассмотреть развитие коммуникативных УУД младших школьников с помощью театрально-игровой деятельности;
- провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников коммуникативных УУД;
- обобщить результаты и сделать выводы.
Объект исследования: коммуникативные УУД у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных УУД.
Гипотеза: развитие коммуникативных УУД младших школьников будет проходить эффективнее, при соблюдении следующих условий:
|
|
- учитель понимает необходимость освоения ребенком УУД, знает, как правильно проектировать уроки направленные на формирование УУД и умеет организовать театрально игровую деятельность ученика в ходе которой осуществляется формирование УУД;
- создана или подобрана система упражнений для формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
- деятельность педагогов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет осуществляться системно;
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, классификация.
Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование;
Статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста