Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Педагогика»

 

 

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста

                     

 

 

Работу выполнила:

Студентка II курса 21-А группы

заочной формы обучения

Селянкина Светлана Александровна

 

Научный руководитель:

 канд. пед. наук

Креславская Татьяна Алексеевна

 

 

Тверь, 2020

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНО- ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................................................. 6

1. 1. Сущность понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия»............................................................... 6

1.2. Формы, методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий.......................................................................................... 9

1.3. Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников...................................................................... 31

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ......................................................................... 39

2.1.Выявление исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся  .......................................... 39

2.2. Разработка и реализация комплекса занятий по формированию универсальных учебных действий учащихся....................................................................... 49

Результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся......................................... 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 66

 

 

Введение

       В современном мире необходимо вступать в диалог и грамотно вести его, умение слушать и слышать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, этому способствуют коммуникативные УУД. К сожалению, в наше время младшие школьники зачастую вступают в конфликты с одноклассниками и родителями, агрессивно реагируя на замечания в свой адрес. При этом они в их возрасте желают общаться и взаимодействовать, легко усваивать демонстрируемою модель поведения, вследствие чего расширят и обогащают словарный запас. Большое педагогическое и общественное значение имеет для младших школьников коммуникация. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями – одно из важнейших умений личности в современном мире. Высокий уровень овладения этими навыками позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми в разных видах деятельности, и делать это эффективно.

Педагоги И.А. Генералова, Н.Ф. Букатов, Н.Н. Бахтин, доказывали целесообразность и возможность включения театрализованной деятельности в школьную активность младших учеников, так как в них заложен базовый уровень овладения коммуникативными универсальными учебными действиями. Этой теории придерживались также видные профессионалы в сфере сценического искусства. Потенциал театральной деятельности, как метода художественного развития, можно рассматривать как орудие вырабатывания коммуникативных умений. Использование театрализованной деятельности выполняет обучающие, развивающие и воспитательные функции. А так же позволяет педагогу воздействовать на развитие коммуникативных УУД ребенка.

Одним из средств, которое способствует накоплению коммуникативных умений в период развития ребенка, в условиях обучения называется театральная деятельность. Театральная деятельность недооценивается в педагогическом процессе, хотя это даёт огромные возможности для развития младших школьников, а именно в формировании коммуникативных умений. Театральными действиями и постановками вызывают эмоции и чувства, которые способствуют разнообразному развитию младшего школьного возраста. Младшие школьники анализируют, творчески мыслят, сопереживают, взаимодействуют друг с другом, принимая на себя ту или иную роль. Следовательно дети любят театрализованную деятельность. В ходе театрализованной деятельности диалог способствует развитии речи. Что имеет большое значение для формирования коммуникативных навыков младшего школьного возраста. Театрализованная игра способствует решить множество проблем эмоционально-психического развития младшего школьника, такие как: преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости, борьба со страхами посредством проигрывания роли, вхождения в образы. Также в процессе театрально-игровой деятельности развиваются психологические процессы: память, внимание, речь, самостоятельность, воображение. Препятствием для полноценного общения между младшими школьника является сложившаяся ситуация, которая выдвигает противоречие между тем, что школьники готовы общаться, но часто неадекватно выражают свои мысли, чувства и ощущения. Самое главное в современном процессе обучения младших школьников является умение грамотно говорить и умение правильно мыслить, что является актуальным. Формирование коммуникативных УУД младших школьников – представляется актуальной проблемой, так как их развитость влияет на успех обучения ребенка, а так же на течение социализации и становления личности.

Цель работы: теоретически обосновать театрально-игровую деятельность как средство формирования коммуникативных учебных универсальных действий у младших школьников.

Задачи исследования:

- дать понятие и охарактеризовать коммуникативные УУД;

- рассмотреть формы, методы и средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий;

- рассмотреть развитие коммуникативных УУД младших школьников с помощью театрально-игровой деятельности;

- провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников коммуникативных УУД;

- обобщить результаты и сделать выводы.

Объект исследования: коммуникативные УУД у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных УУД.

  Гипотеза: развитие коммуникативных УУД младших школьников будет проходить эффективнее, при соблюдении следующих условий:

- учитель понимает необходимость освоения ребенком УУД, знает, как правильно проектировать уроки направленные на формирование УУД и умеет организовать театрально игровую деятельность ученика в ходе которой осуществляется формирование УУД;

- создана или подобрана система упражнений для формирования коммуникативных универсальных учебных действий;

- деятельность педагогов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет осуществляться системно;

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, классификация.

Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование;

Статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: